Технология развития критического мышления
статья по иностранному языку на тему

Терпелова Александра Валерьевна

критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Терпелова А. В., учитель ГБОУ

                                                                                                  Школы №1 Московского района

                                                                                                  Санкт-Петербурга

            ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся регулятивных УУД

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в США в конце 20 века. Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн были « первопроходцами» этой теории, а в России ее поддержали М.В. Кларин ( «Инновации в обучении» М. 1997), С.И. Заир- Бек и Муштавинская И. В. ( « Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей.» 2011), Загашев И. О.  и многие другие… и с течением времени эта технология приобретает все большую популярность.

Так что же это такое-  критическое мышление? - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. А Образовательная технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся. Целью этой технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. А именно- развитие умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). То есть , именно эта технология как нельзя лучше подходит для формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Ведь овладев этими умениями, ребенок может сам выбирать средства для организации своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу; ну и конечно, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий.
Итак, как же работает эта технология? Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, а
тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить. 
Давайте рассмотрим , как работает эта технология на примере работы с текстом- “ Mother’s birthday”( учебник И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной  Английский язык  3 класс).

Стадия 1. Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом в данном тексте может послужить познавательная задача, цитата (Happy birthday, dear mother, happy birthday to you!), обращение к жизненному опыту учащихся ( они вспоминают, как поздравляют свою маму с Днем Рождения) , составление кластера ( « как поздравить маму?»)

Перепутанные логические цепочки, верные и неверные логические утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций- все эти упражнения будут очень полезны.

Стадия 2. Осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.  На данном этапе работы с текстом можно выполнять следующие задания:

- прочтите текст, выделяя смысловые части

- ответьте на вопросы по тексту

- выделите ключевые слова в тексте

- создайте новый кластер- как поздравляли с днем рождения маму  герои в тексте

- создайте сюжетную таблицу ( Кто? Что? Где? Когда?)

Результатом работы с текстом на данном этапе будет  систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Стадия 3. Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн- очень распространенная форма рефлексии на данном этапе.  Теперь можно пересказать этот текст вкратце, а можно переложить его в виде письма, сказки или деловой переписки. Составьте словарь по тексту, напишите свое сочинение на эту тему.

Результатом будет присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете разговора; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Итак,  если вы хотите, чтобы ваши учащиеся овладели регулятивными универсальными учебными действиями, смело используйте технологию развития критического мышления через чтение и письмо , и она  приведет вас к успеху!

 Литература 

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2010г.
  2. Асламов А.Г., Бурменская.-М. Г.В. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. 
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  5. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. Занков. Ру.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...