методические рекомендации по обучению младших школьников анлийскому языку
материал по иностранному языку на тему

В этом возрасте обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации86 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

при обучении младших школьников английскому языку

                Уже доказано, что учитывая возрастные особенности младших школьников – это наиболее благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка. В этом возрасте обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Это предполагает прежде всего развитие у учащихся творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно – преобразующего характера их активности, умения трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.

                Такой социальный заказ определяет целый комплекс воспитательных,  развивающих и учебно – образовательных целей, которые должны быть реализованы при обучении младших школьников иностранному языку. Основой для достижения этих воспитательных, развивающих и образовательных целей является практическое овладение иностранным языком.

                Воспитательные  цели предполагают воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка,  формирование навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи.

                Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам.

                Развивающие цели. Изучение иностранного языка развивает у детей мышление, эмоции, воображение, волю. Память , а также познавательные и языковые способности; формирует осознанное отношение как к родному, так и иностранному языку. У детей формируются навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля речи других детей.

                Учебно – образовательные цели состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой, и в приобретении элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка.

                Наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во 2- м классе я считаю путь «снизу» как в обучении диалогической речи, так и в монологической.

Основной единицей диалога является диалогическое единство, которое состоит из 2- х реплик, принадлежащих разным собеседникам: реплики – стимула и реплики – реакции. Эти реплики объединены семантически и структурно. Детям понятней и легче, когда обучение диалогу начинается с элементарных диалогических единств и использование этого пути обеспечивает детям овладение лексическими и грамматическими средствами общения. Дети учатся самостоятельно выбирать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков.

                Are you Dasha? - No.

                Are you Igor? – Yes.

                Can you climb a tree? – Yes, I can.

                Do you eat oranges, Sasha? – Yes, I do.

                Do cats eat oranges, Kolya? – No, cats eat mice.

        Таким образом, дети учатся реагировать на реплики и учатся стимулировать своего собеседника на высказывание. Диалог – образец предлагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.

                В обучении монологической речи путь «снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы – предложения к законченному монологическому высказыванию. Этот путь состоит из 3-х этапов. В итоге учитель создает монолог – образец, который служит для детей опорой для создания собственного оригинального высказывания.

                Развитие аудирования и устной речи в целом является самой важной задачей  начальной школы, поскольку создает необходимую коммуникативную базу и предпосылки для естественного перехода к чтению и письму на английском языке. Этим объясняется значимость реализации принципов устного опережения и устной основы в раннем школьном иноязычном образовании.

                

В учебном процессе аудирование является одновременно средством и целью обучения. Аудирование дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, его фоновым составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование является также средством овладения детьми лексическими и грамматическими средствами общения.

                При обучении аудированию возникают следующие трудности: это нехватка аутентичных текстов для учащихся младших школьников, которые составляю сама по заданной теме. Трудность в том, что слуховое восприятие и слуховая память у учащихся значительно хуже, чем зрительное восприятие и память. Учащиеся воспринимают текст, произнесенный учителем значительно лучше и осмысленнее, чем текст, произнесенный с аудиозаписи.

        Овладение чтением на английском языке представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка.

                Основную задачу во 2-м классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке: ученики должны овладеть буквами алфавита, усвоить звуко – буквенные соответствия, уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением их на смысловые группы. И, формируя технику чтения у учащихся, я,  в основном, использую первый подход – обучение чтению методом целых слов, при котором минимальной единицей обучения чтению на английском языке является слово, которое и позволяет учащимся овладевать техникой чтения – озвучиванием графического образа слова – по правилам чтения и соотносить его со значением, то есть понимать читаемое. То есть ученики проходят путь от буквы к звуку и от графической формы слова к его звуковой форме: они знакомятся с буквами  и читают отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. И, действительно, приходится сталкиваться с тем , что дети надписывают русскими буквами английские слова, чтобы суметь их правильно прочитать.

                Использование второго подхода «от звука к букве» при одновременном начале обучения всем видам речевой деятельности – аудированию, говорению, чтению и письму не представляется возможным. Прежде чем его использовать, я согласна, нужна по крайней мере одна четверть, чтобы дети сначала учились говорить и понимать английскую речь на слух.

                Считаю важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и письменная речь в иноязычном образовании в начальной школе является средством и целью обучения. Психофизиологической основой письменной речи является взаимодействие слухо – речемоторного, зрительного и двигательного анализаторов, поэтому письмо на иностранном языке возможно на основе прочных связей двигательных, зрительно – графических и речемоторно – слуховых образов иноязычных языковых явлений.

Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих:

  1. репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание(письмо, открытку, рассказ) с опорой на текст – образец (письма, открытки, короткого рассказа), представленный в учебнике, рабочей тетради, или написанный на доске учителем;
  2. репродуктивно – продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию картинок, серию вопросов.
  3. Продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание без текста – образца и без опор, то есть самостоятельно.

