Интегрированный урок на тему:"Музыка в русском народном творчестве"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Интегрированный урок нацелен на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры посредством народных танцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc240.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:                                       Музыка в русском народном творчестве

Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры посредством народных танцев.
  2. Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации;
  3. Развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
  4. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной композиторами и народом,
  5. Сравнение авторской музыки с народной плясовой  с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле пения и танца.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).

2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).

3.»Хоровод»- разучивание и исполнение.

Ход урока

1. Вступительная беседа

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

– Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.

– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

– Говорит, что с песней на Руси родились.

– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

– Хоровод и плясовая.

– Чем они отличаются?

– Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.

– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.

Гузь Е.Н.

- Хоровод (карагод, танок, круг, улица) – собрание сельской молодёжи на вольном воздухе для пляски с песнями. В широком своём значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодёжи в разных его видах.

Сейчас, ребята, мы разучим с вами хоровод.

С классом проучиваем движения и несложный рисунок хоровода.                                            

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

Что это?

– Это ритм.

– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?

 Из долей ТА и ТИ.

– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?

– Количество долей ТА в такте.

– С ритмом мы  познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои движения.

Давайте повторим отдельно с каждой группой.

А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.

– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

 Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

Гузь Е. Н.

-А сейчас за несколько минут мы разучим  движения «Русской плясовой» и исполним их под музыку.(С классом разучиваются движения).

– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.

Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней

– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.

Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”

– Это мелодия плясовой. Так как…

– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением

– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

– Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.

 Это были Вальс, Полька и Камаринская.

– Какой же из этих танцев родился в России?

– Камаринская.

– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?

– Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Она близка к русской плясовой.– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

 Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– Чем они отличаются?

– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.– Что же их тогда объединяет?

– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Гузь Е.Н.

-Сейчас для вас исполняется «Русский народный танец» (Группа девочек исполняет заранее подготовленный танец).

Спасибо большое за урок.

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение  города Москвы

средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья»№ 384

121353, г. Москва,

Беловежская улица, дом 67-а;

тел 446-23-84;факс 446-01-71

E-mail: victor384@mail.ru

Сайт школы: sch384.narod.ru

   

«Согласовано»        

Зам. директора по УВР        

__________________

Усачева И.А.

Конспект

открытого урока по музыке и хореографии

тема: «Русское народное творчество»

учителя: Белоусова Е.В. и Гузь Е.Н.

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 4 классе Сказки. Русская народная сказка в переводе А. Н.Афанасьева "Марья Маревна"

Тема: Сказки. Русская народная сказка в переводе А.Н. Афанасьева «Марья Моревна»Цель: • Обозначить различия между авторской и народной сказкой • Создать условия для обогащения лексического запаса сл...

Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Интегрированный урок на тему: «Исторические корни русского и немецкого языков (Введение в языкознание)»

Откуда взялись самые первые слова, к которым восходят все существующие ныне?Чтобы понять это, нам надо проделать путь назад, к самому началу возникновения языка у человека.С помощью методов этимологии...

Конспект интегрированного урока по теме "4 ноября - День народного единства"

Конспект интегрированного урока (окружающий мир+литературное чтение) по теме "4 ноября - День народного единства" для учащихся 3 класса по программе "Перспектива"....