рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс
рабочая программа

рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 01- класс. Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx60.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение  школа  №17

Невского района Санкт-Петербурга

192131,  Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60

ОКПО 53250470  ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Образовательного учреждения                           Директор ГБОУ школа № 17

Протокол №         от                                               _________________ Сандеева С.В.    

Приказ № ___ от ______ 2018 года

Рабочая программа

Предмет: коррекционно-развивающие занятия

Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Класс: 0-1В

Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

  1. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи рабочей программы:

Формирование интереса у учащихся  к предметному, рукотворному миру;

Освоение простыми действиями с  предметами и материалами;

Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

Овладение навыками предметно – практической деятельности, как основой для    навыков самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и  трудовой деятельности.

  1. Общая характеристика учебного предмета:

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Коррекционно-развивающие занятия в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначены как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.В соответствии с календарным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа реализована за 66 часов.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные:

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Предметные:

-повторяет движения тела по примеру взрослого

-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы

-выкладывает с помощью палочек простые изображения

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах

-находит одинаковые по звуку предметы

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке

-строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

5. Содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Сенсорное развитие

Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств

Предметно-практическая деятельность

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Двигательное развитие

Развитие мелкой моторики - развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.

Ориентировка в пространстве» - шаги, построения, перестроения.

Обучение навыкам самомассажа.

Альтернативная коммуникация
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

6. Описание материально – технического  обеспечения

Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства.

7. Характеристика класса.

В классе обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка.

Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.

Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, отсутствие речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания

У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.

 У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Характерно неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста.



8.Календарно-тематическое планирование

Раздел

Дата (план)

Дата (факт)

Тема урока

Количество часов на тему

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие

«Посмотри на меня»

1

Наблюдать за эмоциями на лице: улыбка, грусть. Соотносить эмоции учителя с пиктограммами.  

Видеть и определять из ряда игрушек ту, которую

убрали или добавили.

Запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2 игрушки).

Прослеживать взглядом за движущим предметом. Называть предмет, показывает предмет на картинке.

Умеет удерживать взгляд на учителе, знаком с пиктограммами улыбка, грусть. Умеет соотносить пиктограмму со своей мимикой

Умеет запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки из двух предметов.

Видит изменения в игрушке (есть бантик, нет бантика и т.д.)

Прослеживает взглядом за движущим предметом. Показывает пальцем в след  за движущим предметом

Подбирает пазлы-вкладыши

Соотносить игрушку с картинкой показывает пальчиком свою картинку

(У меня машинка, найди на картинке машинку и покажи мне её)

Имеет представления о цвете (желтое как солнышко,

зелёное как травка)

Удерживает взгляд на игрушке, выбирает соответствующую игрушку предложенную учителем, захватывает игрушку, удерживает в руке.

Умеет правой рукой захватывать кольцо, левой рукой придерживать стержень, нанизывать кольца на стержень

Умеет играть на музыкальном инструменте, извлекая звуки (барабан, дудочка)

Подражает животным голосам

Умеет находить на картинке животное по требованию учителя и воспроизводить его звук

«АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»

Умеет играть на музыкальном инструменте, извлекает звуки (барабан, дудочка)

Знает свойства бумаги- рвется, мнется

 Зрительное восприятие

«Чего не стало?»

1

 Зрительное восприятие

«Поставь игрушки на своё место».

1

 «Зрительное восприятие»

«Куда полетела бабочка?»

«Куда поехала машина?»

2

Зрительное восприятие

«Чья тень?»

2

Зрительное восприятие

«Машинка»

«Бабочка»

2

«Зрительное восприятие»

«Зелёная травка»

«Желтое солнышко»

1

 «Зрительное восприятие»

«Манипуляция больших и маленьких предметов»

1

Зрительное восприятие

«Надевание колец на стержень»

«Разбери пирамидку»

2

Слуховое восприятие

«Чей звук?»

(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»)

«На чем играет Петрушка?»

2

«Слуховое восприятие»

«Как говорят животные?»

2

Слуховое восприятие

«Какой звучит инструмент?»

2

Кинестетическое восприятие

«Меховой мишка и бумажный мишка»

2

Предметно – практическая деятельность

«Рвём бумагу и складываем в коробочку»

«Смешай краски»

«Мыльные пузыри»

2

Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами)зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки

Захватывает кубик, удерживает, ставит кубик на кубик, перекладывает кубики с одного места на другое

Сформированыприемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, нанизывание.

