Рабочая программа развивающих занятий в 1 классе
методическая разработка (1 класс) по теме

Казакова Татьяна Алексеевна

Рабочая программа развивающих занятий для учащихся 1 класса в адаптационный период.Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_programma_na_adaptac_period_1_kl.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                          

Зам. директора по УВР

 МБОУ «Чернская СОШ №2»

 __________  

«_____»________________2011    г.  

Утверждена


                                 Директор  МБОУ «Чернская СОШ №2»


                ----------------   О.И.Андрианова

МБОУ «Чернская средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа

развивающих занятий

для учащихся 1 класса

Учитель: Казакова Татьяна Алексеевна

Рассмотрена  на заседании МО

                                                                                                                          учителей начальных классов

     протокол №1  

                                                                                               от «     »   

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов, регламентирующие организацию и обучение в 1 классе:

  1. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
  2. федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
  3. приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241).
  4. В основу программы включены методические разработки  Дереклеевой Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья учащихся», методические разработки  Г.П.Сергеевой «Музыка в 1 классе», Н.Г.Курносовй «Развивающие занятия  с детьми начальной школы», «С.И.Тукачевой «Адаптационные занятия с первоклассниками»,  Н.А.Касаткиной «Развивающие занятия в группе продленного дня в начальной школе»

Программа рассчитана на 40 часов первой четверти.

    Предложенные игровые занятия  направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и его духа,

    Для организации и проведения занятий используются различные формы:  игры и игровые упражнения, мини-соревнования, спортивные состязания, занятия-прогулки, занятия-путешествия, тренинги. По возможности все занятия проводятся на свежем воздухе.

    В программу включены игры, игровые упражнения, эстафеты  без предметов и с предметами. Многие игры предполагают использование предметов из обычного обихода школьника (книга, лист бумаги, карандаш, стаканчик из-под йогурта и др.). Они легко могут быть интегрированы в любые предметные уроки, а также проводиться самостоятельно.

Цели:

  1. создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению;
  2. расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук,
  3.  формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений,
  4.  формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
  5. творческое сотрудничество, развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, воплощение образов через движение своего тела;
  6. доверительность отношений между учеником и учителем;
  7. максимальное вовлечение учащихся в активную двигательную деятельность по сохранению собственного здоровья;
  1. привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой;
  2. укрепление физического и психического здоровья учащихся; снятие напряжения
  3. умение использовать изученные упражнения в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Художественным занятиям принадлежит особая роль.

Развивающие занятия  проводятся в форме экскурсий или игр:

  1. подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах;
  2. сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа -художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можносделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.;
  3. занятия-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», занятие-игра «Бумажная авиация» и т.д.);
  4. экскурсии в школьный музей ,работа в цветнике (при наличии инвентаря соответствующего возрасту ребенка).

Атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших  художественных занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея - народного декоративно-прикладного искусства); игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.

В организации развивающих музыкальных занятий  учителем используются следующие образно-игровые приемы:

  1. пластическое интонирование;
  2. музыкально-ритмические движения;
  3. свободное дирижирование;
  4. игра на элементарных музыкальных инструментах;
  5. разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Развивающие занятия физической культурой имеют занимательную основу, способствуют развитию наблюдательности, фантазии, учащихся, их интереса к окружающей действительности. В ходе занятий используется информация, связанная с олимпийским движением, с правилами гигиены, закаливания, правильного дыхания и питания, с режимом дня младшего школьника и др. Это развивает познавательный интерес учащихся, их кругозор.

    Информация о достижениях великих спортсменов (в разделе Олимпийская азбука) позволяют понять учащимся,  каким путем они достигли своих успехов, с какими трудностями встречались и как научились преодолевать препятствия на пути к спортивным достижениям. Эта информация  будет способствовать развитию кругозора учащихся, их нравственной культуры, гордости за успехи героев спорта своей страны.

    Используемые игровые упражнения способствуют созданию условий для того, чтобы ребенок  сам осознал необходимость занятий физкультурой и спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь.

  Ребята должны научиться, не только красиво выполнять предлагаемые учителем  задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое, необычное. Это разнообразит занятия, делает их более творческими, яркими и запоминающимися.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Содержание  (тема занятий)

1

1

Игровое занятие «Физкультура и спорт в жизни людей». Знакомство учащихся с физкультурным залом, его снарядами. Разновидности спортивного инвентаря. Игровые упражнения  на развитие двигательной активности: «Я расту», «Живые картинки», «Зеркало» (на свежем воздухе). Правила безопасного поведения на занятиях.

