Статья: "Игра как мотивирующее средство в изучении иностранного языка"
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Нието Серда Оксана Валериевна

Статья о роли игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как мотивирующее средство в изучении иностранного языка

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Наверняка, никто не станет оспаривать тот факт, что игра является естественной потребностью любого ребенка. Являясь основной жизнедеятельностью в дошкольном возрасте, игра занимает огромную часть времени ребенка.

И если мы оглянемся назад, то увидим, что за время существования человечества игровая деятельность всегда присутствовала в жизни детей. Да, временные и количественные рамки игр могли варьироваться в зависимости конкретной эпохи и социального статуса, как например, на протяжении девятнадцатого века, когда дети из небогатых семей вынуждены были входить во взрослый мир очень рано, оставляя позади игровую деятельность. И все же, несмотря на пережитые трудности в разные исторические времена, дети все также проводят много времени в играх. Это позволяет сказать, что игровая деятельность действительно является мощной, естественной потребностью в жизни любого психически здорового ребенка. Сильнейшее влечение к игровой деятельности – вот, что объединяет и современных детей сегодня с их сверстниками предыдущих столетий.

Трудно переоценить все достоинства и пользу, которую можно извлечь из игры:

  • Игры, прежде всего, способны увлечь детей, привлечь их внимание.
  • Играя, дети расширяют свой кругозор.
  • Игры способствуют развитию воображения.
  • Создавая свой вымышленный мир, в нем дети как бы неоднократно проигрывают ситуации реального мира.
  • Игровая деятельность призвана развить коммуникативные навыки ребенка, ведь играя, дети постоянно взаимодействуют друг с другом, где они учатся не только высказывать свое мнение, но и слушать собеседника и считаться с его мнением.
  • И, конечно же, в процессе игры происходит воспитание детей.

Приведенный перечень преимуществ игровой деятельности далеко не является завершенным.

Рассматривая вопрос о преподавании иностранного языка, нам кажется было бы неправильно пренебречь игровой деятельностью на уроках иностранного языка. Несомненно, игра является мощным средством, магнитом, притяжения внимания детей. Приведенные ниже слова еще раз подчеркивают необходимость применения игрового приема в процессе изучения иностранного языка.

“Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий”.

В. А. Сухомлинский

Итак, использование игровой деятельности на уроках иностранного языка особенно необходимо, с нашей точки зрения, на начальном этапе изучения языка, ведь именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство с иностранным языком. Крайне важно именно на этом начальном этапе заинтересовать учащихся с самых первых дней знакомства ими с иностранным языком, укрепить веру с себя, свои силы и мотивировать на любовь к иностранному языку и в дальнейшем, на следующих этапах обучения иностранному языку.

Творческие игры на уроках иностранного языка

Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков учащихся, таких как фонетических, лексических, грамматических и орфографических, а также навыки восприятия информации на слух.

Творческие игры позволяют учащимся творчески применить уже имеющиеся речевые навыки. Учащимся предлагается большая самостоятельность в решении различных творческих заданий. У учащихся отрабатывается быстрая реакция в общении. В данной работе нам хочется остановиться на следующих творческих играх: мини-сценках и креативное письмо.

Мини – сценки

Зачастую после введения нового лексического материала по определенной теме и его закрепления, перед учителем встает вопрос о реальном его применении на уроке. Появляется необходимость показать учащимся, как же можно применить полученные ими знания по конкретной новой теме в реальной жизни. И тут на помощь учителю приходят мини – сценки.

Мини сценки позволяют учащимся попробовать себя в различных ролях, побывать в разнообразных ситуациях реального мира. В таких играх за учащимися закрепляются определенные роли. Мини сценки отображают реальную ситуацию в миниатюре. Инсценировать реальную ситуацию можно по любой теме. Выбор темы сценки должен соответствовать с темой конкретного урока.

Мини сценки могут происходить в супермаркете (тема «Еда»), в магазине одежды ( тема «Одежда), в книжном магазине (тема «Школьные принадлежности») и т.д.

Ниже приводится пример мини сценки в продуктовом магазине.

Учитель выкладывает на стол карточки с изображением пройденных продуктов, вызывает двух добровольцев, которые выбирают себе роль продавца или покупателя. На доске приведены вспомогательные фразы для каждого участника сценки согласно его роли. Участники проигрывают сценку, опираясь на предложенные фразы, а далее должны сделать свой выбор:

Shop assistant

Client

Good morning! Can I help you?

Good morning! I would like …………

Yes, here you are

Thank you. How much is it?

It is …………..

Here you are

Thank you. Good bye!

Good bye!

Участники сценки могут добавлять по желанию свои фразы или изменять предложенные структуры на свои.

Для наибольшей правдоподобности проигрываемой ситуации можно использовать дополнительный инвентарь, как например, вместо карточек с изображением, пластиковые игрушечные продукты, пластиковый пакет или сумку, игрушечные деньги, бейджики со словом «продавец» на английском языке.

Креативное письмо

Креативное письмо способствует развитию навыкам письма. Оно стимулирует воображение и фантазию учащихся. Это задание может выполняться индивидуально, либо в группах, по желанию учащихся или усмотрению учителя. Вместо написания стандартных ответов вымышленным друзьям, которые зачастую предлагаются во многих учебных пособиях, учащимся предлагается самим проявить воображение и поставить себя на место настоящего писателя, которому предстоит составить настоящих рассказ-историю. Для помощи учащимся предлагается набор картинок, на которых прослеживается определенный сюжет. Картинки, желательно, должны быть связаны с темой, которую проходят на уроке по усмотрению учителя учащимся можно предложить предложения – помощники, которые могут помочь учащимся начать свой рассказ.

Рассказ может быть составлен также в разных временных рамках: в настоящем времени или прошедшем, в зависимости от времени, которое изучают на уроках или уровня учащихся.

Пример:

На доску выводятся четыре картинки в правильной последовательности на тему «Свободное время» (Free time)

  1. This is________. She likes to….. Now she is …..
  2. She goes to the school library…
  3. Then she goes …... Suddenly …
  4. Next day she is at school again….

По окончании учащиеся, по желанию, могут прочесть свои работы в классе. По желанию можно организовать конкурс рассказов, где все учащиеся могут высказать свое мнение и проголосовать за понравившуюся им работу.

Подводя итог, хочется отметить, что именно благодаря играм у учителей есть шанс превратить педагогический процесс в незаурядное, творческое и увлекательное сотрудничество учащихся и учителя.

Нието Серда О. В.

 учитель английского языка,

ГБОУ школа 310, СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценирование сказки в начальной школе как средство изучения иностранного языка

За последние 5-6 лет число людей, изучающих английский, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и воз...

Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...

Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Методическая тема " Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"....

Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка

Выступление на тему "Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка"...

«Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом является формирование универсаль...