цели обучения иностранному языку
учебно-методический материал по иностранному языку по теме

Шитченко Галина Владимировна

Цель обучения как социально-педагогическая и методическая категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_obucheniya.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цель обучения как социально-педагогическая и методическая категория

  В психологии цель – осознанный образ будущего результата действия. Применительно к обучению иностранным языкам – осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. Социально -педагогическая сущность цели рассматривается в контексте социального заказа общества и государства по отношению к языковому образованию своих граждан., а так же с учетом общеобразовательной концепции, принятой в обществе на определенном этапе его развития и развития системы школьного образования. Методическая составляющая понятия цель обучения при ее формулировании заставляет обращаться к основным положениям лингводидактики и методики обучения иностранным языкам.

  Совокупность социальных факторов обуславливает социальный заказ общества и государства по отношению к языковому образованию. Влияние социального заказа на формулировку цели проявляется в области воспитательной функции учебного предмета, так и в сфере практических задач, решаемых в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку. Так, например, в 40-х и начале 50-х гг. ХХ века перед обучением иностранному языку ставилась рецептивная цель – научить читать и понимать оригинальную литературу на изучаемом языке, а в области устной речи решалась лишь скромная задача заложить ее основы. В настоящее время в связи с расширением межкультурных контактов и обменов, усилением процессов глобализации во всех сферах жизни современного общества современные образовательные программы по иностранному языку предусматривают развитие у учащихся всех видов речевой деятельности. Социальный запрос по отношению к языковому образованию в течение целого ряда десятилетий изменялся, его основной смысл сводился всегда к практическому владению школьниками иностранными языками. Правда само понятие практическое владение языками уточнялось по мере развития методики и смежных с нею наук. Например, в 1960 – 1970 – е гг. под практическими целями обучения предмету понималось овладение речью в определенных рамках (Салистра И.Д., 1958, с. 67). В 70 – е гг. практическое владение языками понималось как развитие речевых умений по всем видам речевой деятельности. Или формирование основ речевой деятельности на изучаемом языке. В 1980-е гг., - как обучение общению на иностранном языке в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной, этикетной. ( Бим И.Л., 1989, с. 20)

В настоящее время цель обучения- формирование личности учащего, способной и желающей участвовать в общении (опосредованном и непосредственном) на межкультурном уровне. Речь идет о становлении у учащихся основных черт вторичной языковой личности, совокупность которых составляет сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию. Языковая  личность – любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования средств данного языка для отражения окружающей действительности. (картины мира) В структуре языковой личности выделяются три уровня: вербально- семантический, предполагающий владение языком, когнитивный, (понятия, идеи, представления, складывающиеся в картину мира), прагматический (включает цели, мотивы, интересы, оценки, проявляющиеся в речевой деятельности. Вторичная языковая личность – личность, приобщенная к культуре народа, язык которого изучается. Вторичная языковая личность – показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации.

Сложность и многоаспектность стратегической цели обучения иностранным языкам – формирования у учащихся основных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к адекватному социальному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения, - диктуют необходимость рассматривать ее как совокупность трех взаимосвязных и взаимообусловленных аспектов:  прагматического, педагогического и когнитивного.

Прагматический аспект цели обучения иностранным языкам связан с формированием у учащихся знаний, навыков, умений, владение которыми позволяет им приобщиться к этнолингвокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания. Совокупность таких знаний, навыков и умений составляет коммуникативную компетенцию учащихся.  

В качестве ее структурных компонентов выделяются лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, стратегическая и социальная субкомпетенции. Лингвистическая компетенция – способность человека правильно конструировать грамматические формы и синтаксические построения в соответствии с нормами конкретного языка. Социолингвистическая компетенция – умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватной условиям акта коммуникации, т.е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным и функциональным ролям партнеров по общению. Дискурсивная компетенция- способность использовать определенную стратегию и тактику общения для конструирования и интерпретации связных текстов. Социокультурная субкомпетенция – овладение учащимися национально культурной спецификой страны изучаемого языка и умением строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой. Социальная компетенция – умение ориентироваться в социальной ситуации  управлять ею. Стратегическая компетенция – компенсировать недостаточность знания языка, речевого и социального опыта общения  в иноязычной среде.

Овладение учащимися данными компетенциями ограничено в силу недостаточного количества часов, отводимых на изучение в школе. Данное ограничение делает необходимым определение уровня владения иностранным языком, релевантного для различных условий обучения. Уровень владения языком - определенная степень развития коммуникативной способности индивида с точки зрения эффективности процесса межкультурного взаимодействия с представителями иного лингвосоциума.   Обратимся к системе уровней владения современными неродными языками разработанной учеными Совета Европы. Табл. 1

Когнитивный аспект цели обучения связан с такими категориями, как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения учащегося к иностранному языку, к культуре народа – его носителя. Когнитивный аспект цели тесно увязывает обучение иностранным языкам как средству межкультурного общения с интенсивным использованием его как средства познания, развития и овладения языком.

Педагогический аспект цели обучения призван дать ответ, какие качества  необходимо формировать у ученика, чтобы он был способен осуществлять общение на межкультурном уровне. Речь идет о формировании у учащихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, чуткого отношения и интереса к феноменам иной ментальности и чужой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников

Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ  Драгункина Надежда Ге...

Сензитивный период для начала обучения иностранного языка

В данной статье рассматривается благоприятный возраст для начала обучения иностранного языка, приводятся различные точки зрения как психологов, так и лингвистов касательно данной проблемы....

Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения.

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку всегда являетя не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранным языкам....

Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...

Статья "Значение и основные функции родного языка в обучении иностранному языку".

В статье рассматривается роль родного языка в обучении иностранному языку. Указаны основные функции родного языка при изучении иностранного языка. Подчеркивается значимость использования родного языка...