2

Занятие -экскурсия    «Какого    цвета    осень?»    Сбор природного    материала,    форма    предметов    и размер.   Игра   «На   что  это   похоже?»   Создание осенней композиции из различных предметов.

3

2

Игровое занятие  «Гигиена Олимпионников». Знакомство с правилами  гигиены для сохранения здоровья.  Игра «Утренняя эстафета» (на свежем воздухе).Олимпийская азбука (история о Вильме Рудольф, американская спортсменка). Игровые двигательные упражнения с мячом: «Колобок», «Цирковые трюки», «Жонглеры-математики».

4

Занятие-экскурсия  в школьный сад «Во саду ли,  в огороде». Знакомство с плодовыми деревьями и кустарниками. Развитие восприятия, эстетического любование природой

5

Занятие  с элементами инсценировки.  Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.

6

3

Игровое занятие «Зарядка в стране Олимпионников». Олимпийская азбука (первые Олимпийские игры). Знакомство с режимом дня учащихся. Знакомство с основными движениями рук, ног, туловища, головы. Комплекс утренней зарядки под музыку.

7

«Образы родного края» Занятие-путешествие по поселку . Красота   осеннего луга и реки. Наблюдаем за природой, развиваем глазомер. Игра «Что расположено дальше? ближе?»

8

«Яблоневый сад осенью» Занятие-игра  Разнообразие сортов    яблок    и    форм    плода:     овал,    круг; разнообразие яблок по цвету: зеленые, желтые, красные;     разнообразие     плодов     по     форме: большие,    маленькие,    средние:    разнообразие плодов   по   вкусу:  

9

Занятие-игра. Музыкальный фольклор народов России и мира. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа (песенка-игра «Хоровод», пластическое интонирование)

10

4

Игровое занятие  на свежем воздухе «Страна  двигательных упражнений с предметами». Олимпийская азбука (рассказ о Пьере де Кубертене). Комплекс упражнений «Спортивный парад» с флажками. Челночный бег с переносом кубиков.

11

«Сказочное  животное». Занятие-наблюдение заоблаками, их формами, цветом, размером. Игра «На что похоже облако?»    Вырезание из бумаги различных       форм       и       фигурок       (развитие воображения». ТБ при работе с ножницами.

12

5

Игровое занятие «Движение есть движение». Игровые упражнения на развитее внимательности, наблюдательности, синхронности: «Близнецы», «Путаница», «Театр пантомимы». Необыкновенная эстафета.  

13

Занятие-путешествие   «В   гости   к   осени»   Красота осенней  природы:  краски деревьев,  неба, луга, леса: наблюдение,     эстетическое     любование,  восприятие прекрасного.   Разнообразие формы и красок листьев «Угадай, чей листок» игра.

14

Игровое занятие на свежем воздухе. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками - попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

15

6

Игра-путешествие в страну «Царица Осанка». Рассказ о значении осанки в жизни человека. Упражнения по формированию осанки учащихся с предметами и без них: «На посту», «Тревога», «За водой», «Препятствие». Эстафеты с предметами.

16

Занятие-игра   «Птичий   базар».   Разнообразие   птиц нашего края. Слушаем птичьи голоса. Игра «Узнай меня по голоску» Лепка фигурки воробья (пластилин, перышки). ТБ при работе с пластилином, стекой.

17

7

Игровое занятие: формируем осанку. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Дыхательные упражнения. Игра на внимание «Внимание, класс!»

18

Занятие-экскурсия   в   школьный       музей   «Красота изделий народных умельцев». Изделия тульских мастеров.   «Тульский   самовар  -  всему   голова» (викторина)

19

Игровое занятие на свежем воздухе. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Знакомство с народными  песенками - попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

20

8

Игровые двигательные упражнения с воздушными шарами. Разминка под рифмованные строчки. Правила выполнения дыхательных упражнений. Игра «Птичья стайка».

21

Занятие-игра      «Осенью      капуста      -      барыня» Разнообразие    даров    осени,    их    применение. Сравнение    по    форме,    цвету,  размеру.    Игра «Собери   урожай».   Лепка   фигурок   овощей   по представлению.

22

9

Игровое занятие: «Бег вчера и сегодня». Обсудить значение бега в жизни человека. Комплекс упражнений для развития навыков бега. Формулировка правил поведения во время бега.  Игра «Светофор».

