Главные вкладки

    Технологическая карта урока по коми языку "Коми реки"
    методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему

    В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом,  с текстом. Школьники  учатся оценивать каждый этап урока,работать  в группах.  Итог–текст  о коми реках.  Данный урок разработан  и составлен в соответствии с ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnolog._karta_uroka_komi_reki.docx75.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологической картой урока по коми языку могут воспользоваться учителя  коми языка и учителя финно-угорских республик.

    В конспекте предоставлен материал по теме "Коми реки» работа с планом,  с текстом. Школьники  учатся оценивать каждый этап урока,работать  в группах.  Итог–текст  о коми реках.  Данный урок разработан  и составлен в соответствии с ФГОС.

    Конспект урока по коми языку.

    Тема: Коми Республикаын юяс- реки.

    ФИО участника: Спасская Наталия Степановна, учитель коми языка.

    Предмет:

    Коми язык.

    Тип учебного занятия (в рамках проблемно-диалогической обучения, деятельностного подхода):

    Урок  овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Интегрированный урок коми языка и

    Урок построен в рамках деятельностного подхода – это урок введения нового знания с использованием технологии исследовательской деятельности.

    Учащиеся проводят исследовательскую работу в целях знакомства с основными  реками РК, работают с картой РК, пробуют сами составить  текст по конкретной реке.. 

    Тема

    Коми  реки.             4 класс.

    Цель

    создать учебно-коммуникативные ситуации

    для освоения лексических  единиц (изучение лексики)  по теме «Реки Коми края»

    Задачи:  

    Познавательный аспект:

    Развивающий аспект:

    Воспитательный аспект: 

    Методические:

     Методы и приемы:

    Задачи:  - организовать ситуацию целеполагания через проблемную ситуацию;

    -организовать деятельность для освоения новых лексических единиц (ю ним, вож, саридз,усьö, заводитчö, визувтö,сулалö, медся ,медкузь,медпаськыд)

    -организовать работу по отработке новой лексики (составление предложений по моделям, составление текста);

    -усвоить  знания по теме «Реки Коми края» ,научить работать с текстом;

    -формировать навыки чтения, письма;

    -расширить общий и лингвистический кругозор учащихся; 

    -пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

    -развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;

    -развивать умение запоминать новые слова;

    -развивать внимание и познавательную активность;

    -развивать память, смекалку и сообразительность.

    воспитывать  у учащихся любовь  к  родному  краю,  бережное  отношение  к  природе  Севера; способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности,  используя краеведческий материал;

    -повысить уровень мотивации к изучению, посредством заданий , знаний;

    -формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе. 

     Показать использование на уроке информационно-коммуникационных технологий, коммуникативных технологий, технологию оценивания.

    Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

      

    Планируемый результат:

     Освоить новые лексические единицы.  

    Основные понятия (лексемы):

    ю ним,вож, саридз,усьö,заводитчö, визувтö,сулалö

     

    Ресурсы:

    Учебник «Коми кыв  4 класс  »  Е.Н. Вязова, А. В. Сизова.

    Габова Е.В., Макарова Н.Д. Дети древней земли. Повесть. – Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2011. 160

     разработка учебного занятия

    Картинки для презентации:

    Раздаточный материал:

    Наглядный и раздаточный материал, карточки,  памятка-словарик по теме, исторический  и географический  атласы Республики Коми,дополнительный материал  -информация о реках Коми края.

    Оборудование:

    Учебник «Коми кыв  4 класс  »  Е.Н. Вязова, А. В. Сизова.,физическая карта Республики Коми,

     энциклопедии, русско-коми и коми-русский словари, мультимедия (презентация к  теме урока),

    Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска.

    Организация пространства

    Форма проведения урока: фронтальная ,индивидуально-групповая

    Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

    Универсальные учебные действия

    Л - личностные УУД;

    Р - регулятивные УУД;

    П - познавательные УУД;

    К - коммуникативные УУД.


