Образовательная программа "Информационная безопасность"
рабочая программа по информатике

Погодицкая Оксана Олеговна

Образовательная программа "Информационная безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_informatsionnaya_bezopasnost.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская  образовательная программа по учебному курсу

«Информационная безопасность»

 начального общего образования

        

Срок реализации 3 года

Составила:

учитель высшей квалификационной категории Погодицкая Оксана Олеговна

2023 г.

Рабочая программа учебного курса «Информационная безопасность» для обучающихся 2-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и программой курса «Информационная безопасность» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования и с учетом рабочей программы воспитания.

На изучение программы внеурочной деятельности «Информационная безопасность» отведено 102 час – 1 час в неделю во 2-4 классах.

Курс представлен в учебном пособии «Информационная безопасность. Правила безопас- ного Интернета. 2–4 классы». К учебному пособию на сайте издательства размещено бесплат- ное электронное приложение. Оно включает ресурсы для выполнения практических заданий к урокам из пособия, а также открытые познавательные ресурсы для 2–4 классы.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание учебного курса «Информационная безопасность» складывается из двух линий:

  1. Информационное пространство и правила информационной безопасности.
  2. Информационное общество и информационная культура.

Содержание программы курса для начального общего образования

Линия        «Информационное        пространство        и        правила        информационной безопасности»

Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном.

Угрозы в сети Интернет и мобильных сетях связи.

  1. Угрозы в мобильных сетях связи. Угрозы из СМС сообщений.

Угрозы от незнакомых лиц. Ложные сообщения и просьбы.

Проблемы хулиганства по телефону.

  1. Правила безопасной работы с мобильным телефоном. Телефоны экстренных служб.

Выход в Интернет, беспроводную сеть.

Защита устройства мобильной связи от входа, код входа.

Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере.

  1. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации.

Электронная почта. Спам. Вредоносные программы.

  1. Личные данные и правила их защиты.

Защита входа в устройство. Пароль и логин. Регистрация на сайтах. Личные данные.

Линия «Информационное общество и информационная культура»

Модуль 3. Сеть Интернет.

  1. Поиск информации в сети Интернет. Позитивный Интернет.

Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий. Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети.

  1. Правила безопасной работы в социальной сети. Этикет общения. Социальные сети. Детские социальные сети. Аватар и его выбор.

Друзья≫  в сети. Опасности общения в социальной  сети с виртуальными

друзьями. Этикет общения.

  1. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения.

Отключение от нежелательных контактов.

Поддержка семьи для устранения проблем общения детей в социальных сетях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Программа        учебного        курса        «Информационная        безопасность»        отражает в содержании цели поддержки и сопровождения безопасной работы с информацией в учебно-познавательной, творческой и досуговой деятельности детей (планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования курс информационной безопасности направлен на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, на воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Планируется сформировать у обучающихся с учетом возрастных особенностей такие личностные результаты, которые позволят им грамотно ориентироваться в информационном мире с учетом имеющихся в нем угроз, понимать и выполнять правила информационной безопасности и отражать личностные качества выпускника начальной школы в информационной деятельности: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Особое место в личностных результатах в рамках реализации программы курса отведено социализации детей — ценностно-смысловым установкам обучающихся, отражающим их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции (согласно ФГОС НОО).

В результате освоения программы курса информационной безопасности акцентируется внимание на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы:

  • активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Планируется достижение предметных результатов, актуальных для данного курса, нацеленных на формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, в том числе на основе представлений о компьютерной грамотности.

Планируемые предметные результаты по программе курса отражают требования информационной безопасности (в соответствии с ФГОС НОО):

  • освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.

В результате освоения программы курса с учетом возрастных особенностей выпускник освоит жизненно важные практические компетенции.

Выпускник научится понимать:

  • источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер;
  • роль близких людей, семьи, школы для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб;
  • виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз;
  • проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности;
  • этикет сетевого взаимодействия;
  • простейшие правила защиты персональных данных;
  • назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и развития творчества.

Выпускник научится применять на практике:

  • простейшие правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных);
  • начальные компетенции компьютерной грамотности по защите персональных устройств от вредоносных программ при работе с информацией в сети Интернет, критическое и избирательное отношение к источникам информации;
  • информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации).

Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в системе универсальных учебных действий для самостоятельного использования в учебно- познавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного обучения с соблюдением правил информационной безопасности.

