Технологическая карта урока по коми языку "Коми реки"
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему

В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом,  с текстом. Школьники  учатся оценивать каждый этап урока,работать  в группах.  Итог–текст  о коми реках.  Данный урок разработан  и составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_uroka_komi_reki.docx75.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологической картой урока по коми языку могут воспользоваться учителя  коми языка и учителя финно-угорских республик.

В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом,  с текстом. Школьники  учатся оценивать каждый этап урока,работать  в группах.  Итог–текст  о коми реках.  Данный урок разработан  и составлен в соответствии с ФГОС.

Конспект урока по коми языку.

Тема: Коми Республикаын юяс- реки.

ФИО участника: Спасская Наталия Степановна, учитель коми языка.

Предмет:

Коми язык.

Тип учебного занятия (в рамках проблемно-диалогической обучения, деятельностного подхода):

Урок  овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Интегрированный урок коми языка и

Урок построен в рамках деятельностного подхода – это урок введения нового знания с использованием технологии исследовательской деятельности.

Учащиеся проводят исследовательскую работу в целях знакомства с основными  реками РК, работают с картой РК, пробуют сами составить  текст по конкретной реке.. 

Тема

Коми  реки.             4 класс.

Цель

создать учебно-коммуникативные ситуации

для освоения лексических  единиц (изучение лексики)  по теме «Реки Коми края»

Задачи:  

Познавательный аспект:

Развивающий аспект:

Воспитательный аспект: 

Методические:

 Методы и приемы:

Задачи:  - организовать ситуацию целеполагания через проблемную ситуацию;

-организовать деятельность для освоения новых лексических единиц (ю ним, вож, саридз,усьö, заводитчö, визувтö,сулалö, медся ,медкузь,медпаськыд)

-организовать работу по отработке новой лексики (составление предложений по моделям, составление текста);

-усвоить  знания по теме «Реки Коми края» ,научить работать с текстом;

-формировать навыки чтения, письма;

-расширить общий и лингвистический кругозор учащихся; 

-пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

-развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;

-развивать умение запоминать новые слова;

-развивать внимание и познавательную активность;

-развивать память, смекалку и сообразительность.

воспитывать  у учащихся любовь  к  родному  краю,  бережное  отношение  к  природе  Севера; способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности,  используя краеведческий материал;

-повысить уровень мотивации к изучению, посредством заданий , знаний;

-формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе. 

 Показать использование на уроке информационно-коммуникационных технологий, коммуникативных технологий, технологию оценивания.

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

  

Планируемый результат:

 Освоить новые лексические единицы.  

Основные понятия (лексемы):

ю ним,вож, саридз,усьö,заводитчö, визувтö,сулалö

 

Ресурсы:

Учебник «Коми кыв  4 класс  »  Е.Н. Вязова, А. В. Сизова.

Габова Е.В., Макарова Н.Д. Дети древней земли. Повесть. – Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2011. 160

 разработка учебного занятия

Картинки для презентации:

Раздаточный материал:

Наглядный и раздаточный материал, карточки,  памятка-словарик по теме, исторический  и географический  атласы Республики Коми,дополнительный материал  -информация о реках Коми края.

Оборудование:

Учебник «Коми кыв  4 класс  »  Е.Н. Вязова, А. В. Сизова.,физическая карта Республики Коми,

 энциклопедии, русско-коми и коми-русский словари, мультимедия (презентация к  теме урока),

Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска.

Организация пространства

Форма проведения урока: фронтальная ,индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Универсальные учебные действия

Л - личностные УУД;

Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.


Технологическая карта изучения темы «Коми Республикаын юяс- реки».

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностирующие задания каждого этапа

1этап - мотивация учащихся.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

У. Видза оланын, дона челядь!

Ме рад тiянöс аддзыны.

 Заводитам  урок…

-Ставöн  дась урок кежлö?

-Пуксьöй,пöжалуйста,тэрыб детинкаяс! Пуксьöй,пöжалуйста,роч аканьяс!

У. Видзöдлöй сосед вылö.,шуöй бур кыв.(Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь!

Д.  Видза оланыд, Н.С.

(здравствуйте).

