Интегрированный урок на тему: «Исторические корни русского и немецкого языков (Введение в языкознание)»
презентация урока для интерактивной доски по иностранному языку (2 класс) на тему

Гусейнова Зарема Ахмедхановна

Откуда взялись самые первые слова, к которым восходят все существующие ныне?

Чтобы понять это, нам надо проделать путь назад, к самому началу возникновения языка у человека.

С помощью методов этимологии (науки о происхождении слов) и глоттогонии (науки о  эволюции языка) ученые могут проследить историю тех или иных слов и языков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок на тему: «Исторические корни русского и немецкого языков (Введение в языкознание)»

1.Праязык – история.

Откуда взялись самые первые слова, к которым восходят все существующие ныне?

Чтобы понять это, нам надо проделать путь назад, к самому началу возникновения языка у человека. С помощью методов этимологии (науки о происхождении слов) и глоттогонии (науки о  эволюции языка) ученые могут проследить историю тех или иных слов и языков. Например, наш русский язык, как и родственные ему украинский и белорусский языки, произошел от древнерусского (восточнославянского). А тот произошел от праславянского языка (который восстановили ученые путем сравнения славянских языков). Праславянский язык же выделился из индоевропейского языка, общего предка не только славянского, но и многих других языков: английского, французского, итальянского, испанского, немецкого, греческого, армянского и многих других языков. Ученые могут восстановить индоевропейские корни многих наших слов. Например, русское слово "сын". По английски  - son, по голландски  - zoon, по немецки - Sohn, по шведски - son, по литовски - sunus. Правда, очень похоже? Все эти слова восходят к общему источнику: древнеиндийскому глаголу sūуаtē, savati, что означает "рождает", "производит". 

Но ученые смогли проникнуть еще дальше в глубину веков и узнать, что индоевропейский язык произошел от праиндоевропейского (его в разных классификациях называют по-разному: афроевразийский, западно-ностратический), который существовал около 10 тысяч лет назад. Это время называется каменный век. А это значит, что люди в те времена использовали каменное орудие. Они только-только перешли к оседлой жизни (жизни на одном месте), только-только научились делать керамику. И совсем еще не умели писать. Поэтому ничего об их языке мы не знаем. Но сравнивая существующие сейчас языки между собой, зная, за какое время в среднем один звук языка трансформируется в другой, ученые могут реконструировать этот древний язык. Не так, что на нем можно говорить, но так, чтобы понять его строй, его фонетическую систему.

А самое удивительное, что ученые с помощью компьютерного анализа смогли восстановить несколько самых древних слов в человеческом языке. Эти слова пришли к нам из еще более далекого времени - конца Ледникового периода, около 15 тыс. лет назад! Они обозначают понятия: «ты», «я», «нет», «тот», «мы», «дать», «кто», «этот», «что», «мужчина», «вы», «старый», «мать», «слышать», «рука», «огонь», «тянуть», «черный», «течь», «лай», «зола», «червь», «плевать». На основе таких реконструкций некоторые ученые выдвигают гипотезу о существовании в глубокой древности общей языковой группы. Этот гипотетический язык назвали ностратическим. А еще далее в глубь времен прослеживается его предок -  праностратический язык.

происхождение русского языкаБольшинство ученых сошлись во мнении, что в древности существовал единый праязык, от которого произошли все языки, существующие сейчас в мире .

Но почему же единый язык распался на столько разных и, на первый взгляд, совсем не похожих друг на друга наречий? Людей с давних пор интересовал этот вопрос.

Чужеземцы, приехавшие в страну из дальних краев, вызывали удивление и недоверие. Говорили они на непонятном для местных жителей языке, и очень часто считались людьми как-бы "второго сорта". Греки презрительно называли их "варварами" (из-за того, что речь чужестранцев была им непонятна и казалась бессмысленным набором звуков: "вар-вар-вар") и считали себя гораздо выше их по развитию. Похоже относились к странникам и китайцы, и многие другие народы.

Пытаясь понять, откуда взялись эти непонятные им языки, люди слагали легенды и мифы.

Самый знаменитый из них - миф о строительстве Вавилонской башни, приводимый в Библии:  "Когда-то давным-давно люди были единым народом и говорили на одном языке. И дела у них спорились, и жили они припеваючи, потому что всегда могли договориться друг с другом. Любая задача была им по плечу, ведь они работали дружно и слажено. Из-за этого люди страшно загордились. Они решили собраться вместе в городе Вавилон и построить башню высотой до самого неба, чтобы доказать, что они равны Богу. Но Бог наказал их за гордыню. Он "смешал их языки" - сделал так, что люди заговорили на разных наречиях и перестали понимать друг друга. Из-за этого строительство башни застопорилось, а люди разошлись по всему миру, унося каждый свой язык с собою».

На основании этого можно довольно точно определить, как давно один язык отделился от другого и от какого именно. Так ученые и составляют "дерево языков". Например, вот иллюстрация, наглядно показывающая, как образовывались языки одной из самых крупных языковых семей - индоевропейской.

дерево языков

Дерево индоевропейских языков.


Ученые-лингвисты (те, которые занимаются изучением языков) до сих пор спорят, сколько же языков у нас на планете. Одни насчитывают их 2 тысячи, другие - до 20 тысяч! Это происходит из-за того, что трудно провести грань между языком и диалектом. 

2.Корней Чуковский  «Вавилонская башня »

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали. И хотелось людям оставить память о себе на веки веков.

— Давайте соберёмся все вместе и выстроим высокую башню!- сказал один.

 Все обрадовались и закричали:

 — Мы выстроим башню, мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору — и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню. Все работают, всем весело, все поют песни. Башня строилась не год и не два.

Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам Ягве.

Не понравилась ему их затея выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добирались до неба. “Это оттого они умудрились свою башню выстроить, — подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!” И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла. И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

 Маляр кричит:

— Краска кончилась!

 А у него получается:

 — Номорпэнт!

— Ничего не понимаю! — кричит ему снизу другой.

Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону- строить свои города. А башня стала мало-помалу разваливаться. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир, и люди понимали друг друга. И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

C:\Users\Зарема\Desktop\фото Вавил.баш..jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по познанию мира и русскому языку в 4 классе.Тема: "Как создаётся книга". "Сложное предложение. Закрепление".

План-конспект интегрированного урока по познанию мира и русскому языку в 4 классе с использованием интерактивной технологии и презентация к уроку (слайды)....

Интегрированный урок в 1 классе по русскому языку, литературному чтению по теме "Текст.Семья"

Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению, ОПК, экономике в 1 классе по теме "Текст. Семья", целями которого являются развитие речи учащихся, их воображения, знакомство с текстом и ...

План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.

Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...

Интегрированный урок на тему:"Музыка в русском народном творчестве"

Интегрированный урок нацелен на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры посредством нар...

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...