Контроль письменной речи ориентирован на цели, отраженные в программе, и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему.

При обучении орфографии широко используется прием списывания. При этом дети не срисовывают букву за буквой, а пишут слова по памяти. Таким образом развивается орфографическая память. Также проводится списывание словосочетаний и предложений.

Кроме того используются следующие упражнения:

 - Вставить пропущенные буквы в словах (gre-n, bla-k, yel-ow);

- Написать слова, представленные в обратном написании (neh,tac,god);

- Дописать букву в словах с опорой на картинку и т.п.

Полезными для формирования орфографических навыков признаются словарные диктанты (слуховые и зрительные).

 Концепция под руководством известного психолога А.Г.Асмолова, направленная на формирование универсальных учебных действий включено в стандарты начального образования нового поколения и нашло отражение в новой программе по иностранным языкам для начальной школы. Руководствуясь новыми государственными документами в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции универсальных учебных действий иноязычного начального образования выделяют формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим ИЯ, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

                Эффективная организация самостоятельной работы детей при овладении ИЯ возможна лишь при условии формирования самостоятельности учения. Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно – познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят 4 блока:

        1. Личностные действия, которые являются ведущими. Поскольку обеспечивают ценностно – смысловую и нравственную ориентацию( знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события  с этим знанием) и социальную ориентацию младших школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях).

2.Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью. Развитие способности ученика к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки является важнейшей задачей начального образования. Регулятивные учебные действия отражают содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности.

3.Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий, поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы.

4. Коммуникативные действия в рамках любой предметной области обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учет точек зрения позиции партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

                Формирование и развитие универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

                 Языковое и культурное многообразие нашего общества дает начальной школе дополнительные возможности для реализации целей и задач межкультурного обучения и формирования у учащихся межкультурной компетенции. Маленькому ученику нужно помочь осознать, что и самый ближайший его мир также многомерен и многокрасочен. И на мой взгляд , формирование межкультурной компетенции младших школьников необходимо, так как призвано позволить ему:

                        - быть чувствительным к восприятию привычного и чужого;

                        - видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом – привычное, общее;

                        - признавать/замечать чужое как чужое;

                        - преодолевать чувства страха  и неуверенности, возникающее при встрече с чужим  

                                   непривычным;  

                        - быть открытым для других культур;

                Речь идет о расширении индивидуальной картины мира учащегося за счет знакомства с иным образом жизни/поведения, приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка с опорой на свою языковую картину мира. Таким образом, процесс формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника.

                 

Задание 2

                1. Азарова С.И. и др.

УМК «Millie – 2» является составной частью учебного курса «Millie» для 2 – 4 классов общеобразовательных учреждений России и составляет с «New Millennium English» единую учебную линию для 2 – 11 классов. УМК соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования по иностранным языкам. Учебник предназначен для учащихся 2 класса (первый год обучения, 2 часа в неделю согласно новому базисному учебному плану). УМК состоит из книги для учащегося, книги для учителя, рабочей тетради, аудиокассеты и набора карточек для обучения говорению и чтению.

                2. В МОУ «СОШ №8», где я преподаю английский язык, дети изучают английский язык со 2-го класса (1-ый год обучения).

                3.Книга для учащегося предлагает разнообразный материал для развития речевых и общеучебных навыков, отобранный с учетом психологических и возрастных особенностей детей. Задания включают тексты для чтения, игры, инструкции по выполнению поделок, страницы самоконтроля, сквозную историю и др. Темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на английском языке. Книга содержит интересный и познавательный материал страноведческого характера, а также двуязычный словарь активной лексики каждого раздела и страницу для родителей. Учебник красочный, насыщен множеством ярких рисунков, картин, фотографий.

                Книга для учителя представляет собой не только практическое, но и концептуальное руководство для учителей, являющееся эффективным средством повышения классификации и профессиональной компетенции в области раннего обучения. Вводная статья к курсу содержит подробное описание концепции всего учебного курса, объяснение методических подходов и принципов обучения младших школьников. А также список фраз для классного обихода, план курса и дополнительные упражнения для работы в классе. В конце Книги для учителя приводится глоссарий современных методических терминов.

                4. Практически вся самостоятельная учебная деятельность учащихся по овладению английским языком проходит при выполнении домашних заданий в Рабочей тетради. Тетрадь предлагает систему интересных и занимательных упражнений и заданий для осуществления дополнительной языковой практики и предназначена для самостоятельной работы учащихся дома. Серия упражнений «Придумай задание для своих друзей» направлена на развитие общих учебных умений и вместе с дополнительными заданиями может быть успешно использована в классе. Предлагаемые в тетради задания адресованы учащимся разной степени подготовленности. В тетради находятся также страницы, содержащие рисунки – заготовки для ручной работы в классе. Учащийся может справиться самостоятельно с домашним заданием, если пропустил один или два урока (посильно «сильным» и «средним» учащимся).