    Технологическая карта изучения темы «Коми Республикаын юяс- реки».

    Технология проведения

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Диагностирующие задания каждого этапа

    1этап - мотивация учащихся.

    Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;

    У. Видза оланын, дона челядь!

    Ме рад тiянöс аддзыны.

     Заводитам  урок…

    -Ставöн  дась урок кежлö?

    -Пуксьöй,пöжалуйста,тэрыб детинкаяс! Пуксьöй,пöжалуйста,роч аканьяс!

    У. Видзöдлöй сосед вылö.,шуöй бур кыв.(Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь!

    Д.  Видза оланыд, Н.С.

    (здравствуйте).

    ….урок коми кыв. 

    -Да! Дась!  - Готов!-Высказывания детей о подготовке к уроку).

    -Садятся мальчики.

     Садятся девочки.

    -Видза олан! –Здравствуй!

    -Чолöм! -Привет!

    самоопределение (Л);

    смыслообразование (Л);

    целеполагание (П);

    II этап - речевая разминка, актуализация знаний.

    Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    1) актуализировать учебное содержание

    2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии;

    III этап - постановка проблемы

    Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения

    Создание проблемной ситуации на уроке путем побуждающего диалога

    IV этап – целеполагание и построение алгоритма действий.

     

    Цель:

    постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

     Построение проекта выхода из затруднения.

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

    *ставят цель,

    *согласовывают тему урока,

    *выбирают способ,

    *строят план достижения  цели;

    *определяют средства, ресурсы и сроки.

    .

    5.Реализация построенного проекта

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в группах или в парах., или по одному) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    На данном этапе применяется личностно-ориентрованный подход

    (ученики выбирают себе товарищей для работы в  команде, выбирают по желанию  карточки,тексты для работы

    На данном этапе ученики , в группах, в парах)  подбирают нужную информацию-проявляют исследовательские навыки

    ..Включение в систему знаний и повторение

    Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

    Цель этапа:        

    Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка , учениками собственной учебной деятельности (осознанность учения).

    В  конце урока  соотносятся  цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия(всё ли получилось,в чём затруднение), и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Вöчам речевой зарядка. Шуам кывъяс,кöнi эм чистö коми  шыяс.Роч кывын абу т айö звукъяс.

    (Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Вспомним слова, в которых они встречаются.

    На доске вывешиваются карточки  с этими  словами.

    Аттьö ! Мöлöдеч! ( Спасибо!

    Молодцы!)

    - Почему именно эти слова взяты для разминки? 

    - Да,тадз..Челяль! Думыштöй, талун кутшöм тема уроклöн?

    Кывзöй сьыланкыв -аудиозапись. Думыштöй! Мый сьылöны-   что поют(звучит песня У Печоры-у реки,где живут оленеводы и рыбачат рыбаки……

    2-ая песня на коми языке о реке Печора, 3 песня (Эжва пöлöн пöлöзнича)

    -Мый йылысь сьыланкыв запись?

    Слово йылысь что обозначает?  

    - Думыштöй!  Как переведём?

    Аттьö!Да! Тадз!

    -Шуöй,мый йылысь сьыланкыв?

    (о чём песня)

    -Что помогло понять ?

    -Аттьö ! Юра!- Умница! Внмательный

      -Челяль! Думыштöй,кутшöм тема уроклöн  талун?

    (Догадываетесь,какая тема урока

    сегодня. Назовите её).

    -Комиöн!!!Сомын (только) öти ю Коми муын??? –

    (На доске- Тема: Коми муын юяс.(Реки Коми земли-Коми Республикаын юяс.

    -Мыйла Печора  йылысь  сьылöны и Нарьян Марын и Коми муын- Коми Республикаын? (Почему о реке Печоре поют в разных местах)?

    -Может быть такое : у них -в Ненецком  автономном округе и  у нас- в Коми крае рыбачат  на  р. Печоре ?? Это одна и та  же река

      -Шуöй ! Тöда или ог тöд?

