Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»
методическая разработка по иностранному языку (2 класс) по теме

Тынянова Елена Александровна

 

Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»

 

 

Содержание:

1. О критериях качества обучения

2. Комплексный подход к оценке качества  личностных, метапредметных и предметных  результатов образования

2.1 Оценка достижения предметных результатов

- Оценка качества устной речи

- Оценка качества письменной речи

2.2.Оценка достижения метапредметных результатов

2.3.Оценка достижения личностных результатов

3. Оценка внеурочных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_ocenka_kachestva_obucheniya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная оценка качества обучения учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС «учет урочных и внеурочных достижений»

Содержание:

1. О критериях качества обучения

2. Комплексный подход к оценке качества  личностных, метапредметных и предметных  результатов образования

2.1 Оценка достижения предметных результатов

- Оценка качества устной речи

- Оценка качества письменной речи

2.2.Оценка достижения метапредметных результатов

2.3.Оценка достижения личностных результатов

3. Оценка внеурочных достижений

1. О критериях качества обучения

Выделяют следующие критерии качества знаний:

- полнота - количество программных знаний об изучаемом объекте;

- глубина - совокупность осознанных учащимся существенных связей между соотносимыми знаниями;

- систематичность - осознание состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности;

- системность - осознание знаний по их месту в структуре научной теории;

- оперативность - ситуации, в которых ученик может применить знание или число способов, которыми он это знание может применить;

- гибкость - готовность к быстрому поиску многообразных вариантов решения проблемы;

- обобщенность - способность подвести конкретное знание под обобщенное;

- конкретность - способность показать конкретное как проявление обобщенного;

- осознанность - понимание связей знаний и путей их получения.

Все вышеперечисленные критерии качества знаний очень трудно поддаются объективным методам измерения. Кроме понятия "качество знаний" встречается также "освоенность знаний". В этом случае выделяют уровни усвоения как способности решать различные задачи:

1 - уровень восприятия, осмысления, запоминания, узнавания, различения - знания -знакомства (ученический уровень деятельности);

2 - уровень воспроизведения информации об изучаемом объекте знания-копии или знания-понятия (алгоритмический уровень);

3 - уровень применения знаний в сходных ситуациях - знания-умения (эвристический уровень);

4- уровень применения знаний в новых ситуациях и заданиях - знания-трансформации или знания-навыки (творческий уровень)

Условиями формирования качественных знаний выступают:

- полнота видов знаний;

- систематическое применение знаний;

- уделение внимания обобщенным знаниям;

- соблюдение постепенности при неизменном возрастании сложности как самих знаний, так и способов оперирования ими;

- значимость знаний и учебной деятельности для учащихся;

- применение совокупности методов обучения

Механизмом контроля за качеством обучения является мониторинг.

Объектом мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

2. Комплексный подход к оценке качества    личностных,  метапредметных и предметных  результатов образования

Система оценки  предполагает комплексный подход к оценке качества   достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Более подробно данные группы результатов образования представим в таблице.

ЛИЧНОСТНЫЕ

                                МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося  — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;

становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

морально_этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к  сопереживанию, этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые

дополнения, исправления в свою работу, если

она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с

учителем определять

последовательность

изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Определять о формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

6. Учиться высказывать

свое предположение

(версию) на основе работы с материалом

учебника



1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения учебных заданий, используя справочные

материалы учебника (под

руководством учителя).

3. Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и

различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных

признаков, по заданным

критериям.


1. Соблюдать простейшие

нормы речевого этикета:

здороваться, прощаться,

благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать

вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёд-

ность действий, корректно

сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллектив-

ном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для

реализации проектной деятельности



ученик научится:

- узнавать достопримечательности стран изучаемого языка;

- понимать особенности британских и американских национальных и семейных праздников и традиций;

-понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;

- узнавать наиболее известных персонажей англоязычной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;

Выпускник получит возможность:

- сформировать представление о государственной символике стран изучаемого языка;

- сопоставлять реалии стран изучаемого языка и родной страны;

- представлять реалии своей страны средствами английского языка.

- познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения;

В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаю тесты, которые позволяют им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.

Рассмотрим  критерии и параметры оценки навыков и умений учащихся в различных видах речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку во 2 классе. Выставление отметки заключает процесс контроля и оценки умений учащихся.

Отметка может быть количественной и выражаться суммой баллов, которая складывается из оценок отдельных критериев контролируемого умения.