….урок коми кыв. 

-Да! Дась!  - Готов!-Высказывания детей о подготовке к уроку).

-Садятся мальчики.

 Садятся девочки.

-Видза олан! –Здравствуй!

-Чолöм! -Привет!

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);

II этап - речевая разминка, актуализация знаний.

Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1) актуализировать учебное содержание

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии;

III этап - постановка проблемы

Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации на уроке путем побуждающего диалога

IV этап – целеполагание и построение алгоритма действий.

 

Цель:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

 Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

*ставят цель,

*согласовывают тему урока,

*выбирают способ,

*строят план достижения  цели;

*определяют средства, ресурсы и сроки.

.

5.Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в группах или в парах., или по одному) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

На данном этапе применяется личностно-ориентрованный подход

(ученики выбирают себе товарищей для работы в  команде, выбирают по желанию  карточки,тексты для работы

На данном этапе ученики , в группах, в парах)  подбирают нужную информацию-проявляют исследовательские навыки

..Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Цель этапа:        

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка , учениками собственной учебной деятельности (осознанность учения).

В  конце урока  соотносятся  цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия(всё ли получилось,в чём затруднение), и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Вöчам речевой зарядка. Шуам кывъяс,кöнi эм чистö коми  шыяс.Роч кывын абу т айö звукъяс.

(Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Вспомним слова, в которых они встречаются.

На доске вывешиваются карточки  с этими  словами.

Аттьö ! Мöлöдеч! ( Спасибо!

Молодцы!)

- Почему именно эти слова взяты для разминки? 

- Да,тадз..Челяль! Думыштöй, талун кутшöм тема уроклöн?

Кывзöй сьыланкыв -аудиозапись. Думыштöй! Мый сьылöны-   что поют(звучит песня У Печоры-у реки,где живут оленеводы и рыбачат рыбаки……

2-ая песня на коми языке о реке Печора, 3 песня (Эжва пöлöн пöлöзнича)

-Мый йылысь сьыланкыв запись?

Слово йылысь что обозначает?  

- Думыштöй!  Как переведём?

Аттьö!Да! Тадз!

-Шуöй,мый йылысь сьыланкыв?

(о чём песня)

-Что помогло понять ?

-Аттьö ! Юра!- Умница! Внмательный

  -Челяль! Думыштöй,кутшöм тема уроклöн  талун?

(Догадываетесь,какая тема урока

сегодня. Назовите её).

-Комиöн!!!Сомын (только) öти ю Коми муын??? –

(На доске- Тема: Коми муын юяс.(Реки Коми земли-Коми Республикаын юяс.

-Мыйла Печора  йылысь  сьылöны и Нарьян Марын и Коми муын- Коми Республикаын? (Почему о реке Печоре поют в разных местах)?

-Может быть такое : у них -в Ненецком  автономном округе и  у нас- в Коми крае рыбачат  на  р. Печоре ?? Это одна и та  же река

  -Шуöй ! Тöда или ог тöд?

(скажите, знаю или не знаю

- Возникла проблема.

-Челяль! Эжва ю коми ним или роч ним ?  (Эжва- коми название?)

- Кутшöм нöшта(ещё) эм юяс миян республикаын?Кутшöм нöшта(ещё) юяс  шуöны комиöн

(А какие ещё названия рек на коми или русском есть?) Тöда или ог тöд?

-У нас затруднение.

В чём оно?

Что надо сделать,чтобы опровергнуть или согласиться с мнением.  

-Кутшöм цель урока?

-Аттьö!(Спасибо

На доске появляется цель урока

-А кыдзи выполнитны цель урока  

Как мы будем  знакомиться с новыми словами.

-Мый колö?(что надо?)

Бур! (хорошо

-Корсьöй кывъяс памяткаысь(найдите слова в памятке)                 (памятка - слайд№

-Водзö,кывзам.(слушаем задание.)

-Вот у вас , у каждого на столах карточки с заданиями                                (слайд№ )

-Мый колö?(что надо?).

- Водзö. Кыдзи проверитам?

На экране эталон-правильный ответ. 

-Итак,выполнили задание-нашли в словарях , в памятке перевод  слов. (Проверили себя.

