Рабочая программа развивающего занятия - Прикладная информатика
рабочая программа по информатике (4 класс)

Роговской Алексей Анатольевич

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа в Капотне»

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

kapotnya.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ПК

завуч

на педсовете

Директор

С.П. Кудимова

В.А. Тихонов

Протокол № ____________

Протокол №__________

Приказ № ____________

от «___»________2020г.

«____»________2020г.

от «___»________2020г.

от «___»________2020г.

Рабочая программа

развивающих занятий: «Прикладная информатика»

учебник: «Информатика» 2 класс

авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова,

Л.П. Панкратова        

издательство/год: М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 г.        

на уровень образования: начальное общее        

дата составления: 25.05.2020 г.        

составители: А.А. Роговской

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы «Информатика» для 2-4 классов, Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, издательство Бином. Лаборатория знаний, 2012г.

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 34

Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель уникальна (в отличие от других дисциплин начального образования) – целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как они придут в старшие классы, подобно тому, как в начальной школе учат читать и писать – чтобы  в старших классах эти умения служили уже инструментом в многотрудной учебной деятельности. Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и охотно. Не рекомендуется допускать ситуацию, когда вместо того, чтобы пользоваться компьютером в старших классах, дети только начинают его познавать, удовлетворяя свой интерес к этому мощному современному инструменту для работы с информацией в компьютерных играх. В результате использования компьютера «не по назначению» (для компьютерных игр вместо инструмента поиска и обработки информации), школьники не только проигрывают в производительности учебного труда, но получают много негативных последствий для своего физического и духовного здоровья.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение ИКТ-компетентности.

Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются  умения и навыки  работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов  в формировании УУД.

Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Личностные: 

  • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • работать по предложенному плану;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» второклассники:

  • приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
  • научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
  • научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
  • приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
  • овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);

- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема №1 Виды информации. Человек и компьютер. (9 часов)

Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.

Тема №2 Кодирование информации (7 часов)

Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером. Здесь рассматриваются следующие темы: носители информации; кодирование информации; письменные источники информации; языки людей и языки программирования.

Тема №3 Информация и данные (10 часов)

Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию, а данные, т.е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных, что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. – для обработки разных  типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.

Тема №4 Документ и способы его создания. (9 часов)

Содержание 4 главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Коли-чество часов

Формы контроля

Практическая работа

Самос-тоя-тельная работа

Проект

1

Человек и информация

1

1

-

-

2

Какая бывает информация

1

1

-

-

3

Источники информации

1

1

-

-

4

Приемники информации

1

1

-

-

5

Компьютер и его части

1

1

-

-

6

ПР по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

1

1

-

-

7

Подготовка к ПР за 1 четверть

1

-

1

-

8

ПР за 1 четверть

1

-

1

-

9

Работа над ошибками

1

-

1

-

10

Носители информации

1

1

-

-

11

Кодирование информации.  Письменные источники информации

1

1

-

-

12

Языки людей и языки программирования.

1

1

-

-

13

ПР по теме «Кодирование информации»

1

1

-

-

14

Подготовка к ПР за 1 полугодие

1

1

-

-

15

ПР за 1 полугодие

1

1

-

-

16

Работа над ошибками

1

-

1

-

17

Текстовые данные

1

-

-

-

18

Графические данные

1

1

-

-

19

Числовая информация

1

1

-

-

20

Десятичное кодирование

1

1

-

-

21

Двоичное кодирование

1

1

-

-

22

Числовые данные

1

1

-

-

23

ПР по теме «Информация и данные»

1

1

-

-

24

Подготовка к ПР за 3 четверть

1

1

-

-

25

ПР за 3 четверть

1

1

-

-

26

Работа над ошибками

1

1

-

-

27

Документ и его создание

1

1

-

-

28

Электронный документ и файл

1

1

-

-

29

Поиск документа

1

1

-

-

30

Создание текстового документа и графического документа

1

-

-

1

31

ПР по теме «Документ и способы его создания»

1

-

-

1

32

Подготовка к ПР за год

1

-

-

1

33

ПР за год

1

-

-

1

34

Работа над ошибками

1

-

1

-

Итого:

34

25

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа развивающих занятий в 1 классе

Рабочая программа развивающих занятий для учащихся 1 класса в адаптационный период.Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 1-2 классов по информатике...

Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...

Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( УМК "Школа России"

Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( " Школа России)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету прикладной, профильный труд Технологии: «Растениеводство», «Уход за жилым помещением» «Ручное шитье».

      Программа по прикладному, профильному труду рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с расстройствами аутист...