Программирование в среде Scrath
статья по математике

Артюшенко Екатерина Алексеевна

В современном мире программирование является широко востребовано, ведь ни одно устройство не работает без написанной программы. На сегодняшний день существует несколько языков программирования для детей. Одним из таких языков является Scratch.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программирование младшими школьниками в среде Scratch

В современном мире программирование является широко востребовано, ведь ни одно устройство не работает без написанной программы. На сегодняшний день существует несколько языков программирования для детей. Одним из таких языков является Scratch.

Scratch разработала небольшая группа программистов в Массачусетском технологическом институте. В 2003 году появился первый экспериментальный вариант. Целью создания Scratch является его изучение в качестве первого языка программирования. Это касается не только детей, но и людей, у которых есть желание познать язык программирования.

Официальный выпуск языка состоялся 2006 году. С тех пор этот язык начали использовать во всем мире.

Scratch дает возможность людям создавать свои мультфильмы, игры, собственные анимационные истории, фильмы и много другое.  Этот язык был создан как продолжение языка Logo. Поэтому внешний вид состоит из блоков. Человеку, осваивавшему данный язык, необходимо собрать и соединить блоки таким образом, чтобы управлять героем своей игры. Основными объектами Scratch являются спрайты.  Символ Scratch – рыжий котёнок [1, 2, 5].

Основные особенности Scratch:

блочное программирование. Для создания программ, нужно просто совместить графические блоки вместе в стенках. Блоки можно собрать только в синтаксически верных конструкциях, следовательно, это исключает ошибки;

манипуляции данными. Можно создавать программы, которые смешивают и управляют графику, музыку, анимацию и звуки;

совместная работа и обмен;

Интерфейс программы создан в расчете на детей, поэтому он хорошо понимается и осваивается людьми разных возрастов.

Рассмотрим, как устроена среда [1,3,4]. После запуска программы экран имеет вид. (рис.1)

Рис. 1. Интерфейс программы

Рис.2. Сцена

Рис.3. Спрайты

Рис.4. Создание спрайтов.

Результаты работы проекта отображается на главной области – сцене, которая располагается в правой части экрана (рис.2).

Для того, чтобы на сцене происходили действия необходимо создать спрайт (рис.3).

Котёнок в Scratch – не единственный объект. Можно добавить и другие спрайты. Сделать это можно несколькими способами: выбрать из библиотеки, нарисовать в среде программирования, загрузить из компьютера (рис.4).

Для этого предусмотрено специальное меню, которое находится внизу на панели спрайтов.

Информация о спрайте отображается в средней части экрана – поле скриптов (рис.5). На этом поле описывается поведение спрайтов.

Рис.5. Поле скриптов

Рис.6. Палитра блоков

Рис.7. Начало первого скрипта

Рис.8 Тренажер таблицы умножения

Создавая скрипты, используют палитру блоков, которая находится в левой части экрана (рис.6). В ее верхней части располагаются 8 разноцветных кнопок, которые выбирают нужную группу команд: движение, внешность, звук, перо, контроль, сенсоры, числа, переменные. Команды выбранной группы отображаются в нижней части выбранного окна.

Когда все готово, можно нажать кнопку   и перейти в полноэкранный режим, в котором сцена займет весь экран.  После того как проект создан в Scratch его можно разместить на сайте http://scratch.mit.edu/ [6]

Вот так, к примеру, выглядит в Scratch программа, тренажер таблицы умножения (рис.8).

А так выглядит тренажер таблицы умножения. (рис.9,10,11) Младшим школьникам нравится заниматься по тренажеру, ведь это игра, но игра очень нужная, так они тренируют логическое мышление, память.  

 

Рис.9

Рис.10

Рис. 11

Я написала свой первый скрипт и «загорелась» Scratch. При помощи Scratch я создала: викторину «Путешествие в страну сказок» (рис.12,13,14,15), тренажер устного счёта(рис.16), анимационную сказку «Репка» ( рис.17).