Представляется возможным использовать в процессе контроля, особенно текущего, большее количество баллов (10, 20, 30), которые можно перевести с помощью простого уравнения в нормативную отметку, выставляемую в классный журнал.

Оценка качества устной речи

Устная речь (диалогическая и монологическая) является одним из труднейших речевых умений. Критерии, по которым можно его оценить, представляют собой гораздо более сложную систему, чем при контроле и оценке умения читать наизусть. Их условно можно разделить на три группы: 

  1. Соответствие установке высказывания, куда также входят:

            произношение,

              интонация,

              беглость речи,

              умение исправиться и начать снова,

              соответствие речи ситуации (стиль).

  1. Богатство языка:

            лексический запас,

            умение выпутаться в языковой ситуации, рискнуть.

  1. Соблюдение грамматической нормы языка.

Следует обратить внимание на последовательность критериев по их значимости в данном виде речевой деятельности: нужно оценивать не только прогресс в грамматике, но и умение учащихся найти выход в языковой ситуации, завершить акт коммуникации, несмотря на возникшие трудности.

Количество баллов по каждому критерию определяется учителем вместе с учениками.

Оценка умения декламирования (чтения наизусть)

УМК « Enjoy English 2 » предполагает работу с большим количеством стихотворений. С самого начала обучения иностранному языку декламирование наизусть стихотворений является одним из основных видов речевой деятельности. Оно необходимо для тренировки памяти и пополнения запаса лексических единиц и выражений. Кроме того, оно помогает решить очень важную с точки зрения коммуникации задачу: выработать умение держать себя на публике, не смущаться. Здесь можно предложить следующие критерии проверки умения:

  1. память
  2. произношение,
  3. умение удержаться на публике
  4. тональность (в соответствии с содержанием текста)
  5. соблюдение пунктуации (интонация, паузы и т.д.)
  6. ритм.

Количество баллов определяется учителем вместе с учениками. В данном случае мы выбрали 30 баллов, по 5 баллов по каждому критерию.

 Если, например, сумма баллов по всем критериям, набранная учеником, составляет 22 - 26, то в нормативном виде это соответствует отметке «4», более 26 баллов - соответствует отметке «5», менее 22 баллов соответствует отметке «3».

Количество баллов, соответствующих нормативным отметкам, заранее определено и известно ученикам.

При такой системе оценки осуществляется индивидуальный подход, так как количество баллов по каждому критерию у каждого ученика может быть разным: у одного хорошая память, у другого хорошее произношение, третий уверенно чувствует себя перед аудиторией. Сама оценка является более справедливой, так как она достаточно объективна и аргументирована.

Оценка качества  письменной речи учащихся

В качестве критериев оценки письменных работ можно предложить следующие:

  1. работа выполнена в соответствии с установкой (причем внимание обращается не только на содержание, но и на форму исполнения: почерк, аккуратность, чистоту и т.п.);
  2. связность и логика текста;
  3. грамматическая норма;
  4. богатство языка, творческое воображение.

Соблюдение технологии написания и контроля письменных работ дает возможность экономично и продуктивно провести работу над ошибками, что всегда является проблемой из-за отсутствия времени на это. Технология проверки, оценки и коррекции заключается в следующем:

  1. Прежде всего, нужно правильно оформить работу. Поля должны быть достаточно широкими. Учащиеся осведомлены о критериях, по которым будет оцениваться работа:
    Самооценка ученика и оценка учителя.
  2. Учитель не правит ошибки, а делает пометки на полях специальным кодом, который он придумывает сам: зеленым цветом - ошибки (орфографические, грамматические, лексические и т.п.), красным цветом – наиболее удачные места. Ошибки учащиеся исправляют сами на уроке. Время, отводимое для этого, определяется спецификой работы. В процессе исправления ошибок разрешается пользоваться любыми справочниками, если речь идет о текущем, а не итоговом контроле. Учащиеся могут общаться друг с другом, обращаться за помощью к учителю, получая от него только наводящие на поиск правильного решения ответы. Знания, добытые самостоятельно в процессе размышления, гораздо прочнее усваиваются. Кроме того, формируется навык работы со словарями и справочниками.
  3. Исправив все ошибки, учащиеся выставляют оценку за работу самостоятельно.
  4. Учитель проверяет работу еще раз и выставляет  свою оценку .

Подобная система проверки и оценки пригодна для любого возраста и позволяет точно диагностировать знания учащихся, учить их работать самостоятельно, правильно оценивать себя и помогает избежать психологических конфликтов.