23

Коллективная   работа-игра   «Мы   -   художники-архитекторы» Творческая мастерская   «На лесной полянке    -    школа    для    зверят»    (природный материал, пластилин, цветная бумага)

24

Занятие-импровизация

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.

Определение жанра на слух, собственная импровизация.

25

10

Игровое занятие «Бег в стране Олимпионников».  Олимпийская азбука (история о почтальоне с о. Куба).  Знакомство с упражнениями для бега с предметами. Эстафеты с предметами (на свежем воздухе).

26

Занятие  на пришкольном участке: сгребаем опавшие листья, собираем  сухие веточки. Учимся работать граблями. Игра «Чья куча листьев больше».

27

11

Игровое занятие «Прогулка в лес». Олимпийская азбука ( бегун из Финляндии Пааво Нурми). Беседа как научиться преодолевать препятствия и что для этого нужно. Выполнение упражнений в беге с преодолением препятствий.

28

Занятие-игра «Игра в художника и зрителя» Создание образов различных зверей через движение тела «Зайчик»,     Мышка»,     «Медвежонок»,     «Ужик» (пантомима)

29

Занятие-фантазия. Музыка осени. Связываем жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями. Использование музыкального интонирования для определения образа.

30

12

Мини-соревнования «Играя, подружись с бегом». Олимпийская азбука (рекорды нашей школы). Игра «Замри» ( на свежем воздухе).

31

Занятие-игра      «Осенью      капуста      -      барыня». Разнообразие    даров    осени,    их    применение. Сравнение    по    форме,    цвету,,    размеру.    Игра «Собери   урожай».   Лепка   фигурок   овощей   по представлению.

32

13

Игровое занятие «Учимся прыгать». Беседа о значении прыжков в жизни человека. Игровые упражнения с прыжками на двух ногах, на одной ноге, через скакалку. Игра «Веселая скакалка».

33

Занятие-экскурсия  на  пришкольный участок.      Сбор природного   материала   для   создания   осенней композиции   (листья,   веточки,   желуди,   шишки, мох)

34

Занятие-игра “Сочини мелодию осени». Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

35

14

Игровое занятие «Прыжки в стране Олимпионников». Олимпийская азбука (необычные истории с обычными прыжками).  Знакомство с правилами выполнения прыжков.  Прыжки с предметами и без предметов: «Шахматы, «Акробаты», «Летка - енка», «Лягушки». Упражнения на расслабление.

36

Занятие-фантазия    «Пучок   соломы   -   обратись   в куколку».        Создание    из    пучка    сухой   травы (соломы) куколки    при помощи ниток. Развитие мелкой моторики, глазомера (умение связывать         пучок    травы     нитками,    умение действовать    по    образцу).    ТБ   при работе с ножницами.

37

15

Знакомство с доктором «Закалкин». Из жизни замечательных людей  (рассказ о великом русском полководце А. В. Суворове). Значение закаливания организма для укрепления здоровья учащихся.   Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта.                                                                                                      

38

Коллективная   работа-игра   «Мы   -   художники-архитекторы» Творческая мастерская   «На лесной полянке    -    школа    для    зверят»    (природный материал, пластилин, цветная бумага)

39

Занятие-импровизация. Музыка Тульского края. Тульская напевы, тульская гармошка. Игра на простейших  детских музыкальных инструментах (барабан, ксилофон) маленьких  детских песенок  (воспроизведение  услышанного ритма и мелодии)

40

16

Спортивные состязания «Путешествие в страну Физкультурию».

Литература:

  1. Дереклеева Н. И.,  Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. М.: ВАКО, 2004.
  2. Арзуманов С.В., Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям, М., Феникс, 2009.
  3. Лях В.И., Физическая культура, 1-4 кл, Просвещение, 2006;  
  4. Фатеева Л. П. 300 популярных игр для младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  5. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  6. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005.
  7. Мальцев А.И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников, Феникс, 2000.
  8. Погадаев Г.И., Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом, Дрофа, 2008.
  9. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева «Музыка в 1 классе» Просвещение, Москва, 2009 г.
  10. Н.Г.Курносова  «Развивающие занятия с детьми начальной школы» «Учитель», Волгоград№, 2009 г.
  11. С.И.Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками» , «Учитель», Волгоград, 2009 г.
  12. «Поделки из природного материала», АСТ-пресс, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс

рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс. Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...

Рабочая программа развивающего занятия - Прикладная информатика

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...