    (скажите, знаю или не знаю

    - Возникла проблема.

    -Челяль! Эжва ю коми ним или роч ним ?  (Эжва- коми название?)

    - Кутшöм нöшта(ещё) эм юяс миян республикаын?Кутшöм нöшта(ещё) юяс  шуöны комиöн

    (А какие ещё названия рек на коми или русском есть?) Тöда или ог тöд?

    -У нас затруднение.

    В чём оно?

    Что надо сделать,чтобы опровергнуть или согласиться с мнением.  

    -Кутшöм цель урока?

    -Аттьö!(Спасибо

    На доске появляется цель урока

    -А кыдзи выполнитны цель урока  

    Как мы будем  знакомиться с новыми словами.

    -Мый колö?(что надо?)

    Бур! (хорошо

    -Корсьöй кывъяс памяткаысь(найдите слова в памятке)                 (памятка - слайд№

    -Водзö,кывзам.(слушаем задание.)

    -Вот у вас , у каждого на столах карточки с заданиями                                (слайд№ )

    -Мый колö?(что надо?).

    - Водзö. Кыдзи проверитам?

    На экране эталон-правильный ответ. 

    -Итак,выполнили задание-нашли в словарях , в памятке перевод  слов. (Проверили себя.

    -Водзö, мый  колö… колö…(дальше  надо,..надо)

    -Да! Тадз! Мöлöдеч! Кутшöм кывъясöн вöчам кывтэчасъяс? Бурджыка –лучше?

    ( с какими словами лучше составить словосочетания)  

    -Вспомните тему урока!

    -Водзö!-Дальше! 

    - Аттьö! Бур! (Хорошо

    -Кöнi?- Где? Кыдзи- Как? аддзыны коми  ю нимъяс?(как и где найдем коми  и русские названия рек )

    - На информационном столе есть словари, энциклопедии,памятка –словарик к данному уроку, фото рек.

    -Бур! Комиöн!

    -Бур! Исследуйте ,находите информацию.

    Выбор за вами.

     –Кодi öдйöджыка – позьö  атлас кузя или   карточка кузя,памятка кузя-

    Как понимаете  слово кузя ?

    -Да! Кому быстрее-ищет  по атласу, или по  памятке, или по карточке.

    Значит ,обратим внимание

             (по памятке смотрим

    :самый большой ,самые большие -) меыджыж, медся ыджыд  вылö.

      -Бур !                                        

    - Пызан вылын лöз карточкаяс (На столе  голубого цвета карточка.         (слайд №)  Видзöдöй.

    -Мый тайö? (что это?                                

         Коми ним коми юяс (коми назв. рек)

              Сыктыв – Сысола

             Юлва, Емва -  Вымь

               Эжва –   Вычегда  

              Усва - Уса́   

                Изьва – Ижма

                Мозын – Мезень

    -Мый позьö вöчны?(что можно сделать)Предыдущее задание что подсказывает? Позьö гижны кывтэчасъяс?(словосочетания составим?

    -Аттьö!(Спасибо .БУР!

    -Мый вöчим?(Что сделали на данном этапе урока?

    Физминутка.

    Чеччам лöнял  шум ни зык

             Вöчам тадзи öти - кык, öти - кык,

          Коскö пуктам  ки да  ки,

             Недыр чеччалыштам ми.

                   Киöн  клоп да клоп

               Кокöн  топ да топ

            Чöла пуксям да кывзам урок

    -Мый водзö?(что дальше по нашему алгоритму)

    -Бур!

    -Дöcка вылын вопросъяс.(На доске висят плакаты – вопросительные слова на коми языке. Думыштам вопросъяс коми  кыв вылын.

    -Вопросъяс артмисны быттьö…

    (вопросы  напоминает … план…).

    -Да! Тадз!

    План кузя и вопросъяс кузя  гижам ю йылысь.(Вот  вопросы плана и помогут составить описание рек, будем  достигать  цель урока.

