Почему большинство выпускников общеобразовательных школ так и не говорят на английском языке свободно?
статья по иностранному языку на тему

Данная статья о некоторых причинах языкового барьера и путях его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья-размышление35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Почему большинство выпускников  

      общеобразовательных школ так и не говорят

               на английском языке свободно?                        

                                                               

                                               

                                                                            /Статья – размышление/

C:\Users\Женя\Desktop\гренечка1.jpg

    Это болезненный вопрос не только для учителей, но и для учащихся. Наверное  не найдется учащегося, который бы сказал, что ему не хотелось бы свободно говорить по- английски . И хотя у нас, в обычных общеобразовательных  школах, всегда есть достаточно добросовестных ребят, а также  отличников и медалистов, мы не можем сказать, что выпускники наших школ свободно владеют иностранным языком, да и сами ребята не чувствуют себя уверенно, когда дело доходит до практического использования языка, в частности, когда необходимо просто познакомиться и поддержать беседу, пользуясь самыми элементарными фразами. В чем же дело?                                                                                  

Пользуясь тем, что у меня за плечами без малого 40 лет преподавания английского языка в школе, позволю себе предположить, что огромное значение на практическое овладение иностранным языком оказывают психологические особенности наших учеников. Когда человек, и не только ученик, изучает иностранный язык в группе, он невольно комплексует, т.к. если он ошибается при чтении, переводе или говорении, то окружающие практически никогда не молчат, а как-то реагируют: смеются, хихикают, отпускают реплики. Все это как-будто делается безобидно, в шуточной форме, по-доброму, однако, я убеждена, это  все-равно  заставляет человека в следующий раз быть более сдержанным и осторожным, а это, конечно, мешает в овладении иностранным языком. И надо быть очень уверенным в себе, а возможно и в какой-то мере, если не нахальным, то достаточно “расторможенным”, чтобы не обрашать никакого внимания на реакцию окружающих.

А может быть причиной “неговорения” являются сами учителя, причем учителя самые добросовестные, которые требуют от своих учеников такой же добросовестности и тщательности, невольно вырабатывая в них комплекс-боязнь ошибиться. Такие ребята очень хорошо пишут контрольные работы, но если требуется спонтанное общение, они испытывают большие трудности. Подтверждением этого предположения может быть  пример, когда в нашу школу приехали волотеры из Бразилии, и при первом знакомстве учащиеся 10 – 11 классов с трудом произносили “My name is…”, с трудом выходили к доске, чтобы принять участие в учебной игре, т.к. явно боялись, что ничего не поймут, и все будут смеяться. Но когда наши отличники наконец-то заметили, что наши бразильские друзья тоже говорят по-английски с большими ошибками, наши воспряли и заговорили, тоже с ошибками, но получая при этом огромное удовольствие от того, что их понимают. Конечно, я – за глубокие, основательные знания, потому что в дальнейшем, для поступлении и успешной сдачи ЕГЭ как раз нужны только основательные знания, но в данной статье я пытаюсь высказать предположения, почему же, даже , условно говоря отличникам, так непросто применить свои знания иностранного  языка в реальной жизни. Конечно, вы скажете “языковой барьер”. Согласна, а как его преодолеть? Тоже известно: больше общайтесь, с реальными людьми/только где их взять?/, уважаемые учителя, больше давайте возможности своим ученикам общаться на ваших уроках /мы так и делаем, да еще как! Многочисленные ситуации на разные темы предлагаем, разнообразные клише для подготовки диалогической и монологической речи даем, необходимый психологический климат для беседы создаем, двойки лишний раз не ставим, урок стараемся разнообразить и сделать максимально интересным, технические средства постоянно задействуем, раздаточный материал также./ Однако, вот проблема – все эти прекрасные средства хороши, когда в классе царит рабочая доброжелательная обстановка, но весь ваш прекрасно задуманный урок может пойти насмарку, если есть некий Сидоров, в лучшем случае один, а в худшем их бывает несколько, которые кажется только для того и приходят в школу, чтобы узнать, а что будет за ту или иную провинность. Трудно ребятам заинтересованным полноценно работать на уроках, когда тон пытается задавать такой Сидоров. А для того, чтобы и ему было интересно, надо делать элементарно домашнее задание, чтобы комфортно чувствовать себя на уроках, да и родителям, чем постоянно выражать недовольство школой и учителями, побольше самим прилагать усилий по воспитанию своего чада, вспомнить свои обязанности перед ребенком и задать в первую очередь  вопрос себе “а все ли я сам сделал ? А есть ли у моего ребенка свой уголок или хотя бы рабочий стол, а надо ли ему помочь с уроками, а может надо больше с ним заниматься, он ведь у меня не вундеркинд, а вовремя ли спать ложится, да высыпается ли, а то ведь у нас маленький ребенок по ночам плачет?”, да  вовремя показать свое чадо психологу, логопеду, больше проводить времени со своим ребенком, прививать интерес к чтению, разговаривать с ним о доброте, об уважении к старшим, уважительно говорить об учителях,  помочь правильно организовать свой день и досуг. И жалеть надо свое чадо, т.к. ему тяжело, дома-то никто не помогает, только кричать все мастера. И таких ребят в группе бывает не один и не два, а много, что очень тормозит учебный процесс. Это также, я считаю, одна из причин невысокого владения иностранным языком в обычной общеобразовательной школе, а именно, контингент учащихся.