-Водзö, мый  колö… колö…(дальше  надо,..надо)

-Да! Тадз! Мöлöдеч! Кутшöм кывъясöн вöчам кывтэчасъяс? Бурджыка –лучше?

( с какими словами лучше составить словосочетания)  

-Вспомните тему урока!

-Водзö!-Дальше! 

- Аттьö! Бур! (Хорошо

-Кöнi?- Где? Кыдзи- Как? аддзыны коми  ю нимъяс?(как и где найдем коми  и русские названия рек )

- На информационном столе есть словари, энциклопедии,памятка –словарик к данному уроку, фото рек.

-Бур! Комиöн!

-Бур! Исследуйте ,находите информацию.

Выбор за вами.

 –Кодi öдйöджыка – позьö  атлас кузя или   карточка кузя,памятка кузя-

Как понимаете  слово кузя ?

-Да! Кому быстрее-ищет  по атласу, или по  памятке, или по карточке.

Значит ,обратим внимание

         (по памятке смотрим

:самый большой ,самые большие -) меыджыж, медся ыджыд  вылö.

  -Бур !                                        

- Пызан вылын лöз карточкаяс (На столе  голубого цвета карточка.         (слайд №)  Видзöдöй.

-Мый тайö? (что это?                                

     Коми ним коми юяс (коми назв. рек)

          Сыктыв – Сысола

         Юлва, Емва -  Вымь

           Эжва –   Вычегда  

          Усва - Уса́   

            Изьва – Ижма

            Мозын – Мезень

-Мый позьö вöчны?(что можно сделать)Предыдущее задание что подсказывает? Позьö гижны кывтэчасъяс?(словосочетания составим?

-Аттьö!(Спасибо .БУР!

-Мый вöчим?(Что сделали на данном этапе урока?

Физминутка.

Чеччам лöнял  шум ни зык

         Вöчам тадзи öти - кык, öти - кык,

      Коскö пуктам  ки да  ки,

         Недыр чеччалыштам ми.

               Киöн  клоп да клоп

           Кокöн  топ да топ

        Чöла пуксям да кывзам урок

-Мый водзö?(что дальше по нашему алгоритму)

-Бур!

-Дöcка вылын вопросъяс.(На доске висят плакаты – вопросительные слова на коми языке. Думыштам вопросъяс коми  кыв вылын.

-Вопросъяс артмисны быттьö…

(вопросы  напоминает … план…).

-Да! Тадз!

План кузя и вопросъяс кузя  гижам ю йылысь.(Вот  вопросы плана и помогут составить описание рек, будем  достигать  цель урока.

-Кыдзи уджалам?  (Давайте подумаем,  какие  действия  нам понадобятся?

- Как организуем работу по

 описанию  рек?

 -Коми муын уна ю. Эм медся ыджыдöсь.(Мы узнали ,что в Коми Республике рек много. Есть и очень больш…

Кад этша.(Времени  до конца урока мало..

Бурджыка уджавны …

- Öтлаын -Вместе.  Будет неудобно…

-Разделимся на группы  по желанию?

-Как работать в команде?

-А кöнi  аддзам информация??(где можно посмотреть,узнать о реке?

-Да. Видзöдам карта кузя.

Мы с вами исследователи рек ! - Тöдмалам асьным(Узнаём всё сами Учителя спрашивать в самый трудный момент..

- На информационном столе есть словари, энциклопедии,памятки –словарики к данному уроку,таблицы – сколько км. реки,фото рек.  По ним и узнаем о самых больших реках.)

_Вам подготовлены карточки - с пропущенными словами, стоит   …. .  

Мый колö вöчны?

-Да! Тадз! Мöлöдеч!

Вы будете вписывать  в карточку нужную информацию по –коми, где стоят.. …  .

 Вам надо понять,  перевести информацию с текста  при помощи памятки.  О каждой реке есть  текст на коми языке - всего 4 предложения -  нужные сведения по плану.

Сами можете выбирать ,какую реку вам описывать.

                                             (слайд №)

-Лыддьöй,мый  артмис.(Отчитываемся  о проделанной работе.

Организует работу по подведению итогов урока.