    -Кыдзи уджалам?  (Давайте подумаем,  какие  действия  нам понадобятся?

    - Как организуем работу по

     описанию  рек?

     -Коми муын уна ю. Эм медся ыджыдöсь.(Мы узнали ,что в Коми Республике рек много. Есть и очень больш…

    Кад этша.(Времени  до конца урока мало..

    Бурджыка уджавны …

    - Öтлаын -Вместе.  Будет неудобно…

    -Разделимся на группы  по желанию?

    -Как работать в команде?

    -А кöнi  аддзам информация??(где можно посмотреть,узнать о реке?

    -Да. Видзöдам карта кузя.

    Мы с вами исследователи рек ! - Тöдмалам асьным(Узнаём всё сами Учителя спрашивать в самый трудный момент..

    - На информационном столе есть словари, энциклопедии,памятки –словарики к данному уроку,таблицы – сколько км. реки,фото рек.  По ним и узнаем о самых больших реках.)

    _Вам подготовлены карточки - с пропущенными словами, стоит   …. .  

    Мый колö вöчны?

    -Да! Тадз! Мöлöдеч!

    Вы будете вписывать  в карточку нужную информацию по –коми, где стоят.. …  .

     Вам надо понять,  перевести информацию с текста  при помощи памятки.  О каждой реке есть  текст на коми языке - всего 4 предложения -  нужные сведения по плану.

    Сами можете выбирать ,какую реку вам описывать.

                                                 (слайд №)

    -Лыддьöй,мый  артмис.(Отчитываемся  о проделанной работе.

    Организует работу по подведению итогов урока.

     -Челядь! Шуöй !  Унас  в начале урока было затруднение:

    Мыйла Печора  йылысь  сьылöны и Нарьян Марын и Коми муын- Коми Республикаын? (Почему о реке Печоре поют в разных местах)?

    -Может быть такое : у них -в Ненецком  автономном округе и  у нас- в Коми крае рыбачат  на р. Печоре ?? Это одна и та  же река

      -Шуöй ! Тöда или ог тöд?

    -Аттьö!  Юра!-Умничка

    -Кутшöм мог(цель) вöлi урок вылын?

    Цель мы достигли. Задачи все выполнили?

    Чему вы научились на уроке?

                                      (слайд №)                              Расскажите по схеме:

    Ме тöда-           Я    - знаю ….

     Ме  казьтыла -Я  -  запомнил …

     Ме верма  -     Я   -   смог        

    -Меным вöлі сьöкыд … Мне было тяжело

    …                                

            -Что же помогло сегодня на уроке вам запомнить слова?  

                   Гортса удж.(Дом. работа

    -Кому было интересно узнать новое о

    Коми крае? Поднимите руки.

    -Аттьö!

    -Думыштöй, кутшöм лоас гортса удж?

    Представьте,что вы по скайпу беседуете с ровесниками из другого региона. Что будете   рассказывать?  Заинтересуйте их.  

    Значит,мы готовим проект по теме: О  реках  Коми Республики..

     

    Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ]. Несколько детей выполняют пантомиму у доски ,а весь класс говорит слова и выполняет движения.

    Ку-ку-кузь –длинный(руки раскрывают на всю длину и хлопают  ,говорят  перевод); пась-пась- паськыд(широкий )

     ы-джы-ыдджыд

    (большой);

    дж-дж-дженьыд(короткий); джу-джу-джуджыд (высокий ,  глубокий);

    сь-сь - сьӧд (черный);

    у-у-сьö- усьö (падает); визувтö- визувтö- визувтö (течёт  )- несколько раз рукой  перед собой показывают  волнообразное движение , и другие сразу

    понимают перевод.

    -Они нам встретятся в тексте, в предложении, стихотворении

    йылысь -это  послелог

    (подсказывает,какое слово  к нему относится),заменяет в коми языке предлог о. Стоит после слова и с него начинаем переводить   йылысь - о чём 

    -Печора йылысь( о Печоре

    -Эжва йылысь(о Эжве  

    -Часто повторяется..  река Печора

    -Там рыбачат рыбаки и живут оленеводы.