Хорошо бы также пересмотреть статус предмета “иностранный язык” и перевести его из разряда второстепенных в основные, пока этого не ощущается, поэтому и отношение к нашему предмету соответствующее, и со стороны учащихся и со стороны их родителей, да и со стороны органов народного образования, т.к. считаю совершенно недопустимым запрет на деление классов на группы, в которых менее 25 человек учащихся. Это было возможно в былые времена, когда классы в 40 человек не делились. Но из тех сорока человек бывало 2 неуспевающих, а 2/3 учащихся успевали на “4 и 5”. В настоящее время – все наоборот. Так что статус иностранного языка в обычной школе и невозможность деления классов на группы тоже считаю серьезной причиной невысокого уровня владения иностранным языком.

Нельзя, как мне кажется, сбрасывать со счетов и способности ученика к языкам. Более способные к языкам дети бесспорно быстрее овладевают иностранным языком и успевают за курс средней школы научиться и читать и говорить в достаточном объеме. Другое дело, что у них, конечно недостаточно возможностей в практическом использовании иностранного языка, но мои наблюдения показывают, что стоит тем самым нашим отличникам хотя бы немного позаниматься дополнительно, скажем на каких-нибудь курсах иностранных языков, и очень скоро они начинают свободно общаться. Так что, может быть не стоит так уж мучить себя вопросом “почему я не заговорил на иностранном языке после школы?”

Подытоживая все выше сказанное, я прихожу к выводу, что для успешного овладения иностранным языком  в обычной общеобразовательной школе, во-первых, учащимся надо заниматься дополнительно. Родителям необходимо повысить свою ответственность за воспитание детей, тогда и с успеваемостью будет меньше проблем, в том числе с успеваемостью по иностранному языку. Соответствующим органам не жалеть средств на деление классов на группы, так как группа в 24 человека, согласитесь, это не серьезно.  А повысить статус иностранного языка в школе и количество учебных часов по иностранному языку, считаю просто необходимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Путешествие по странам, где говорят на английском языке».

Первый урок английского языка очень важен для тех, кто только начинает изучать иностранный язык. Данная презентация поможет наполнить этот урок английского языка в начальной школе интересными сведения...

Рабочая программа к курсу дополнительного образования "Играем и говорим на английском языке" для 2 класса

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 2-х классов.Данный курс разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной школы по иностранному языку и направлен на ра...

Рабочая программа к курсу дополнительного образования "Играем и говорим на английском языке" для 3 класса

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 3-х классов.Данный курс разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной школы по иностранному языку и направлен на ра...

Рабочая программа к курсу дополнительного образования "Играем и говорим на английском языке" для 4 класса

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 3-х классов.Данный курс разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной школы по иностранному языку и направлен на ра...

Презентация "В каких странах говорят на английском языке?"

Презентация "В каких странах говорят на английском языке?"  создана для учащихся 2 класса с целью первоначального знакомства детей с таким предметом как "английский язык"....

Проект театральной постановки для внеклассного мероприятия на английском языке для учащихся 3 – 4 х классов общеобразовательных школ, изучающих английский язык со второго класса

Проект театральной постановки для внеклассного мероприятия на английском языке для учащихся 3 – 4 х классов общеобразовательных школ, изучающих английский язык со второго класса...