Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности «Наш друг - компьютер».
рабочая программа по информатике (4 класс)

Шитягина Марина Владимировна

Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности «Наш друг - компьютер».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»      

на заседании м/о

____________________

Протокол № ______. от

___.____.20   г._______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

 по содержанию дополнительного образования ГБОУ «Вешняковской школы»

___________________________________

_____.____.20   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности 

на 2021/22 учебный год

«Наш друг - Компьютер»

Класс: 4

Педагог дополнительного образования: Шитягина М.В.

Количество часов в неделю – 1;

Срок реализации – 6 месяцев.


Пояснительная записка

Направленность

Техническая.

Актуальность

        Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Программа курса ориентирована на развитие у детей фантазии и творческого воображения, формирование информационных компетенций. Занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий вовлекают учащихся в творческую работу, в ходе которой развивается личность ребенка, творческий подход, формируется информационная культура. При выполнении заданий ребята будут учиться оживлять изображения, выстраивать сюжет, и реализовывать задуманный проект при помощи компьютера.

Программа осуществляет освоение умений работать с текстовой графической информацией и использовать инструменты ИКТ – текстовые, графические редакторы, редакторы презентаций; позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины.  Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты.

        Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск.

        Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.

Новизна

        Основная задача, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования. Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения.

Создание мультимедиа проектов способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Учащиеся охотно включаются в процесс создания проектов, работают длительно и устойчиво, проявляют выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения.

Изучение курса «Наш друг - Компьютер» позволит учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов создания информационных ресурсов на основе мультимедиа и интернет-технологий, уверенному общению с персональным компьютером. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения.

Педагогическая  целесообразность

   Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.

Цели и задачи курса:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
  • развитие умственных и творческих способностей учащихся;
  • адаптация ребенка к компьютерной среде;
  • овладение основами компьютерной грамотности;
  • использование на практике полученных знаний в виде, докладов, программ, решение поставленных задач.  

Ожидаемые результаты

Выпускник научится:  

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
  • выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);  
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
  •  набирать текст на русском и иностранном языках;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста, использовать автоматический орфографический контроль;  
  • создавать изображения с помощью графического редактора и сохранять их;
  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);  
  • искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликаций);  
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:  

  • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;
  • представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.);
  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
  • критически относиться к информации и к выбору её источника;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку; писать пояснения и тезисы для презентации;
  • размещать сообщения в информационной образовательной среде ОО.


Тематический план

Тема

Количество часов

Информация и информационные процессы

1

Компьютер и устройства компьютера

3

Создание и обработка текстовых документов

6

Компьютерная графика

8

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии

8

Повторение

4

Всего

30

Содержание курса

Информация и информационные процессы – 1 час

Правила поведения в компьютерном классе. Права и обязанности учащихся кружка. Задачи кружка. Техника безопасности в компьютерном классе и организация рабочего места. Информация и информационные процессы.

Компьютер и устройства компьютера – 3 часа

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства. Умение работать компьютерной мышкой, работать  на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

Создание и обработка текстовых документов – 6 часов

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

Компьютерная графика – 8 часов

Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint.  Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять  рисунки. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору.

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии – 8 часов

Знакомство с редактором создания презентаций, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперссылки.

Повторение – 4 часа

Повторение. Подведение итогов года.

Материально-техническое обеспечение

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиапроектор
  3. Принтер
  4. Источник бесперебойного питания
  5. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
  7. Сканер
  8. Цифровой фотоаппарат
  9. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства

1.        Операционная система.

  1. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  2. Антивирусная программа.
  3. Клавиатурный тренажер.
  4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  5. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
  6. Браузер (входит в состав операционных систем или др.)

Метапредметные связи

Курс «Наш друг - Компьютер»  предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи из смежных предметов.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Информация и информационные процессы.

1

Компьютер и устройства компьютера

2

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.

1

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

4

Управление компьютером.

1

Создание и обработка текстовых документов

5

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов.

1

6

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

1

7

Редактирование текста.

1

8

Текстовый фрагмент и операции с ним.

1

9

Форматирование текста.

1

10

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

1

Компьютерная графика

11

Компьютерная графика. Растровые и векторные изображения.

1

12

Растровый графический редактор Paint.

1

13

Преобразование графических изображений.

1

14

Создание графических изображений.

1

15

Работа с фрагментами.

1

16

Векторный графический редактор.

1

17

Создание изображений в векторном редакторе.

1

18

Создание изображений в векторном редакторе.

1

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии

19

Мультимедийные компьютерные презентации.

1

20

Дизайн и макет слайдов.

1

21

Переходы между слайдами. Анимация слайдов.

1

22

Вставка звука и видео в презентации.

1

23

Создание управляющих кнопок и гиперссылок.

1

24

Режимы демонстрации презентации.

1

25

Создание презентации.

1

26

Создание презентации.

1

Повторение

27

Повторение.

1

28

Повторение.

1

29

Повторение.

1

30

Подведение итогов года.

1

 

Всего

30


Список рекомендуемой литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
  2. Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
  3. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.

Цифровые и информационные ресурсы (в том числе ресурсы Интернета)

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"

Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности

Программа разработана на основе  авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ дополнительного образования «Информатика в играх и задачах»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей начальной школы (3-4 классы)Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах&ra...