Образовательная программа "Информационная безопасность"
рабочая программа по информатике
Образовательная программа "Информационная безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская образовательная программа по учебному курсу
«Информационная безопасность»
начального общего образования
Срок реализации 3 года
Составила:
учитель высшей квалификационной категории Погодицкая Оксана Олеговна
2023 г.
Рабочая программа учебного курса «Информационная безопасность» для обучающихся 2-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и программой курса «Информационная безопасность» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования и с учетом рабочей программы воспитания.
На изучение программы внеурочной деятельности «Информационная безопасность» отведено 102 час – 1 час в неделю во 2-4 классах.
Курс представлен в учебном пособии «Информационная безопасность. Правила безопас- ного Интернета. 2–4 классы». К учебному пособию на сайте издательства размещено бесплат- ное электронное приложение. Оно включает ресурсы для выполнения практических заданий к урокам из пособия, а также открытые познавательные ресурсы для 2–4 классы.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебного курса «Информационная безопасность» складывается из двух линий:
- Информационное пространство и правила информационной безопасности.
- Информационное общество и информационная культура.
Содержание программы курса для начального общего образования
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»
Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном.
Угрозы в сети Интернет и мобильных сетях связи.
- Угрозы в мобильных сетях связи. Угрозы из СМС сообщений.
Угрозы от незнакомых лиц. Ложные сообщения и просьбы.
Проблемы хулиганства по телефону.
- Правила безопасной работы с мобильным телефоном. Телефоны экстренных служб.
Выход в Интернет, беспроводную сеть.
Защита устройства мобильной связи от входа, код входа.
Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере.
- Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации.
Электронная почта. Спам. Вредоносные программы.
- Личные данные и правила их защиты.
Защита входа в устройство. Пароль и логин. Регистрация на сайтах. Личные данные.
Линия «Информационное общество и информационная культура»
Модуль 3. Сеть Интернет.
- Поиск информации в сети Интернет. Позитивный Интернет.
Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий. Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети.
- Правила безопасной работы в социальной сети. Этикет общения. Социальные сети. Детские социальные сети. Аватар и его выбор.
≪Друзья≫ в сети. Опасности общения в социальной сети с виртуальными
≪друзьями≫. Этикет общения.
- Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения.
Отключение от нежелательных контактов.
Поддержка семьи для устранения проблем общения детей в социальных сетях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Программа учебного курса «Информационная безопасность» отражает в содержании цели поддержки и сопровождения безопасной работы с информацией в учебно-познавательной, творческой и досуговой деятельности детей (планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования курс информационной безопасности направлен на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, на воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Планируется сформировать у обучающихся с учетом возрастных особенностей такие личностные результаты, которые позволят им грамотно ориентироваться в информационном мире с учетом имеющихся в нем угроз, понимать и выполнять правила информационной безопасности и отражать личностные качества выпускника начальной школы в информационной деятельности: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Особое место в личностных результатах в рамках реализации программы курса отведено социализации детей — ценностно-смысловым установкам обучающихся, отражающим их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции (согласно ФГОС НОО).
В результате освоения программы курса информационной безопасности акцентируется внимание на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы:
- активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируется достижение предметных результатов, актуальных для данного курса, нацеленных на формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, в том числе на основе представлений о компьютерной грамотности.
Планируемые предметные результаты по программе курса отражают требования информационной безопасности (в соответствии с ФГОС НОО):
- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.
В результате освоения программы курса с учетом возрастных особенностей выпускник освоит жизненно важные практические компетенции.
Выпускник научится понимать:
- источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер;
- роль близких людей, семьи, школы для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб;
- виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз;
- проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности;
- этикет сетевого взаимодействия;
- простейшие правила защиты персональных данных;
- назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и развития творчества.
Выпускник научится применять на практике:
- простейшие правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных);
- начальные компетенции компьютерной грамотности по защите персональных устройств от вредоносных программ при работе с информацией в сети Интернет, критическое и избирательное отношение к источникам информации;
- информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации).
Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в системе универсальных учебных действий для самостоятельного использования в учебно- познавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного обучения с соблюдением правил информационной безопасности.
Для выявления достижения планируемых результатов обучения рекомендуется использовать диагностические тесты и конкурсы по информационной безопасности в образовательных организациях.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности
2-4 класс 102 часа (1 час в неделю, 34 недели в каждом классе)
№ п/п | Тема учебного занятия | Ко- личе че- ство ча- сов | ЭОР/ЦОР | Формы проведения занятий | Деятельность учителя с учетом рабочей програм- мы воспитания |
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» 17 часов | |||||
1. | Модуль 1. Прави- ла безопасной ра- боты в сети Ин- тернет с мобиль- ным телефоном | 10 | https://infourok.ru/material.h tml?mid=51665 https://multiurok.ru/index.ph p/files/soobshchenie-na- temu-etapy-raboty-nad- proektom-1.html | практиче- ские заня- тия, иссле- дования, лаболато- рия, |
никами (школьни- |
ками); | |||||
2. | Модуль 2. Пра- вила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере | 7 | практиче- ские заня- тия, беседы, игры, ис- следования, групповые исследова- ния | Побуждать школь- ников соблюдать на уроке общепри- нятые нормы пове- дения, правила об- щения со старши- ми (учителями) и сверстниками (школьниками) | |
Линия «Информационное общество и информационная культура» 17 часов | |||||
Модуль 3. Сеть Интернет | 8 | https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084 https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084 | практиче- ские заня- тия, беседы, игры, твор- ческий от- чёт, конкур- сы проект- ной и ис- следова- тельской деятельно- сти. практиче- ские заня- тия, беседы, игры, твор- ческий от- чёт, конкур- сы проект- ной и ис- следова- тельской деятельно- сти. | Проектирование ситуаций и собы- тий, развивающих эмоционально- ценностную сферу обучающегося; Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: слушание и анализ выступле- ния своих одно- классников | |
Модуль 4. Пра- вила безопасной работы в соци- альной сети | 9 |
3 класс 34 часа (1 час неделю , 34 недели)
№ п/п | Тема учебного занятия | Ко- личе че- ство ча- сов | ЭОР/ЦОР | Формы проведения занятий | Деятельность учителя с учетом рабочей програм- мы воспитания |
Раздел 1. Организация работы над проектом |
1. | Организация ра- боты над проек- том | 16 ч | https://sch842zg.mskobr.ru/f iles/metodicheskie_rekomen dacii_proekty.pdf | Беседа, практиче- ские заня- тия |
ками); |
Раздел 2 . Помощь ИКТ при создании проекта | |||||
2. | Помощь ИКТ при создании проекта | 22 ч | https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084 | практиче- ские заня- тия, беседы, игры, пре- зентация. | Использование на уроке интерактив- ных форм и мето- дов воспитатель- ной работы; Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: слушание и анализ выступле- ния своих одно- классников. |
4 класс 34 часа (1 час в неделю, 34 недели)
№ п/п | Тема учебного занятия | Ко- личе че- ство ча- сов | ЭОР/ЦОР | Формы проведения занятий | Деятельность учителя с учетом рабочей програм- мы воспитания |
Раздел 1. Виды проектов | |||||
1. | Виды проектов | 15 ч | Беседа, иг- ры, работа в парах, группах, урок от- | - Устанавливать доверительные от- ношения между учителем и обуча- ющимися, способ- |
крытых мыслей, кроссовор- ды. | ствующие пози- тивному восприя- тию учащимися требований и просьб учителя; - Побуждать школьников со- блюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учи- телями) и сверст- никами (школьни- ками); привлекать внима- ние школьников к ценностному ас- пекту изучаемых на уроках явлений, понятий, приемов | ||||
Раздел 2 . Презентация проекта | |||||
2. | Презентация проекта | 4 ч | https://resh.edu.ru/subject/les son/7321/train/250902/ https://www.yaklass.ru/p/inf ormatika/7- klass/multimedia- 13638/programma-dlia- sozdaniia-prezentatcii- powerpoint-2010-12084 | практиче- ские заня- тия, беседы, игры, твор- ческий от- чёт, конкур- сы проект- ной и ис- следова- тельской деятельно- сти. | Проектирование ситуаций и собы- тий, развивающих эмоционально- ценностную сферу обучающегося; Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: слушание и анализ выступле- ния своих одно- классников |
Раздел 3. Критерии оценивания проекта и его защиты | |||||
3. | Критерии оце- нивания про- екта и его за- щиты | 6 ч | https://nsportal.ru/nachalnay a- shkola/raznoe/2018/05/30/kr iterii-otsenki- kratkosrochnyh-proektov-v- nachalnoy-shkole | практиче- ские заня- тия, беседы, игры, защи- та исследо- вательских работ. | Реализовывать воспитательные возможности в раз- личных видах дея- тельности обуча- ющихся со словес- ной (знаковой) ос- новой: системати- зация учебного ма- териала; Инициировать и |