    -По- коми услышал,  понял,что Печора красивая и   широкая.

    -Слова на карточке на доске!

    Обучающиеся определяют тему урока.

    -Река Печора.

    -ю  Печора.

    - Тема:

    Коми муын юяс..

    -Любят реку  Печору.

    -Она Ыджыд! Большая!

    -Ыджыд ю.

    -Может быть, она и там,  и там эм.

    -Ог тöд. ( Не знаю

    Предположения детей.

    -Да. Тадз. (Да. Так бывает.)

    -Абу тадз. (не так)

    -Это разные реки.

    -Ог тöд. ( Не знаю

    -Роч ним

    -Коми ним.

    -Ог тöд. ( Не знаю

    -Тöда, тöда!!! По-коми  Эжва,  по русски- Вычегда. Папа говорил.

    -Да , вспомнил ,что есть посёлок возле Сыктывкара. Там дурно пахнет. Бумагу делают.

    - Сэнi ю  Эжва.

    -Наверно, ю Луза. Ме гожöнас поч дорын в селе Объячево. Сэнi   купайтча.  

    -Ог тöд. ( Не знаю

    -Не знаем на коми языке названия рек нашего  Коми края.

    -Не знаем где находятся

    -Поставить цель .

    -Цель: познакомиться с новой лексикой  по теме: Коми муын юяс..

    -* Составим задачи

    *Найдем в словарях , в памятке перевод  слов, проговорим. -*Потренироваться в запоминании этих слов

    *-Составим с этими словами словосочетания и *предложения,

    *текст. ) 

    - Научиться использовать их в своей речи.

    (Алгорит действий по продвижению к цели появляется на доске)

     Дети нашли слова, проговорили сначала мальчики затем- девочки,  потом хором

    -Здесь(танi- слова абу тадз.(слова неправильно

    -Соединить слова из колонок , найти параяс.

    -Эталон кузя.(по эталону)

    (Ученики читают, проверяют(самоконтроль и взаимоконтроль)

    -Колö  выль кввъяс-  (составить словосочетания 

    - Бурджыка –лучше составим  с этими словами

    -Коми муын юяс.._ 

    -Соединим названия  рек с этими словами!  

    -Посмотрим по карте

    -Георафической атласын

    - Энциклопедияын,

    -Аддза  в памяткаын ,    учебникын,

    -У  учителя спросим…

    -кузя -это  послелог,

    заменяет в коми языке предлог по.  Стоит после слова и с него начинаем

    переводить  :кузя – по.

    - Как много рек. -Печора,Уас,Сысола..

    - самые большие

    - видзöдам ыджыд

    - видзöдам медся ыджыд                                            

    -Тайö коми ю ним.

    (названия рек на коми языке

    -Да,позьö!( Дети предлагают варианты. На экране  идёт запись. (У кого-то иной признак, прилагательное

    Решили, что можно и другое слово..

    - Вöчим словосочетания. (Составили

    - Вопросы составим,чтобы получились предложения,  текст.

    1.  Ю ним комиöн(название по- коми. Кöнi заводитчö ю?(Где начинается  река? Кытчö усьö? (Куда впадает река?

    2. Кымын км. (Сколько км в длину?

    3. Кытi визувтö? (Где протекает-течёт?(на доске увидели слово течёт и воспользовались подсказкой)

    4. Кутшö кар и сикт сулалö берегъяс вылын? (Что на её

     берегах- город,село?

    -План

    -Артмис  план.

    -Гижам

    -Описывать реку по   плану.

    -Будем  самые боьшие(кто-то смотрит в памятку и использует:

    -медся кузь,

    медся ыджыд ю

    -Öтлаын! -Вместе.

    -В группах.(Дети говорят о правилах работы в группе)

    -Памятками пользоваться  

    -У нас на столе географический атлас!

