Занятие во 2 классе. Тема: Графы. Деревья.
план-конспект занятия по информатике (2 класс)

Соловьева Оксана Александровна

Занятие во 2 классе.

Тема: Графы. Деревья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vo_2_klasse._tema_grafy._derevya.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие во 2 классе.

Тема: Графы. Деревья. 

Цель урока:  Создать условия для осознания и осмысления понятий «граф», «деревья»

Тип урока: урок получение новых знаний

Результаты:

предметные - умение применять данные понятия для решения логических задач;

метапредметные – умение работать с информацией, знаками; умение сравнивать, анализировать,  делать выводы;

личностные – осознание важной  роли информационных процессов в современном мире; уважение к личности, познавательный интерес к процессу обучения.

Задачи урока:

Познавательные  сформировать  представление о понятиях «дерево», «граф"; научить классифицировать  и узнавать предметы по нескольким свойствам (с помощью дерева); научить решать некоторые задачи с помощью графов.

Воспитательные формировать высокий познавательный к изучению информатики, умение работать в группе, развивать эмоциональную сферу;

Развивающие развивать мышление – умение сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать речь – логически грамотно выстраивать рассуждения.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

ГРАФ – это множество информационных элементов (вершин) и связей (ребер) между ними.

ДЕРЕВО – это множество элементов, упорядоченное в соответствии с признаками – свойствами этих элементов. Можно рассматривать как частный случай графа, в котором отражаются отношения подчинения между элементами. Состоит из корня и вершин; в информатике растет сверху вниз.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Ход занятия:

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята, очень рада всех вас видеть и думаю, наша работа сегодня будет плодотворной.

Весна, пригревает солнышко, скоро распустятся цветы, оживут бабочки…

Посмотрите, на какие  две группы можно разделить эти рисунки (рисунки цветов и бабочек на доске магнитами)?

 -Почему мы разделили их так?

-По какому признаку?

-А как называется объединение предметов (элементов) на основе общих свойств или признаков?

-Правильно, МНОЖЕСТВО.  

-  А можно множество цветов или бабочек  ещё разделить на множества? (подобрать рисунки так, чтобы можно было, например, цветы разделить по цвету, а бабочек – по размеру)

-По какому признаку мы это сделали?

Сегодня мы поговорим о том, как можно соединять, группировать элементы множества между собой, и как эти соединения можно использовать для решения задач, или для лучшего запоминания информации.

-Соединить элементы множеств связями – получится  - что? Дерево.  

-Тогда и спросить – что у нас получилось?

-На что это похоже?

 Если не отвечают, то

Отгадайте загадку:

Один ствол, много ветвей,

А на веточках много гостей.

(дерево и листья)

-Что будет листочками, корнями, ветвями  нашего дерева, дерева в информатике?

 -Корень (и подписать наверху название для этого примера, предложить детям придумать название)  будет название множества, листья – элементы множества, а ветви – признаки, свойства элементов, и растут такие деревья наоборот: сверху вниз.

-Давайте  вырастим ещё одно дерево, дерево нашего класса.

-Какой будет у него корень?

-Что будет его листочками, какие элементы нашего множества «класс»?

- Кто на какой веточке вырастет? По какому признаку мы можем разделиться?

- Предлагаю – на девочек и мальчиков

- А дальше, по какому признаку на  какие группы девочек, мальчиков?  

Пусть обсудят в парах и скажут (от корня идут 2 веточки: мальчики и девочки, далее еще по 2 веточки: темноволосые и светловолосые. Определяем вместе, кто на какой веточке вырастет)

-А теперь ребята предлагаю решить ребусы, которые лежат у вас на столах, кто выполнить первый поднимите руку:

-В волшебном лесу на тропинках растут не грибы, а буквы.

- Какие слова получатся, если пройти по тропинкам и собрать буквы?

С «Ё» - колючий, с «У» - ползучий:    

     

 С буквой «Н», мои друзья,

Ничего не значу я,

«Н» на «С» перемените –

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «М» -

Я пальто у вас проем.