В зависимости от темы и вида работы учащиеся могут сами предлагать критерии оценки.

Оценка достижения метапредметных результатов 

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. 

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий. ( подробно представлены в таблице пункта 2)

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный.

 Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.


Класс


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


2 класс


1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
 

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.
 Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Корректировать выполнение задания.

8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.


1. Ориентироваться в учебнике  (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебнике.

4. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.


5. Выполнять задания по аналогии


1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
 

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
 

6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

УРОВНИ овладения метапредметными результатами

1 УРОВЕНЬ

2 УРОВЕНЬ

3 УРОВЕНЬ


Регулятивные

Умение планировать собственную

деятельность в соответствии с

поставленной задачей

 и условиями ее реализации

Умение контролировать

и оценивать свои действия,

вносить коррективы в их выполнение

на основании оценки

и учета характера ошибок

Приобретение  навыка саморегуляции

Познавательные

Способность обучающегося

принимать и сохранять

 учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать

практическую задачу в познавательную;

умение осуществлять информационный поиск,

сбор и  выделение существенной информации

 из различных информационных источников

Способность проявлять инициативу и самостоятельность в обучении,

 умение использовать знаково-символические

 средства для  создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные

Умение сотрудничать с  педагогом и сверстниками

 при решении  учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог;

умение участвовать в коллективном

 обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и

 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

 со сверстниками и взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения,

Умение принять точку зрения оппонента.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие виды деятельности, широко представленные системой заданий УМК Enjoy English  2 «Английский с удовольствием»:

— решение задач творческого и поискового характера,  творческие задания,  информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня); 
— проектная деятельность;

— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
— комплексные работы на межпредметной основе.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу. 

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться 
на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе. 

Личностные результаты в соответствии с требованиями стандарта не подлежат итоговой оценке. 

Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется  путем оценки личностного прогресса в форме
 портфолио;

Задачи портфолио:
- отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
- отслеживать  опыт межкультурного общения учащегося;
- исследовать  развитие учащегося в течение определённого времени;
- изучать особенности себя как личности и развивать уверенность в себе;
- развивать письменные навыки;
- обеспечивать преемственность в процессе обучения.

Структура языкового портфолио включает два раздела :   I раздел «Мой портрет» (информация о владельце); · II раздел «Портфолио достижений» (дипломы, грамоты, результаты тестирования);
Все работы собираются в хронологическом порядке.
Раздел  
«Мой портрет» , в котором дети анализируют  свой небольшой опыт изучения языка через предложенную учителем анкету:

Name________________________My name is Antony.

Age__________________________I am eight.

Family______________________I have got a mother, a father, a sister and a brother.

Pets__________________________I have got a cat. It is black.

Hobby_________________________I like to play computer games.

Sport_________________________I can play football.

Данный раздел предназначен для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения английским языком. Сюда заносятся листы самооценки после изучения определённых тем и разделов, а также по итогам четвертей. В данном разделе содержится страничка для родителей, в которой они дают оценку работе своего ребёнка.
Сюда входят письменные работы, автобиографические записи, работы по чтению, словарные работы, стихи и рассказы, написанные учащимся; индивидуальные и групповые проекты (фотографии, картинки, коллажи, слайды, видео), работы, выполненные на компьютере.

Опыт ориентирован на самореализацию и формирование личности младшего школьника.

Оценка внеурочных достижений обучающихся

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся  также является портфолио, которое отражает раздел «Портфолио достижений».
- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

-переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.
 

- систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую деятельность;

- создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

· Конкурсы,  этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, города, края).

· Олимпиады: в данном разделе отражается участие в олимпиадах.

· Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы.

В заключение следует сказать, что применяя комплексную оценку, учитель имеет возможность содержательно оценить различные качества навыков и умений ученика, полнее раскрыть не только недостатки, но и, что более важно, достоинства его ответа, избежать непонимания, обид и конфликтов. Все это способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, сокращает время на контроль и коррекцию, стимулирует работу каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку по теме " Буква Ч, ч"Урок построен с учетом современных требований , эффективно используются элементы современных образовательных технологий....

Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС

Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС....

Мониторинг "Исследование качества освоения ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО"1-3 классы

Цель проведения регионального мониторингового исследования: оценка уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП), позволяющих успешн...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и внеурочной деятельности 28.05.2019

Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, и...

Программа соответствует основным требования ФГОС в части организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного  процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...