    - Видзöдам по карте

     - энциклопедии, в памятки –словарики, в учебнике, у учителя спросим…

    -Значит,надо вставить слова из памятки или таблицы.

    Учебные действи

    1.Перевести,понять текст с помощью памяток , таблиц.

    2.Проговорить  новые слова в парах (в группах)

    3.Составить предложения.

    4. Составить текст.

    - Будем работать в группах.

     1) Распределим между собой слова, значение которых нужно узнать. Воспользуемся словарем  памятками , таблицами..

    2) Познакомим друг друга с тем, что узнали.

    3) Отчитаемся о проделанной работе.

    Ученики читают,что сделали в команде по –коми(один от группы).Другие команды слушают,переводят,отвечают на вопросы выступающих,оценивают их..За это получают баллы-знания.

    Затем- другие .

    Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу.

    -Тöда!

    -Тöда !

    -В таблице написано,что

    на Печоре, морской порт-город Нарьян -Мар

    -Ме лыддья! Печора визувтö коми му кузя и Архангельскöй область кузя,  усьö  Баренцев саридзö.(Печора течёт и по Коми краю, и по Архангельск. обл.)

    -Практическая работа, работа в парах, в группах

    Согласны почти все.

    Найти интересные факты о наших реках.

    -Можно презентацию ,сообщение.

    -Пословицы,поговорки о реках.

    -Можно написать письмо по теме с рисункаи.

    - анализ, синтез, сравнение, обобщение,

    - использование знаково-символических средств (П);

     

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

     - учёт разных мнений (К);

    -Постановка и формулирование проблемы (П);

     - структурирование знаний (П);

    - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

    - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

    - Самоопределение (Л);

     - смыслообразование (Л);

     - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

    - самостоятельное выделение и формулиро вание познавательной цели (П);

    - поиск и выделение необходимой инфор мации (П);

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

    - планирование (П);

    - прогнозирование (П);

     - структурирование

    знаний (П);

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

     - волевая саморегуляция в ситуации затруд нения (Р);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

    - планирование (П);

    - прогнозирование (П);

    - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

    - учёт разных мнений (К);

     

    - Рефлексия способов и условий действия (П);

    - контроль и оценка процесса и результа тов деятельности (П);

    - самооценка на основе критерия успеш ности (Л);

    - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    - использование критериев для обоснова ния своего суждения (К);

    - Нравственно-этическое оценивание усва иваемого содержания (Л);

    - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

    - понимание текстов, извлечение необходи мой информации (П);

           

    На выбор ученику даются тексты.: сложные или более лёгкие.

    Приложение№1

     СЬöкыдджык-сложнее

    *1 Печора ю -медыджыд, медпаськыд  и медся кузь ю. 2.Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя.  3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. Печоралöн  комын вит сюрс вож. 35000 (!), а тыяс- квайтымын сюрс.60 000 (!). 4.Медся ыджыд вож Печоралöн юяс; Унья, Ижма, Цильма, Илыч, Подчерье, Щугор, Уса (река Уса хороша для сплавов),Созьва(Сöдзва).  5.Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 6.Печора ю берег вылын сулалö Печора. 7.Печора ю кузя ветлöны баржаяс, катеръяс. 8. Печора ю вылын эм медся ыджыд ток сетан станция- гидроэлектростанция. 9.Печора ю шöрын сулалöны  джуджыд электоропораяс (столбъяс) –сизимдас нёль метра, ветымын кык тонны.  10.Печора ю усьö Баренцев саридзö.

    *1.Вычегда ю ёна кузь- сюрс дас куим сё километра. 2.Вычегда ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Вычегда ю  заводитчö Тиманскöй кряжын тыын Дзюрнюр. 4.Медся кузь вож Вишера, Вымь, Елва. 5.Ю веськыд,берег пöлöн(вдоль) - парма. 6.Вычегда ю берег вылын сулалö Сыктывкар,Эжва – лесо-промышленнöкомплекс,кöнi вöчöны кабала «Снегурочка» принтер вылö.  7. Вычегда ю усьö  Северная Двина юö кар Котлас дорын.,а сэсся - Еджыд саридзö.  