 -Челядь! Шуöй !  Унас  в начале урока было затруднение:

Мыйла Печора  йылысь  сьылöны и Нарьян Марын и Коми муын- Коми Республикаын? (Почему о реке Печоре поют в разных местах)?

-Может быть такое : у них -в Ненецком  автономном округе и  у нас- в Коми крае рыбачат  на р. Печоре ?? Это одна и та  же река

  -Шуöй ! Тöда или ог тöд?

-Аттьö!  Юра!-Умничка

-Кутшöм мог(цель) вöлi урок вылын?

Цель мы достигли. Задачи все выполнили?

Чему вы научились на уроке?

                                  (слайд №)                              Расскажите по схеме:

Ме тöда-           Я    - знаю ….

 Ме  казьтыла -Я  -  запомнил …

 Ме верма  -     Я   -   смог        

-Меным вöлі сьöкыд … Мне было тяжело

…                                

        -Что же помогло сегодня на уроке вам запомнить слова?  

               Гортса удж.(Дом. работа

-Кому было интересно узнать новое о

Коми крае? Поднимите руки.

-Аттьö!

-Думыштöй, кутшöм лоас гортса удж?

Представьте,что вы по скайпу беседуете с ровесниками из другого региона. Что будете   рассказывать?  Заинтересуйте их.  

Значит,мы готовим проект по теме: О  реках  Коми Республики..

 

Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ]. Несколько детей выполняют пантомиму у доски ,а весь класс говорит слова и выполняет движения.

Ку-ку-кузь –длинный(руки раскрывают на всю длину и хлопают  ,говорят  перевод); пась-пась- паськыд(широкий )

 ы-джы-ыдджыд

(большой);

дж-дж-дженьыд(короткий); джу-джу-джуджыд (высокий ,  глубокий);

сь-сь - сьӧд (черный);

у-у-сьö- усьö (падает); визувтö- визувтö- визувтö (течёт  )- несколько раз рукой  перед собой показывают  волнообразное движение , и другие сразу

понимают перевод.

-Они нам встретятся в тексте, в предложении, стихотворении

йылысь -это  послелог

(подсказывает,какое слово  к нему относится),заменяет в коми языке предлог о. Стоит после слова и с него начинаем переводить   йылысь - о чём 

-Печора йылысь( о Печоре

-Эжва йылысь(о Эжве  

-Часто повторяется..  река Печора

-Там рыбачат рыбаки и живут оленеводы.

-По- коми услышал,  понял,что Печора красивая и   широкая.

-Слова на карточке на доске!

Обучающиеся определяют тему урока.

-Река Печора.

-ю  Печора.

- Тема:

Коми муын юяс..

-Любят реку  Печору.

-Она Ыджыд! Большая!

-Ыджыд ю.

-Может быть, она и там,  и там эм.

-Ог тöд. ( Не знаю

Предположения детей.

-Да. Тадз. (Да. Так бывает.)

-Абу тадз. (не так)

-Это разные реки.

-Ог тöд. ( Не знаю

-Роч ним

-Коми ним.

-Ог тöд. ( Не знаю

-Тöда, тöда!!! По-коми  Эжва,  по русски- Вычегда. Папа говорил.

-Да , вспомнил ,что есть посёлок возле Сыктывкара. Там дурно пахнет. Бумагу делают.

- Сэнi ю  Эжва.

-Наверно, ю Луза. Ме гожöнас поч дорын в селе Объячево. Сэнi   купайтча.  

-Ог тöд. ( Не знаю

-Не знаем на коми языке названия рек нашего  Коми края.

-Не знаем где находятся

-Поставить цель .

-Цель: познакомиться с новой лексикой  по теме: Коми муын юяс..

-* Составим задачи

*Найдем в словарях , в памятке перевод  слов, проговорим. -*Потренироваться в запоминании этих слов

*-Составим с этими словами словосочетания и *предложения,

*текст. ) 

- Научиться использовать их в своей речи.

(Алгорит действий по продвижению к цели появляется на доске)

 Дети нашли слова, проговорили сначала мальчики затем- девочки,  потом хором

-Здесь(танi- слова абу тадз.(слова неправильно

-Соединить слова из колонок , найти параяс.