Для выявления достижения планируемых результатов обучения рекомендуется использовать диагностические тесты и конкурсы по информационной безопасности в образовательных организациях.

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности

2-4 класс 102 часа (1 час в неделю, 34 недели в каждом классе)

№ п/п

Тема учебного занятия

Ко- личе че- ство ча-

сов

ЭОР/ЦОР

Формы проведения занятий

Деятельность учителя с учетом рабочей програм- мы воспитания

Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» 17 часов

1.

Модуль 1. Прави- ла безопасной ра- боты в сети Ин- тернет с мобиль- ным телефоном

10

https://infourok.ru/material.h tml?mid=51665

https://multiurok.ru/index.ph p/files/soobshchenie-na- temu-etapy-raboty-nad- proektom-1.html

практиче- ские        заня- тия, иссле- дования, лаболато- рия,

  • Устанавливать доверительные от- ношения между учителем и обуча- ющимися, способ- ствующие пози- тивному восприя- тию учащимися требований        и просьб учителя;
  • Побуждать школьников        со- блюдать на уроке общепринятые нормы         поведения, правила                общения со старшими (учи- телями) и сверст-

никами (школьни-

ками);

2.

Модуль 2. Пра- вила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере

7

https://ocomp.info/kak- sdelat-prezentatsiu.html

https://www.1urok.ru/catego ries/10/articles/14000

практиче- ские        заня- тия, беседы, игры,                ис- следования, групповые исследова- ния

Побуждать школь- ников соблюдать на уроке общепри- нятые нормы пове- дения, правила об- щения со старши- ми (учителями) и сверстниками (школьниками)

Линия «Информационное общество и информационная культура» 17 часов

Модуль 3. Сеть Интернет

8

https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084 https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084

практиче- ские                        заня- тия, беседы, игры, твор- ческий                 от- чёт, конкур- сы        проект- ной                и                ис- следова- тельской деятельно- сти. практиче- ские                        заня- тия, беседы, игры, твор- ческий                 от- чёт, конкур- сы        проект- ной                и                ис- следова- тельской деятельно-

сти.

Проектирование ситуаций и собы- тий, развивающих эмоционально- ценностную сферу обучающегося; Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: слушание и анализ выступле- ния своих одно- классников

Модуль 4. Пра- вила безопасной работы в соци- альной сети

9

3 класс 34 часа (1 час  неделю , 34 недели)

№ п/п

Тема учебного занятия

Ко- личе че- ство ча-

сов

ЭОР/ЦОР

Формы проведения занятий

Деятельность учителя с учетом рабочей програм- мы воспитания

Раздел 1. Организация работы над проектом

1.

Организация ра- боты над проек- том

16 ч

https://sch842zg.mskobr.ru/f iles/metodicheskie_rekomen dacii_proekty.pdf

Беседа, практиче- ские        заня- тия

  • Устанавливать доверительные от- ношения между учителем и обуча- ющимися, способ- ствующие пози- тивному восприя- тию учащимися требований        и просьб учителя;
  • Побуждать школьников        со- блюдать на уроке общепринятые нормы         поведения, правила                общения со старшими (учи- телями) и сверст- никами (школьни-

ками);

Раздел 2 . Помощь ИКТ при создании проекта

2.

Помощь ИКТ при создании проекта

22 ч

https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084

практиче- ские        заня- тия, беседы, игры,                пре- зентация.

Использование        на уроке интерактив- ных форм и мето- дов        воспитатель- ной работы; Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: слушание и анализ выступле- ния своих одно-

классников.

4 класс 34 часа (1 час в неделю, 34 недели)

№ п/п

Тема учебного занятия

Ко- личе че- ство ча-

сов

ЭОР/ЦОР

Формы проведения занятий

Деятельность учителя с учетом рабочей програм- мы воспитания

Раздел 1. Виды проектов

1.

Виды проектов

15 ч

https://infourok.ru/tipy-i- vidy-proektov-5710074.html

https://nsportal.ru/nachalnay a-

Беседа, иг- ры, работа в парах, группах,

урок   от-

- Устанавливать доверительные от- ношения между учителем и обуча-

ющимися, способ-

shkola/psikhologiya/2015/09

/07/psihologicheskiy- monitoring-urovnya- razvitiya-uud-u

крытых мыслей, кроссовор- ды.