    ________________________________________________________________________________________

    *1. Юяс Печора, Вычегда, Сысола, Мезень, Луза Уса -медся ыджыдöсь  и  

      кузьöсь. 2. Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын. 3.Уса ю -медся ыджыд вож Печора юлöн- витсё километра. 4.Медся кузь вож –Ыджыд Уас и Ичöт Уса.  5.Уса берег вылын сулалö кар Усинск. 6.Усинскын перйöны мусир. 7.Уса ю усьö Печора юö.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------

    *1.Печора ю -медыджыд, медпаськыд  и медся кузь ю. 2.Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя.  3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. Печоралöн  комынвит сюрс вож. 35000 (!), а тыяс- Печора юлöн квайтымын сюрс.60 000 (!). 4.Медся ыджыд вож Печоралöн юяс; Унья, Ижма, Цильма, Илыч, Подчерье, Щугор, Уса ,Созьва(Сöдзва).5  Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö.  6. Печора ю усьö Баренцев саридзö.

    * 1. Мезе́нь ю  заводитчö  Тиманскöй кряжын нюръясын  Коми Республикаын. 2.Мезень ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Мезень ю ёна кузь- öкмыссё кваитдас квайт километра. 4. Мезеньлöн медся ыджыд вожъяс- юяс Мудз-Ю, Керь-Ю.  5.Мезень ю берег вылын сулалöны сиктъяс- посёлок  Усогорск. 6. Мезе́нь ю  -медся сöстöм ю Европаын.

    7. Мезень ю усьö  юö Севернö Двинаö..

    *Сысола ю кузь – нёльсё кöкъямысдас сизим километра. 2.Сысола ю заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и  Коми Республика граница дорын.

    3. Сысола ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя.  4.Кöнi  Сысола усьö Вычегдаö, сэнi сулалö юркар- Сыктывкар. 5.«Сыктыв» - ним (название)  комиöн,а Сысола- роч ним , «кар» - город. 6.Сысолалöн  ыджыд вожъяс: ыджыд Визинга, Веж-Ёль, Керка-Шор,Видз-Ю. 7.Сысола  ю берег вылын сулалöны сиктъяс Куратово,Ыб.  8.Сысола ю усьö  Северная Двина юö, а сэсся-Еджыд саридзö .

    кокньыдджык(легче)

    -1.Вычегда ю ёна кузь- сюрс дас куим сё километра. 2.Вычегда ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Вычегда ю  заводитчö Тиманскöй кряжын тыын Дзюрнюр. 4.Вычегда ю берег вылын сулалö Сыктывкар,Эжва – лесо-промышленнöкомплекс,кöнi вöчöны кабала «Снегурочка» принтер вылö.  5. Вычегда ю усьö  Северная Двина юö кар Котлас дорын.,а сэсся- Еджыд саридзö.  

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    -1.Сысола ю кузь – нёльсё кокъямыс сизим километра. 2.Сысола ю заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и  Коми Республика граница дорын. 3.Сысолаю вылын ,  сулалö юркар- Сыктывкар.

     4. Сысола ю –роч ним(название), а «Сыктыв» - коми ним. 5.Сысола ю усьö  Северная Двина юö, а сэсся-Еджыд саридзö.

    ----------------------------------------------------------------------------------------

    -1.Печора ю -медыджыд, медпаськыд  и медся кузь ю. 2. Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё километра. 3. Печора визувтö Коми му кузя и Ненецко-национальнöй округ кузя.  4. Печора ю медпаськыд –тулыснас туö (разливается) дас километра вылö. 5. Печора ю усьö Баренцев саридзö.