-Эталон кузя.(по эталону)

(Ученики читают, проверяют(самоконтроль и взаимоконтроль)

-Колö  выль кввъяс-  (составить словосочетания 

- Бурджыка –лучше составим  с этими словами

-Коми муын юяс.._ 

-Соединим названия  рек с этими словами!  

-Посмотрим по карте

-Георафической атласын

- Энциклопедияын,

-Аддза  в памяткаын ,    учебникын,

-У  учителя спросим…

-кузя -это  послелог,

заменяет в коми языке предлог по.  Стоит после слова и с него начинаем

переводить  :кузя – по.

- Как много рек. -Печора,Уас,Сысола..

- самые большие

- видзöдам ыджыд

- видзöдам медся ыджыд                                            

-Тайö коми ю ним.

(названия рек на коми языке

-Да,позьö!( Дети предлагают варианты. На экране  идёт запись. (У кого-то иной признак, прилагательное

Решили, что можно и другое слово..

- Вöчим словосочетания. (Составили

- Вопросы составим,чтобы получились предложения,  текст.

1.  Ю ним комиöн(название по- коми. Кöнi заводитчö ю?(Где начинается  река? Кытчö усьö? (Куда впадает река?

2. Кымын км. (Сколько км в длину?

3. Кытi визувтö? (Где протекает-течёт?(на доске увидели слово течёт и воспользовались подсказкой)

4. Кутшö кар и сикт сулалö берегъяс вылын? (Что на её

 берегах- город,село?

-План

-Артмис  план.

-Гижам

-Описывать реку по   плану.

-Будем  самые боьшие(кто-то смотрит в памятку и использует:

-медся кузь,

медся ыджыд ю

-Öтлаын! -Вместе.

-В группах.(Дети говорят о правилах работы в группе)

-Памятками пользоваться  

-У нас на столе географический атлас!

- Видзöдам по карте

 - энциклопедии, в памятки –словарики, в учебнике, у учителя спросим…

-Значит,надо вставить слова из памятки или таблицы.

Учебные действи

1.Перевести,понять текст с помощью памяток , таблиц.

2.Проговорить  новые слова в парах (в группах)

3.Составить предложения.

4. Составить текст.

- Будем работать в группах.

 1) Распределим между собой слова, значение которых нужно узнать. Воспользуемся словарем  памятками , таблицами..

2) Познакомим друг друга с тем, что узнали.

3) Отчитаемся о проделанной работе.

Ученики читают,что сделали в команде по –коми(один от группы).Другие команды слушают,переводят,отвечают на вопросы выступающих,оценивают их..За это получают баллы-знания.

Затем- другие .

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу.

-Тöда!

-Тöда !

-В таблице написано,что

на Печоре, морской порт-город Нарьян -Мар

-Ме лыддья! Печора визувтö коми му кузя и Архангельскöй область кузя,  усьö  Баренцев саридзö.(Печора течёт и по Коми краю, и по Архангельск. обл.)

-Практическая работа, работа в парах, в группах

Согласны почти все.

Найти интересные факты о наших реках.

-Можно презентацию ,сообщение.

-Пословицы,поговорки о реках.

-Можно написать письмо по теме с рисункаи.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- использование знаково-символических средств (П);

 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 - учёт разных мнений (К);

-Постановка и формулирование проблемы (П);

 - структурирование знаний (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- Самоопределение (Л);

 - смыслообразование (Л);

 - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- самостоятельное выделение и формулиро вание познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой инфор мации (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

 - структурирование

знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

 - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

 

- Рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результа тов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успеш ности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснова ния своего суждения (К);

- Нравственно-этическое оценивание усва иваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- понимание текстов, извлечение необходи мой информации (П);

       

На выбор ученику даются тексты.: сложные или более лёгкие.