Рис. 12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис. 16

Рис.17

В данном тренажере  за 30 секунд нужно перемножить как можно больше чисел от 2 до 12.(рис.16)

Scrath можно использовать на уроках  в начальной школе и смысл работы состоит в том, чтобы актуализировть знания, отработать понятия, выяснить, что учащиеся понимают хорошо, а где нужны ещё разъяснения и дополнительная работа.

Безусловно, все Скретч-проекты являются творческими, будь то интерактивный квест, поющий мультипликационный герой или тест о правописании суффиксов.

Скретч-проекты зачастую содержат игровые элементы или полностью являются игровыми. Так, например, мультяшный кот может рисовать графики, а забавный человечек - беседовать о правилах русского языка или рассказывать алгоритмы арифметических действий.

Подводя итоги, я сделала вывод о том, что Scrаtch является одним из лучших языков программирования для начинающих и отлично подходит для обучения детей. Ведь занятия в среде Scratch способствует:

  1. Развитию логического мышления. С самого начала работы со Scratch дети учатся придумывать сценарии поведения персонажей в своих проектах, что помогает им быстро развить логическое и абстрактное мышление.
  2. Легкому усвоению математики. Работая со Scratch, дети получают представления о таких математических понятиях, как координаты, переменные и случайные числа. Все эти знания дети получают в игровой форме, и применяют их в своих проектах с пониманием и осмыслением.
  3.   Проектная работа. Маленькие разработчики проходят через все стадии создания проекта: формирование идеи, создание прототипа, исправление ошибок, получение обратной связи и дальнейшее совершенствование проекта
  4. Развитию коммуникативных навыков. Проводя разработку новой игры или мультфильма, дети учатся находить общий язык со сверстниками, искать новые пути решения поставленных задач в команде, используя свои навыки.

Список источников

1. Белова Г.В. Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги. – М.: Солон, 2007.

2. Бин Нгуен. Объектно-ориентированное программирование на IBMSmalltalk. – М.: Диалог-МГУ, 1996.

3. Бокучава Т.П., Тур С.Н. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов. М.: BHV, 2007.

4. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений – М.: Вильямс, 2008.

5. Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2007.

6.  Scratch - Imagine, Program, Share: http://scratch.mit.edu/ ( дата обращения: 20.11.19)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программирование в среде Scratch Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» Психолого-педагогический факультет Кафедра теории и методики начального образования Составила студентка группы №31 очного отделения ППФ Козлова Екатерина Алексеевна

Слайд 3

Сцена Область спрайтов Интерфейс программы

Слайд 4

Создание спрайтов

Слайд 5

Поле скриптов Начало первого скрипта Палитра блоков

Слайд 6

Scratch программа тренажер таблицы умножения

Слайд 9

Scrаtch является одним из лучших языков программирования для начинающих и отлично подходит для обучения детей

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Scratсh- визуальная учебная среда для обучения школьников программированию

Презентация предназначена для эффективной организации   внеурочной деятельности в 1- 4 классах по программе "Компьютер- друг".Представлены материалы, которые в доступной форме позволяют достаточн...

Программирование в среде ЛОГОМИРЫ 3.0

Рабочая программа факульативного курса "Программировние в среде ЛОГОМИРЫ 3.0"...

Программирование в среде Scretch "Знакомство ".

Конспект урока и презентация для знакомства со средой программирования Scretch. 3 класс. Внеурочное занятие....

Программирование в среде Scretch "Случайные числа ".

Знакомство с понятием "Случайные числа. Применение понятия и команды в среде программирования scretch....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интеллектуальная направленность) «Увлекательное программирование в среде Scratch»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательног...

Конспект занятия внеурочной деятельности с использованием среды программирования Scratch.

Конспект занятия внеурочной деятельности с использованием среды программирования Scratch. Создание интеракативного плаката....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Увлекательное программирование в среде «Scratch» для 3-4 классов.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Увлекательное программирование в среде «Scratch» для 3-4 классов....