Умеет набирать краску на кисть,

опускать кисть в баночку с водой,

производить круговые движения кистью

(смывания краски с кисти),отжимать кисть о край баночки

Умеет набирать в ложку  горошины, пересыпать из ложки в миску

Захватывает, удерживает,  

нанизывает бусины на шнурок.

Умеет совершать манипулятивные действия с игрушками, извлекает звук с помощью игры.

Сформированы предметные действия с различными предметами.

Обращает на величину предметов. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая».

Умеет брать кисть в правую руку,

удерживать, набирать краску,

производит мазки

«Пересыпь горох»

«Открой баночку, заполни её фасолью»

2

«Собери бусинки»

«Заведи машинку»

2

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку»

«Открой баночку, сложи бусины»

2

«Матрешка»

«Найди предметы в песочнице»

2

«Рисование красками,

лучики солнца»

1

Двигательное развитие

 «Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке»

2

Выполняет действия в соответствии с потешкой

Умеет имитировать движения кошки

(передвигается тихо, охотится притаившись и т.д.)

Отбивает воздушные шары, ловит по требованию учителя шарики определенного цвета.

Выполняет действия в соответствии с правилами игры.

Выполняет движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. слушает музыку.

Сформированы двигательные качества, умения и навыки; Развиты двигательные способности.

Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружаю

щей обстановке

Выполняет действия в соответствии с потешкой, имитирует ходьбу медведя, прыгает как заяц.

Умеет кружится в такт музыки в одну сторону в другую сторону

Умеет бегать, подпрыгивать, ловить шары, бабочек.

Умеет подключать эмоциональную передачу характерного образа (мимикой, движением туловища, характером передвижением)

Сформированы представление о пространстве собственного тела, его положении и знания о частях тела другого человека.

«У медведя во бору»

«Заинька попляши»

2

29.01

«Кошка и воробушки»

«Воздушные снежинки»

2

«Воздушные шары»

«Бабочки»

2

«Гуси-гуси»

«Воробушки и автомобиль»

2

«Заинька попляши, беленький попляши»

«Ладушки – ладушки»

«Сорока белобока»

2

Альтернативная коммуникация

«Узнай, какое у меня настроение»

«Позови меня (жестом, звуком, словом)»

1

Читает пиктограммы «эмоции».

Обучать обращаться к сверстнику по имени

Имитирует движения животного

Использует в речи простые предложения:

«Кукла Катя спит. Кукла Катя пьет и т.д.»

Находит предмет на картинке, соотносит с его тенью.

Выполняет действия по подражанию действиям учителя  внеречевыми средствами общения. Умеет складывать (доставать) карандаши в (из) коробки

 Понимает речь, выражает с помощью языка свои мысли и чувства посредствам речевых и неречевых средств: слова, мимика, жест

Сформированы пространственные  представлениям, умеет отражать в речи с помощью предлогов(на, под, за) местонахождениение вещей.

Умеет показывать пиктограммы с действиями, соотносит свои действия (Я, хочу пить. Я, пью. Я бегу, стою, сижу и т.д.)

Умеет различать цветные палочки по цвету, раскладывать на две группы (желтые, зеленые)

«Теремок»

«Колобок»

2

 «Мишка косолапый»

«Наша, Таня громко плачет»

2

«Игра жестов,

книга – разговоров»

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

2

«Найди такой же»

«Найди пару»

 «Назови, одним словом»

 «Что лишнее?»

2

«Разноцветные палочки»

2

Предметно-практическая деятельность

 «Поделки из пластилина»

«Колобки,

колбаски»

2

Наливает воду в таз с помощью кружки, смешивает холодную воду с горячей.

Ищет предметы по описанию учителя

соотносит части тела человечка со своими частями тела

Выбирает картинки, раскладывает картинки  по обобщенному признаку.

(Это сапоги, туфли-это обувь.

Это штаны, кофта-это одежда и т. д.)

Умеет брать пластилин, соотносить цвет пластилина с цветовой пиктограммой

 (желтый, зеленый)

Наливает воду в таз с помощью кружки, смешивает холодную воду с горячей.

Умеет находить предметы по описанию учителя

Умеет соотносить части тела человечка со своими частями тела

Умеет производить действия с куклой

(усаживать, кормить, укладывать спать)

Умеет удерживать взгляд на учителе, знаком с пиктограммами «улыбка», «грусть». Умеет соотносить пиктограмму со своей мимикой

«Поможем кукле Кате прибраться»

«К нам придут гости»

2

«Чудесный мешочек»

«Игры в песочнице»

2

Дид. игра «Собери человечка»

2

Дид. игра «Кукла Катя и её игрушки»

Аппликация    

« цветочный букет»

3

Итого: 66 часов


Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...