                5. В данном УМК при формировании техники чтения используется подход «от буквы к звуку». Практически всю первую четверть дети на слух воспринимают слова, повторяют за учителем, неоднократно встречают и повторяют эти слова в различных диалогах, песенках, стихах, рифмовках ит.д. К сожалению, при таком подходе дети, чтобы запомнить, как произносится слово, надписывают русскими буквами английские слова, чтобы суметь их правильно прочитать. Второй подход «от звука к букве», который доказал эффективность на практике, занимает больше времени, но я стараюсь практиковать на своих уроках при формировании техники чтения именно этот подход.

                6. По моему мнению, учебник обеспечивает,  пусть не совсем полное, но все же осознанное овладение грамматической стороной устной речи. Так например, при введении видовременной формы Present Simple, где учитель неоднократно задает вопрос при помощи вспомогательного глагола «do», дети осознанно отвечают кратким ответом «YES, I do»

                - Do you like circus? – Yes, I do.

                - Do you swim? – Yes, I do.

                - Do you climb a tree? – Yes, I do.

Освоение учащимися грамматической стороны речи производится на основе образцов речи, которые употребляются функционально, для выражения коммуникативного намерения говорящего. На первом году обучения английскому языку важнейшей задачей в области

обучения грамматике является овладение формами единственного и множественного числа существительных, употребление определенного и неопределенного артикля, роль глагола-связки в предложении, количественные числительные. Для этого предусмотрены специальные упражнения, используются структурные схемы и т.д.

                7. Считаю, что в данном УМК уделяется достаточное внимание формированию орфографических навыков и творческой письменной речи. В Рабочей тетради учащимся предоставлено достаточно специальных упражнений для формирования орфографических навыков: - вставить пропущенные буквы в словах;

               - дописать букву в словах с опорой на картинку; и т.д.

Также достаточно специальных упражнений, направленных на формирование творческой письменной речи: - прочитай письмо и закончи письмо отца;

                           - нарисуй и допиши предложение; и т. Д

                8. Темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Учащимся интересно рассказать своим друзьям, что же у них находится в портфеле, любят ли они цирк, какой их любимый цвет, побеседовать о своем милом животном, написать всего из нескольких слов, но свою рождественскую открытку, послушать о дружной семье друга, который живет в стране изучаемого языка.

                9.10. В данном УМК принцип доступности реализуется в полной мере, дидактическое содержание и используемые технологии (проектная) соответствует возрастным возможностям детей. Дети с удовольствием и интересом выполняют домашние задания, делают проектные работы (делают альбом своими руками и рассказывают о своей семье друзьям, изготавливают бабочку и доказывают, что она у них самая красивая, наряжают елку и поют рождественские песни и т.д.)

Задание 3

Показатели сформированности фонологического осознания иноязычной речи

2 в класс

Ученики

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Алена

15

4

5

4

28

Алина

14

3

4

3

24

Аня

16

4

5

4

29

Ваня

10

2

2

2

16

Илья

9

0

1

2

12

Катя

7

0

0

0

7

Костя

12

1

2

2

17

Лиза

16

4

6

4

30

Максим

14

2

3

3

22

Никита

8

1

2

2

13

Сергей

6

0

1

0

7

Тимур

13

1

2

1

17

Группа детей с разными иноязычными способностями. Хорошо развиты (ярко выражены) иноязычные способности у Лизы, Ани и Алены – это «сильные» учащиеся, которые владеют универсальными учебными действиями в качестве основы самостоятельной учебной деятельности и обладают значительным объемом вербальной памяти (в первую очередь, слуховой), с хорошо развитыми памятью и аналитико – синтетическими операциями мышления (в первую очередь способностью к вероятностному прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания (его устойчивости и концентрации), то есть способности сосредоточиться на предмете деятельности.

                Развиты нормально иноязычные способности у Алины, Вани, Кости, Максима и Тимура – это «средние» учащиеся, которые не владеют всем комплексом универсальных учебных действий и обладают значительным (или средним ) показателем объема вербальной памяти, а также способностью к вероятному прогнозированию, не имеют сильной внутренней мотивации и сильной воли, что позволяет им добиваться определенных результатов в учении, но не обеспечивает легкость и быстроту процесса формирования навыков и умений иноязычной речевой деятельности.

                Частично развиты и слабо развиты иноязычные способности у Ильи, Никиты, Сергея и Кати – это «слабые» учащиеся, у которых плохо развиты универсальные умения учебной деятельности, слуховая память, аналитико – синтетические операции мышления и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости концентрации.

        Очень благодарна за интересный и познавательный материал!

Очень многое и полезное узнала из лекций. Особенно было актуально прочитать об инновационной технологии – Европейский Языковой портфель.