Главные вкладки

    Средства ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
    статья по иностранному языку (3 класс) на тему

    Шайтан Ольга Васильевна

    Наиболее эфективными средствами формировния лексической компетентности младшего школьника через применение ИКТ технологий является : мультимедийные презентации и компьютерные обучающие программы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современная концепция школьного образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие ключевых компетенций. В составе языковой компетенции, формируемой  у младших школьниках на уроках английского языка,  можно условно выделить лексическую компетенцию, включающую два аспекта:

    -первый - связанный с правильным употреблением слова в соответствии с выражаемым понятием (включая семантически точное использование синонимов, антонимов, паронимов) и возможностями лексической сочетаемости

    -второй - связанный с умением найти, объяснить и исправить лексическую ошибку.

    Наиболее эффективными средствами формирования лексической компетенции младшего школьника через применение ИКТ являются: использование мультимедийных презентаций и компьютерных обучающих программ.

     Мультимедийный урок — это тот же урок, но более оснащенный. Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе и в часности при обучении лексике младших школьников,  является компьютерная презентация. Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются:

    - наглядность для младших школьников

    - тезисность для учителя

     Одной из наиболее эффективных форм работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания лексического   материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является  большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания  и, следовательно, лучшему усвоению материала.

    В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие предметные и ситуативные картинки для работы с лексическим материалом, краткий текст, схемы, рисунки,  анимации.

    Для закрепления и контроля знаний я использую :

    Презентацию-тренажер «Гномик, где твой домик?», которая cтанет хорошим помощником при повторении и закреплении новой лексики по теме «Части тела». Урок 66-67 УМК «EnjoyEnglish – 3». (Слайд)

    Презентация-тренажер « Леопольд на рыбалке» возможно использовать при изучении темы « Животные», « Глаголы движения».(слайд)

    Презентация-тренажер « Голодная лягушка»-  поможет вам при повторение и закрепление лексики, изученной в 1 четверти 4-го класса.(слайд)

    Компьютерные программы (праобраз электронных учебников).Большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для школьника начальных классов является ведущей. Это игровые программы дидактического ( «закрытого») типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Все программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду. Большинство упражнений носят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением, говорением, письмом). (слайд)

    Я очень люблю компьютерные обучающие программы, т.к. они помогают  нам замотивировать ребёнка к изучению английского языка и дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь на слух, правильно и красиво читать и говорить на английском, а также запомнить нужные английские слова – и всё это в игровой форме! Кроме того синхронное воздействие на слух и зрение младшего школьника повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

    Ни для кого не секрет, что существует активный и пассивный словарный запас, так моя первоочередная задача, как учителя иностранного языка, ознакомить младших школьников с иноязычной лексикой и перевести эти лексические единицы из пассивного словарного запаса в активный. Поэтому вводить новые слова, словосочетания и клише приходится на каждом уроке. Чтобы расширить активный словарный запас мне приходится решать следующие задачи:

    - обеспечение правильности и точности распознания школьниками образца слова и установление связей между образцом и значением ( рецептивный аспект)

    - правильная локализация слова в памяти ребёнка на основе привлечения других слов.

    - правильное и разнообразное комбинирование лексических единиц . ( продуктивный аспект)

    В этом мне помогают следующие образовательные программы Английский для детей «Дома и во дворе», «Английский с Винни Пухом», "Triple play plus in English” "Профессор Хиггинс" и многие другие.

       Приведём примеры компьютерных упражнений направленных на отработку различных аспектов слова и рассмотрим их специфику.

    Компьютерная программа «Английский с Винни Пухом» рекомендовано использовать на начальном этапе знакомства с английским языком.

    - проводим отработку и закрепление алфавита;

    - работа над звуками;

    - распознавание значения слова на основе его звукового и графического образца;

    - подбор и рифмование слов, что позволяет существенно  расширить словарный запас;

    - упражнения на отработку графической формы слова (на экран выведены слова с пропусками и ребёнку необходимо выбрать из разнообразия предлагаемых букв правильную и заполнить эти пропуски)

                     При работе над темой продукты питания я использую образовательную программу "Triple play plus in English". Ознакомление с лексикой построено на основе рецептивного аспекта – компьютер произносит слова, а ребята находят соответствующую картинку. При этом именно использование компьютерных обучающих программ позволяет проводить многократность повторения, что в свою очередь индивидуализирует процесс работы с лексическим материалом и решает проблему запоминания школьниками материала в не зависимости от психо-физиологических особенностей того или иного ребёнка.

    Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.

     В данной образовательной программе представлен ряд упражнений на отработку формы слова

    Звуковая форма.