    -1. Мезе́нь ю  заводитчö  Тиманскöй кряжын нюръясын  Коми Республикаын. 2.Мезень ю визувтö Коми му кузя и Архангельскöй область  кузя. 3. Мезень ю ёна кузь- öкмыссё кваитдас квайт километра. 4.Мезень ю усьö  юö Севернö Двинаö.  5.Мезень ю берег вылын сулалöны сиктъяс- посёлок  Усогорск.

    6.. Мезеньлöн медся ыджыд вожъяс- юяс Мудз-Ю, Керь-Ю.

    -1. Юяс – Печора, Вычегда, Уса, Сысола, Мезень, Луза -медся ыджыдöсь  и  кузьöсь.  

      2. Уса ю заводитчö Урал изын- Приполярнöй Уралын. 3.Уса ю  медся ыджыд вож Печора юлöн- витсё километра. 4.Уса берег вылын сулалö кар Усинск. 5.Усинскын перйöны мусир. Уса ю усьöПечора юö.

    Приложение №2

    кокньыдджык(легче)

    1Мезе́нь река_____ заводитчö  Тиманскöй кряжын на болотах________  Коми Республикаын.  2.Мезень ю течёт_______Коми му кузя (кузя переводится как предлог  по)  и Архангельскöй областьпо_____  . 3. Мезень ю ёна длинная_______   öкмыссё кваитдас квайт километра(      ). 4.Мезень ю впадает_______-юö Севернöй Двинаö.  5.Мезень ю берег вылын стоят_____    посёлок___  Усогорск.

    1. Река_____Печора  ____мед большая______ ,мед широкая_____  и самая_________  длинная______ ю. 2.Печора течёт_____Коми му кузя(кузя переводится как предлог  по) и Ненецко-национальнöй округ по_____.  3.Печора ю медкузь- сюрс кöкъямыс сё  öкмыс километра(       ).. 4.Печора ю вылын стоит______ город ____ Печора. 5.Печора ю впадает_____Баренцев  море_____ö.

    *1.Сысола ю длинная_______– нёльсё кöкъямысдас сизим километра(     ). 2.Сысола река____заводитчö Севернöй Увал вылын- Кировскиö область и  Коми Республика граница дорын.  3. Сысола ю течёт______ Коми му  кузя (кузя переводится как предлог  по)  переводится как предлог по)  и Архангельскöй область  по_____  .  4.Сысола  река_____ вылын стоит _____ столица ______- Сыктывкар.  5.Сысола ю впадает ____ö  Северная Двина в реку_____ö,  а сэсся(потом) - Белое ________в  море ______ö .

    ________________________________________________________________________________________________

    Вычегда ю ёна  длинная_____ - сюрс дас куим сё километра(         ). 2.Вычегда река____  течёт______ö Коми му кузя (кузя переводится как предлог  по) и Архангельскöй область   по____. 3. Вычегда ю  заводитчö Тиманскöй кряжын   в озере_____ын Дзюрнюр. 4. Вычегда ю берег вылын  стоит_____ö  Сыктывкар, посёлок _____Эжва –лесо-промышленнöй комплекс,кöнi  делают_____ кабала «Снегурочка» принтер вылö 5. Вычегда ю впадает _______ Северная Двина в реку___ö  город_____ Котлас дорын(возле),а сэсся-  Белое____  море_______ö.

    ______________________________________________________________________

    1.Уса ю заводитчö  Урал изын-  Приполярнöй Уралын.

       2. Уса река___ самый_____ ыджыд приток _____ ю Печоралöн- витсё километра     (      ).  

    3. Уса берег вылын стоит _____ö  город ___ Усинск.  4. Усинскын   добывают______  нефть___.  

      5. Уса ю впадает___   в реку___ö  Печора  .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

    На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

    Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

    Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

    Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"

    Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...

    Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»

    Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...

    Технологическая карта урока по теме "Задачи на движение по реке"

    Технологическая карта урока по теме "Задачи на двмжение по реке" по УМК "Перспектива" - 4 класс...

    Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»

    Технологическая карта урока окружающего мира «Моря, реки, озера России»...