Приложение№1

 СЬöкыдджык-сложнее

*1 Печора ю -медыджыд, медпаськыд  и медся кузь ю. 2.Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя.  3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. Печоралöн  комын вит сюрс вож. 35000 (!), а тыяс- квайтымын сюрс.60 000 (!). 4.Медся ыджыд вож Печоралöн юяс; Унья, Ижма, Цильма, Илыч, Подчерье, Щугор, Уса (река Уса хороша для сплавов),Созьва(Сöдзва).  5.Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 6.Печора ю берег вылын сулалö Печора. 7.Печора ю кузя ветлöны баржаяс, катеръяс. 8. Печора ю вылын эм медся ыджыд ток сетан станция- гидроэлектростанция. 9.Печора ю шöрын сулалöны  джуджыд электоропораяс (столбъяс) –сизимдас нёль метра, ветымын кык тонны.  10.Печора ю усьö Баренцев саридзö.

*1.Вычегда ю ёна кузь- сюрс дас куим сё километра. 2.Вычегда ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Вычегда ю  заводитчö Тиманскöй кряжын тыын Дзюрнюр. 4.Медся кузь вож Вишера, Вымь, Елва. 5.Ю веськыд,берег пöлöн(вдоль) - парма. 6.Вычегда ю берег вылын сулалö Сыктывкар,Эжва – лесо-промышленнöкомплекс,кöнi вöчöны кабала «Снегурочка» принтер вылö.  7. Вычегда ю усьö  Северная Двина юö кар Котлас дорын.,а сэсся - Еджыд саридзö.  

________________________________________________________________________________________

*1. Юяс Печора, Вычегда, Сысола, Мезень, Луза Уса -медся ыджыдöсь  и  

  кузьöсь. 2. Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын. 3.Уса ю -медся ыджыд вож Печора юлöн- витсё километра. 4.Медся кузь вож –Ыджыд Уас и Ичöт Уса.  5.Уса берег вылын сулалö кар Усинск. 6.Усинскын перйöны мусир. 7.Уса ю усьö Печора юö.

------------------------------------------------------------------------------------------------

*1.Печора ю -медыджыд, медпаськыд  и медся кузь ю. 2.Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя.  3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. Печоралöн  комынвит сюрс вож. 35000 (!), а тыяс- Печора юлöн квайтымын сюрс.60 000 (!). 4.Медся ыджыд вож Печоралöн юяс; Унья, Ижма, Цильма, Илыч, Подчерье, Щугор, Уса ,Созьва(Сöдзва).5  Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö.  6. Печора ю усьö Баренцев саридзö.

* 1. Мезе́нь ю  заводитчö  Тиманскöй кряжын нюръясын  Коми Республикаын. 2.Мезень ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Мезень ю ёна кузь- öкмыссё кваитдас квайт километра. 4. Мезеньлöн медся ыджыд вожъяс- юяс Мудз-Ю, Керь-Ю.  5.Мезень ю берег вылын сулалöны сиктъяс- посёлок  Усогорск. 6. Мезе́нь ю  -медся сöстöм ю Европаын.

7. Мезень ю усьö  юö Севернö Двинаö..

*Сысола ю кузь – нёльсё кöкъямысдас сизим километра. 2.Сысола ю заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и  Коми Республика граница дорын.

3. Сысола ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя.  4.Кöнi  Сысола усьö Вычегдаö, сэнi сулалö юркар- Сыктывкар. 5.«Сыктыв» - ним (название)  комиöн,а Сысола- роч ним , «кар» - город. 6.Сысолалöн  ыджыд вожъяс: ыджыд Визинга, Веж-Ёль, Керка-Шор,Видз-Ю. 7.Сысола  ю берег вылын сулалöны сиктъяс Куратово,Ыб.  8.Сысола ю усьö  Северная Двина юö, а сэсся-Еджыд саридзö .

кокньыдджык(легче)

-1.Вычегда ю ёна кузь- сюрс дас куим сё километра. 2.Вычегда ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Вычегда ю  заводитчö Тиманскöй кряжын тыын Дзюрнюр. 4.Вычегда ю берег вылын сулалö Сыктывкар,Эжва – лесо-промышленнöкомплекс,кöнi вöчöны кабала «Снегурочка» принтер вылö.  5. Вычегда ю усьö  Северная Двина юö кар Котлас дорын.,а сэсся- Еджыд саридзö.  

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-1.Сысола ю кузь – нёльсё кокъямыс сизим километра. 2.Сысола ю заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и  Коми Республика граница дорын. 3.Сысолаю вылын ,  сулалö юркар- Сыктывкар.