поддерживать ис- следовательскую деятельность обу- чающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых иссле- довательских про- ектов | |||||
Раздел 4. Информационные технологии | |||||
4 | Информацион- ные техноло- гии | 9 ч | https://rosuchebnik.ru/materi al/urok-matematiki-v- nachalnoy-shkole-uchimsya- rabotat-s-tablitsey/ | практиче- ские заня- тия, беседы, исследова- ния. | Находить ценност- ный аспект учебно- го знания и инфор- мации, обеспечи- вать его понимание и переживание обучающимися; Общаться с детьми, признавать их до- стоинство, понимая и принимая их |
Главная цель курса — обеспечить социальные аспекты информационной безопасности в воспитании культуры информационной безопасности у школьников в условиях цифрового мира, включение на регулярной основе цифровой гигиены в контекст воспитания и обучения детей, формирование личностных и метапредметных результатов воспитания и обучения детей в информационном обществе:
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, достоинства людей, здоровья, опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими;
- создавать педагогические условия для формирования информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствия деструктивных действий, формирования
мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, осознания ценности живого человеческого общения, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях;
- формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, агрессии в сети Интернет;
- мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира.
Список ресурсов, используемых для проведения занятий
- «Информационная безопасность. Правила безопасного интернета». 2-4 классы: учебник / М.С. Цветкова, Е.В. Якушина. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2022
- Сайт Л.Л. Босовой https://lbz.ru/metodist/authors/ib/2-4.php содержит ссылки на видеоролики с занятиям.
- Сайт KIDS.SAFE.MEDIA URL: https://kids.kaspersky.ru/video
Здесь можно найти анимационный сериал «Приключения робота Каспера», а также короткие мультфильмы по теме с Фиксиками, которые прекрасно дополнят занятия.
- Презентации подготовленные Володько А.В.
Интернет ресурсы
Полезные ссылки для учителя:
- http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского»;
- http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона;
- http://www.interneshka.net – международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета;
- Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf;
- http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
- http://content-filtering.ru – Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
- http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека
- http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы;
- http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей;
- http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета;
- http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html-
Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в 30 Интернете"
— интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности;
- http://www.ifap.ru
Полезные ссылки для обучающихся:
- http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=c s_teach_kids – ClubSymantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация
- средствах родительского контроля;
- http://www.nachalka.com/bezopasnost - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям;
- http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html-
Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным;
- http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в Интернете»,
компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации;
- http://www.interneshka.net/children/index.phtml - «Интернешка» - детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет;
6) http://www.oszone.net/6213/ - OS.zone.net - Компьютерный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях "Огонь — наш друг или наш враг? "
Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учрежденияхНа методический план проведения внеклассного мероприятия по пожарной безопасности учащихся 1-4 классов "Огонь ...
Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в начальной школе
Актуальность проблемы сохранения здоровья детей...

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Образовательный проект "Безопасность прежде всего"
Важная задача образовательного процесса –социализация ученика. Одним из незаменимых условий ее обеспечения является безопасность ребенка. Находя новые и интересные, в первую очередь для ученика,...

Определение комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации
Материалы МО...
Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.
: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...