Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
методическая разработка по информатике

Левина Вероника Сергеевна

В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_urovnya_.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать и

реализовать комплекс условий для развития математической речи младших

школьников.

Задачи :

1. Разработать и реализовать на практике модель развития математической речи, включающей в себя условие по развитию

математической речи младших школьников;

2. Подобрать методику для определения уровня сформированности

математической речи у младших школьников, определить показатели и

критерии ее развития и провести диагностику.

С целью проверки уровня развития математической речи у младших школьников нами проводилась методика, описанные Р.С. Немовым. Методика определения понятий дает информацию о соответствующем познавательном процессе, включая определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль), пассивного и активного словарного запасов ребенка.

Перед началом диагностики ребенку предлагалась следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово под любым номером, например, слово «квадрат». Как бы ты объяснил это?»

1. Дециметр, минута, килограмм, км/ч, шар.

2. Масса, площадь, треугольник век, линейка.

3. Тонна ,литр, скорость, секунда, овал.

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из трех предложенных наборов. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то мы оставляли его и зачитывали следующее по порядку слово.

Испытуемые

учащиеся

Количество баллов за каждое определение

1

2

3

4

5

Всего

1

Копытова Аделина

0,5

1

1

1

0,5

4

2

Корзинин Иван

1

1

1

1

1

5

3

Майор Кристина

1

1

1

1

1

5

4

Орешина Екатерина

0,5

0,5

0,5

0

0,5

2

5

Казымова Александрна

1

1

1

1

1

5

6

Бухович Олеся

1

1

1

1

1

5

7

Наседкина Светлана

0,5

0

0,5

0

0

1

8

Шелег Виктория

1

0

0

0

0

1

9

Смирнова Лия

1

1

1

1

1

5

10

Пахатинская София

1

1

1

1

1

5

11

Козырева Софья

1

1

1

1

1

5

12

Минаева Татьяна

1

1

1

1

1

5

13

Грачёва Злата

1

1

1

1

1

5

В итоге эксперимента мы подсчитали сумму баллов полученных испытуемыми за определения всех 5 слов из выбранного набора. Необходимо отметить, что результаты:

  1. 4,5-5 баллов указывают на высокий уровень развития математической речи;
  2. 4-3 баллов – на средний уровень развития математической речи;
  3. 2-0 баллов – на низкий уровень развития математической речи.

Следовательно, по данным таблицы можно сделать вывод, что у 70% опрошенных (т.е. у … учеников) высокий уровень развития речи, у 7 % (т.е. у 1 ученика) – средний уровень и у 23% школьников – низкий уровень (т.е. у 3 учеников).

Уровень развития математической речи

Количество человек

В процентах %

1

Высокий

9

70%

2

Средний

1

7%

3

Низкий

3

23%


Результаты исследования определения понятий занесены в диаграмму.

Вывод

В процессе представленного исследования можно отметить, что определенные затруднения вызвали определения таких слов, как тонна, линейка, литр, некоторые из испытуемых не смогли четко дать характеристику этих слов.

Можно сделать вывод, большинство учащихся ( 70%) умеют четко и правильно описывать слово, один учащийся (7%) может правильно описать слово, но не точно и 3 ученика (23%) не могут правильно сформировать свою мысль, для описания слова.

Рекомендация

Большинство учеников (77%) показали хороший результат, остальные же 3 ученика (23%) не достигли среднего уровня. На уроках математики всё сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное высказывание. Для улучшения развития математической речи предлагаю следующие упражнения:

  1. Счет с помехой. Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. При оценке учитывается время выполнения задания и количество ошибок.

  1. Правильный термин.

1 вариант - вставьте пропущенные буквы и напишите математические понятия: пр…порция, ко…рдината, тыс…ча, площ…дь, ур…внение, ч…слительное.

2 вариант - найдите ошибку в словах и исправьте её: «слогаемое,», «дилитель, «киламетр, праизведение, треугольник, паралепипед.

  1. Словарная работа.

1 этап - объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые и т.д. (термины берутся из программы соответствующего класса);

2 этап - математическое выражение 18 х 4 . Сережа прочитал: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? ;

3 этап - выполнив действие 18+2 =20, Маша ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников

В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...

Развитие математических способностей у младших школьников

Материал будет интересен учителям начальных классов....

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...

Проверка уровня развития математической речи у младших школьников

Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...