ствующие пози- тивному восприя- тию учащимися требований        и просьб учителя;

-        Побуждать школьников        со- блюдать на уроке общепринятые нормы         поведения, правила                общения со старшими (учи- телями) и сверст- никами (школьни- ками);

привлекать внима- ние школьников к ценностному ас- пекту  изучаемых

на уроках явлений, понятий, приемов

Раздел 2 . Презентация проекта

2.

Презентация проекта

4 ч

https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084

практиче- ские                        заня- тия, беседы, игры, твор- ческий                 от- чёт, конкур- сы        проект- ной                и                ис- следова- тельской деятельно- сти.

Проектирование ситуаций и собы- тий, развивающих эмоционально- ценностную сферу обучающегося; Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: слушание и анализ выступле- ния своих одно- классников

Раздел 3. Критерии оценивания проекта и его защиты

3.

Критерии оце- нивания про- екта и его за- щиты

6 ч

https://nsportal.ru/nachalnay a- shkola/raznoe/2018/05/30/kr iterii-otsenki- kratkosrochnyh-proektov-v- nachalnoy-shkole

https://stranaobrazovaniya.ru

/servisy/publik/publ?id=97

практиче- ские        заня- тия, беседы, игры, защи- та исследо- вательских работ.

Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности        обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой:        системати- зация учебного ма-

териала; Инициировать        и

поддерживать                ис- следовательскую деятельность        обу- чающихся в рамках реализации                 ими индивидуальных и групповых        иссле- довательских про- ектов

Раздел 4. Информационные технологии

4

Информацион- ные        техноло- гии

9 ч

https://rosuchebnik.ru/materi al/urok-matematiki-v- nachalnoy-shkole-uchimsya- rabotat-s-tablitsey/

практиче- ские        заня- тия, беседы, исследова- ния.

Находить ценност- ный аспект учебно- го знания и инфор- мации, обеспечи- вать его понимание и переживание обучающимися; Общаться с детьми, признавать их до- стоинство, понимая и принимая их

Главная цель курса — обеспечить социальные аспекты информационной безопасности в воспитании культуры информационной безопасности у школьников в условиях цифрового мира, включение на регулярной основе цифровой гигиены в контекст воспитания и обучения детей, формирование личностных и метапредметных результатов воспитания и обучения детей в информационном обществе:

  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, достоинства людей, здоровья, опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими;
  • создавать педагогические условия для формирования информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствия деструктивных действий, формирования

мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, осознания ценности живого человеческого общения, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях;

  • формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, агрессии в сети Интернет;
  • мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира.

Список ресурсов, используемых для проведения занятий

  1. «Информационная безопасность. Правила безопасного интернета». 2-4 классы: учебник / М.С. Цветкова, Е.В. Якушина. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2022
  2. Сайт Л.Л. Босовой https://lbz.ru/metodist/authors/ib/2-4.php содержит ссылки на видеоролики с занятиям.

  1. Сайт KIDS.SAFE.MEDIA URL: https://kids.kaspersky.ru/video 
    Здесь можно найти анимационный сериал «Приключения робота Каспера», а также короткие мультфильмы по теме с Фиксиками, которые прекрасно дополнят занятия.

  1. Презентации подготовленные Володько А.В.

Интернет ресурсы

Полезные ссылки для учителя:

  1. http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского»;

  1. http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона;

  1. http://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета;

  1. Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf;

  1. http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
  1. http://content-filtering.ru  Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;

  1. http://www.rgdb.ru  Российская государственная детская библиотека

  1. http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы;

  1. http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей;

  1. http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета;

  1. http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html-

Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в 30 Интернете"

— интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности;

  1. http://www.ifap.ru

Полезные ссылки для обучающихся:

  1. http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=c s_teach_kids – ClubSymantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация

  • средствах родительского контроля;

  1. http://www.nachalka.com/bezopasnost - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям;

  1. http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html-

Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным;

  1. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в Интернете»,

компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации;

  1. http://www.interneshka.net/children/index.phtml - «Интернешка» - детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет;

6)        http://www.oszone.net/6213/        -        OS.zone.net        -        Компьютерный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях "Огонь — наш друг или наш враг? "

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учрежденияхНа методический план проведения внеклассного мероприятия по пожарной безопасности учащихся 1-4 классов "Огонь ...

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Образовательный проект "Безопасность прежде всего"

Важная задача образовательного процесса –социализация ученика. Одним из незаменимых условий ее обеспечения является безопасность ребенка. Находя новые и интересные, в первую очередь для ученика,...

Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.

: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...