Главные вкладки

    Статья по иностранному языку на тему:
    Применение здоровьесберегающих технологий в Начальной школе на уроках английского языка

    Муратова Олеся Михайловна

    Использование сдоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в Начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_zdorovesberezhenie_v_nachalke.docx23.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    О.М. Муратова

     (Муниципальное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа № 3, г. Армавир)

    Здоровьесберегающие технологии на уроках

    английского языка в младших классах

        Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет учителя использую элементы здоровьесберегающих технологий.

      Целью данной работы было изучение трех элементов здоровьясбережения: игры, песни и стихи. Актуальность данной работы заключается в том, что преподавание английского языка в начальной школе строится с учетом возрастных особенностей  младшего школьного возраста, где большое место занимают упражнения игрового характера, песни, стихи, рифмовки. Поэтому важно рассмотреть эти  элементы здоровьесберегающих технологий. Для написания работы использована справочная и научно-популярная литература. Практическая направленность работы в том, что возможно использование на уроках данных элементов, снимающих напряжение, переключающих внимание детей, вызывающих положительное эмоциональное настроение.

       При обучении школьников младшего возраста, прежде всего,  должны учитываться физиологические и психологические особенности детей. Должны  предусматриваться такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Надо стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок надо включать зарядки - релаксации. По времени это занимает 3 – 5 минут.  

       Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо необычным. Но при ее проведении надо ставить перед учениками цель - запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

       На начальном этапе обучения английскому языку включают в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят. Ниже приводятся некоторые примеры такой зарядки.

     Teacher (T): Stand up!  

    (Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением.)  

    1) Hands up, hands down,  

    Hands on hips, sit down.  

    Hands up. To the sides.  

    Bend left, bend right.  

    One, two, three, hop,  

    One, two, three, stop!  

    Stand still!  

    2) Clap, clap, clap your hands.

    Clap your hands together. (2 times)  

    Stamp, stamp, stamp your feet

    Stamp your feet together.  

    Далее выполняются движения с использованием команд: Nod your head! Dance a dance!

    3) Звучит аудиозапись: песня-вальс «On the tiptoes»

    One, two, three - on the tiptoes (2 times)

    One, two, three, turn around. Clap, clap, step aside!

    Игра – одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:  

    1) Игра – пантомима:

      -При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).  

    -Ученик (ученики) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.  

    2) При изучении темы "Му pet" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

    3) При изучении темы «My day»

    изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.  

    4) Ролевая игра-пантомима «In the shop».

    Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.  

       Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

    Игра.

    Игра как одно удивительнейших явлений человеческой жизни привлекла к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

      В ХХ веке ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра – это некий «социальный инстинкт»,  присущий каждому человеку.

    Известный советский психолог А.Н. Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению которой формируются центральные психологические новообразования и происходит подготовка к другим видам деятельности. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».  

    Таким образом, об обучающих возможностях развивающих игр известно давно.  Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка. Крупнейший знаток этой проблемы  Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.  

      Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика,  так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными,  чем .знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языков материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом достаточно высоком уровне) и с любыми  возрастными категориями учащихся. Тем более нельзя переоценить помощь, которую может оказать игра (как особо организованное занятие или эпизод занятия) при  изучении иностранного языка, поскольку с изучаемым по этому предмету материалом мы реже встречаемся в повседневной жизни, чем с материалами, изучаемыми  по другим дисциплинам.  

    В книге К.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: « ...Игра – это:  

    1) деятельность (в нашем случае – речевая),  

    2) мотивированность, отсутствие принуждения,  

    3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,  

    4) обучение и воспитание в коллектив-

    и через коллектив (А.В. Петровский),  

    5) развитие психических функций способностей,  

    6) «учение с увлечением» (говоря с.  вами С.Л. Соловейчика)» [7].  

    В своей работе Е.И. Пассов также определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка:  

    1) формирование определенных навыков,  

    2) развитие определенных речевых умений,  

    3) обучение умению общаться,  

      4) развитие необходимых способностей и психических функций,  

    5) познание (в сфере становления собственно языка),  

    6) запоминание речевого материала.  

     Хотя необходимо проявлять чувство меры, чтобы игра не стала утомлять учащихся и не потеряла своего эмоционального воздействия.

    Песни и стихи.

       Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

       Проанализировав ряд современных изданий и сборников тестов, упражнений по грамматике, и сборников песен, учитель Е.В. Измайлова предложила примеры дополнительного материала при работе по УМК-3 И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной. Обучение английскому языку на начальном этапе строится на устном опережении, период которого может быть различным. Тема «Weather» содержит сложную для русского человека структуру It's raining, которую можно легко выучить в песне «It's raining today».  

    It's raining today.  I love the rain

    Not me.  

    It's raining today.  

    I love the rain.  

    Not me.  

    It's raining today.  

    I love the rain.  

    It's raining, raining today.  

    It's snowing today.  

    I love the snore.  

    I'm cold.  

    It's snorting today.  

    I love the snow.  

    I'm cold.  

    It's snorting today.  

    It's snowing, snowing today

      Спряжение глагола To be в настоящем неопределенном времени поможет выучить стихотворение «We are happy».

    I am happy.        

    We are happy.                                                  

    You are happy.

    They are happy too            .

    You are happy.

    He is happy.  

    She is happy.  

    It is happy.  

      В начальной школе песни, рифмовки играют важную роль, так как позволяют ребенку овладеть лексикой, грамматическими структурами без особых усилий. Однако необходимо подчеркнуть, что знание той или иной песни-рифмовки не означает владение самой структурой. После заучивания учитель должен провести дополнительную  работу для того, чтобы активизировать произведение в памяти и употребление лексической единицы или грамматической структуры. Для этой цели можно воспользоваться сборниками упражнений, которые по лексическому и грамматическому наполнению соответствуют УМК-3 И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной.  

        Заканчивая эту статью, я хотела бы высказать свое убеждение в том, процесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным, утомительным и трудоемким.  В запасе учителя есть много средств, которые помогут сделать урок более интересным, увлекательным и легким. В этом запасе всегда должны быть игры, стихотворения и песни, как одни из главных помощников.

    Литература

    1. Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.
    2. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия/  Под редакцией  Е.А.  Левановой – СПб.:  Питер, 2006.
    3. Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность – М., 1982.
    4. Пассов Е.И.  Урок иностранного языка в средней школе, - М.: .: Просвещение, 1989.
    5. Пучкова Ю. Я.  Игры на уроках английского языка  – М.: АСТ,2003.
    6. Лебединская Б.Я.  Английская грамматика в стихах. – М., Астрель, 2000.
    7. Sing and Learn English – 28 most popular English and American folk songs. М.: Ком Тех, 1998.
    8. Катаева А.А.  Дидактические игры и упражнения. М.: Просвещение, 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)

    Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...

    Построение процесса обучения на основе применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

    Здоровьесбережение – это одно из приоритетных направлений нового этапа реформы системы образования. Задача педагога свести влияние отрицательных факторов до минимума. Главными, несомненно, остаются зд...

    Проектные технологии в начальной школе на уроках русского языка

    Проектные технологии на уроках русского языка в начальной школе.Содержание:- особенности проектной деятельности в начальной школе;- метод проектирования на уроках русского языка;- работа над проектом ...

    Презентация: " Формирование УУД в начальной школе на уроках английского языка"

    Сегодня в пределах программ ФГОС много пишут и говорят об универсальных учебных действиях. Эта презентация посвящена УУД в начальной школе по английскому языку....

    Проектная деятельность в начальной школе на уроках английского языка

    Статья-  анлиз: о том как важна проектная самостоятельная работа младших школьников на уроках английского языка....