    Экран дисплея разделён на несколько колонок, в которых написаны звуки а  справа даются слова в которых есть один из этих звуков. Дети распределяют слова по колонкам.(слайд)

    Программа «Английский для детей дома и во дворе» мною применяется при отработке и закреплении лексики по теме «Цвета» и «Цифры». Экран монитора разделён на 2 поля. Одно поле – инопланетянин, второе поле – мальчик с Земли. Компьютер произносит название цветов а дети должны выстрелить таким образом, чтобы собрать 3 одинаковых по цвету шарика. Побеждает тот, кто наберёт большее количество балов. Если уровень не пройден, то игра проводится ещё раз и так до полного усвоения лексического материала по теме.

    Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

    На примере компьютерной программы "TripleplayplusinEnglish" рассмотрим эти этапы при работе с диалогом.

    На I-м этапе - введение лексики. Из предложенных 12 диалогов выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.

    I - этап - знакомство с диалогом

    II - этап - разучивание диалога

    При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение Whatwouldyoulike? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.

    III - этап - инсценировка диалога

    Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

    Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.

    Отработка произношения

    Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше.

    Обучение письму  

    Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Английский с Винни Пухом» и "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.

    По результатам исследований в 3 а класса  наблюдается положительная динамика при изучении лексических единиц с использованием ИКТ. В сравнении с первым полугодием 2011- 2012 учебного года показатели по всем видам работы с лексическими единицами возросли  в среднем на 18,2 % по итогам учебного года.

    Результаты исследования сформированной лексической компетенции

    первое полугодие 2014-2015 учебный год

    Класс

    Ф.И.

    Сопоставление слова и его значения

    Составление  словосочетаний

    Подбор синонимов

    Подбор антонимов

    Поиск и объяснение  лексической ошибки

    Восприятие и понимание слова на слух

    Использование слов при построении диалогов и монологов

    Правильность употребления слова в контексте

    Беляев А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Клочков А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Сергучова О.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Мазий В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Щековский В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Палий К.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Карпий К.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Савинов М.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Прокопов А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Швецов О.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Попов В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Гудимова В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Кальченко А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    результат

    10

    9

    9

    6

    8

    9

    8

    8

    Результаты исследования сформированной лексической компетенции

    второе полугодие 2014-2015 учебный год

    Класс

    Ф.И.

    Сопоставление слова и его значения

    Составление  словосочетаний

    Подбор синонимов

    Подбор антонимов

    Поиск и объяснение  лексической ошибки

    Восприятие и понимание слова на слух

    Использование слов при построении диалогов и монологов

    Правильность употребления слова в контексте

    Беляев А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Клочков А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Сергучова О.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Мазий В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Щековский В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Палий К.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Карпий К.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Савинов М.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Прокопов А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Швецов О.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Попов В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Гудимова В.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Кальченко А.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    результат

    13

    12

    10

    10

    11

    12

    9

    10

    Таблица

    Класс

    Полугодие

    Сопоставление слова и его значения

    Составление  словосочетаний

    Подбор синонимов

    Подбор антонимов

    Поиск и объяснение  лексической ошибки

    Восприятие и понимание слова на слух

    Использование слов при построении диалогов и монологов

    Правильность употребления слова в контексте

    Первое

    Полугодие

    77%

    70%

    70%

    46%

    62%

    70%

    62%

    62%

    Второе полугодие

    100%

    92%

    79%

    79%

    85 %

    92%

    70%

    77%

    Рост

    23%

    23%

    9%

    33%

    23%

    12%

    8%

    15%

    Как и любой метод работы, работа с  учебными компьютерными программами имеет свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы деятельность в данном направлении была успешной, нужно взвесить все «за» и «против».

    СанПиН 2.4.2.2821-10

    Применяя  компьютерное обучение на уроках, необходимо помнить, что компьютер не заменяет учителя, но дает ему в руки мощное средство обучения детей.  Следует отметить, что повышение эффективности занятий с использованием компьютера может иметь место лишь в случае соблюдения ряда методических условий оптимизации:

    • компьютерные технологии необходимо использовать систематически;
    • отобранные средства обучения должны соответствовать целям и задачам обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

    Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

    Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе....

    Игра - эффективное средство организации учебной деятельности на уроке английского языка в начальной школе.

    В статье рассматриваются игровые приемы на уроках английского языка в начальных классах....

    Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков

    Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...

    Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"

    Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"...

    Лексические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство развития познавательного интереса и повышения мотивации учащихся

    Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе и желающих повысить мотивацию учащихся с помощью лексических игр....

    «Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

    Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...