 4. Сысола ю –роч ним(название), а «Сыктыв» - коми ним. 5.Сысола ю усьö  Северная Двина юö, а сэсся-Еджыд саридзö.

----------------------------------------------------------------------------------------

-1.Печора ю -медыджыд, медпаськыд  и медся кузь ю. 2. Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. 3. Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя.  4. Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 5. Печора ю усьö Баренцев саридзö.

-1. Мезе́нь ю  заводитчö  Тиманскöй кряжын нюръясын  Коми Республикаын. 2.Мезень ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Мезень ю ёна кузь- öкмыссё кваитдас квайт километра. 4.Мезень ю усьö  юö Севернö Двинаö.  5.Мезень ю берег вылын сулалöны сиктъяс- посёлок  Усогорск.

6.. Мезеньлöн медся ыджыд вожъяс- юяс Мудз-Ю, Керь-Ю.

-1. Юяс – Печора, Вычегда, Уса, Сысола, Мезень, Луза -медся ыджыдöсь  и  кузьöсь.  

  2. Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын. 3.Уса ю  медся ыджыд вож Печора юлöн- витсё километра. 4.Уса берег вылын сулалö кар Усинск. 5.Усинскын перйöны мусир. Уса ю усьöПечора юö.

Приложение №2

кокньыдджык(легче)

1Мезе́нь река_____ заводитчö  Тиманскöй кряжын на болотах________  Коми Республикаын.  2.Мезень ю течёт_______Коми му кузя (кузя переводится как предлог  по)  и Архангельскöй областьпо_____  . 3. Мезень ю ёна длинная_______   öкмыссё кваитдас квайт километра(      ). 4.Мезень ю впадает_______-юö Севернöй Двинаö.  5.Мезень ю берег вылын стоят_____    посёлок___  Усогорск.

1. Река_____Печора  ____мед большая______ ,мед широкая_____  и самая_________  длинная______ ю. 2.Печора течёт_____Коми му кузя(кузя переводится как предлог  по) и Ненецко-национальнöй округ по_____.  3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё  öкмыс километра(       ).. 4.Печора ю вылын стоит______ город ____ Печора. 5.Печора ю впадает_____Баренцев  море_____ö.

*1.Сысола ю длинная_______– нёльсё кöкъямысдас сизим километра(     ). 2.Сысола река____заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и  Коми Республика граница дорын.  3. Сысола ю течёт______ Коми му  кузя (кузя переводится как предлог  по)  переводится как предлог по)  и Архангельскöй область  по_____  .  4.Сысола  река_____ вылын стоит _____ столица ______- Сыктывкар.  5.Сысола ю впадает ____ö  Северная Двина в реку_____ö,  а сэсся(потом) - Белое ________в  море ______ö .

________________________________________________________________________________________________

Вычегда ю ёна  длинная_____ - сюрс дас куим сё километра(         ). 2.Вычегда река____  течёт______ö Коми му кузя (кузя переводится как предлог  по) и Архангельскöй область   по____. 3. Вычегда ю  заводитчö Тиманскöй кряжын   в озере_____ын Дзюрнюр. 4. Вычегда ю берег вылын  стоит_____ö  Сыктывкар, посёлок _____Эжва –лесо-промышленнöй комплекс,кöнi  делают_____ кабала «Снегурочка» принтер вылö 5. Вычегда ю впадает _______ Северная Двина в реку___ö  город_____ Котлас дорын(возле),а сэсся-  Белое____  море_______ö.

______________________________________________________________________

1.Уса ю заводитчö  Урал изын-  Приполярнöй Уралын.

   2. Уса река___ самый_____ ыджыд приток _____ ю Печоралöн- витсё километра     (      ).  

3. Уса берег вылын стоит _____ö  город ___ Усинск.  4. Усинскын   добывают______  нефть___.  

  5. Уса ю впадает___   в реку___ö  Печора  .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"

Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...

Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»

Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»...

Технологическая карта урока по коми языку во 2 классе по теме "Еда"

Цель урока: организовать  активную совместную учебную деятельность для успешного усвоения новой лексики по теме «Еда», («Сеян-юан») и развить коммуникативные  навыки ...