-Ребята внимание на доску (На электронной доске задача (презентация)) :

-Давайте посмотрим, как можно соединить домики трех поросят.  

-Обратите внимание, что от первого домика до второго только один путь, а от второго до третьего два пути.

-Значит, всего два способа прохождения от 1 дома до 3.

-Аналогично разбираем задачу на следующем слайде: путь Красной Шапочки к бабушке.

-Сколько путей от домика Красной шапочки до домика бабушки?

-С помощью вот таких задач давайте с вами научимся определять пути в данной схеме, а делается это так: число левых отрезков показывает сколько раз надо сложить количество правых отрезков. Или количество левых отрезков умножается на количество правых.

-Встречали ли  вы раньше такие отрезки на уроках?

- Как называются такие отрезки?

-Правильно данные схемы называются ГРАФАМИ.

- Состоят из вершин (точек – элементов) и ребер – линий (связей).

Теперь откройте свои рабочие тетради  выполним задание

-Молодцы! Все справились со своими заданиями.

-Теперь я прошу всех поработать за компьютерами. У вас на рабочим столе находится загруженный файл под названием “Самостоятельная работа по вариантам”.

- На столах у всех лежат карточки с тем вариантом, который вам необходимо выполнить.

Самооценка

-А теперь ребята вспомните, сколько заданий вы смогли выполнить

- Оцените, пожалуйста, себя:

Если вы не допустили ошибок или допустили 1 - 2 ошибки –поставьте себе «5»;

3 - ошибки –«4»;

4-5 ошибок – «3».

-Оценка работы класса:  

Очень хорошо сегодня работали…. Считаю, что класс в целом работал на …., так как

Запишите в дневник домашнее задание: изобразить генеалогическое древо своей семьи  

- Что вы сегодня узнали нового?

- Что научились делать?

-Что было самым интересным?

- Что было самым трудным?

-Что оказалось непонятно?

Приложение

  1. В волшебном лесу на тропинках растут не грибы, а буквы. Какие слова получатся, если пройти по тропинкам и собрать буквы?

             Сколько всего путей может быть? (сок, сел, сек, рок, рол, рел, рек и т.д.; 2*2*2=8)

  1. Графы помогут нам разгадать ребусы:

С «Ё» - колючий, с «У» - ползучий:                        

(ёж, уж)

  1. С буквой «Н», мои друзья,

Ничего не значу я,

«Н» на «С» перемените –

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «М» -

Я пальто у вас проем.

                (ноль, соль, моль)

(стр. 309 «Методическое пособие для учителей. С.Н Тур, Т.П. Бокучава; презентация «Графы, деревья. Дополнительный материал к уроку»)

  1. Отгадай загадку:

 Стоит дуб.

На дубе 12 веток.

На каждой ветке по 4 гнезда.

В каждом гнезде по 7 птенцов.

У каждого птенца по 2 крыла: - черное и белое.

Что это?

Где на этом дереве можно изобразить сегодняшний день?

Литература

  1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов.
  2. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. ! и 2 классы. Методическое пособие для учителя; рабочие тетради по информатике для 1 и 2 классов.
  3. Информатика. Приложение к газете «1 сентября», № 8,9, 2002 г.

      Программное обеспечение:

  1. Презентация «Графы, деревья»
  2. Презентация «Самостоятельная работа учащихся»
  3. Презентация «Дополнительный материал к уроку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗО 3 класс тема: Пейзаж. Деревья в разные времена года.

Урок изо составлен по технологии деятельностного метода. Конспект составлен в соответствии деятельности ученика и учителя по формированию УУД....

Конспект психологического занятия 3 классом Тема занятия "Навстречу друг другу."

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха....

Технологическая карта урока по информатике, УМК "Школа 2100", 1 класс, тема: "Понятие "Дерево" "

Цель урока: формирование понятия «дерево»Задачи урока:Дидактические:1. Способствовать развитию навыка работы с понятием «дерево»;2. Научить классифицировать предметы по не...

Рекомендации родителям для занятий с дошкольниками. Тема "Растения. Деревья"

Данный методический материал будет полезен учителям начальных классов, родителям при изучении темы "Растения. Деревья"...