Речемыслительная активность, как один из принципов, определяющих сущность коммуникативного иноязычного образования.
статья по иностранному языку на тему

Решитько Юлия Ивановна

В данной статье мы рассмотрим роль речемыслительных задач при проведении уроков английского языка, их необходимость и важность для развития коммуникативного умения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechemyslitelnye_zadachi.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Речемыслительная активность, как один из принципов, определяющих сущность коммуникативного иноязычного образования.

Для овладения иноязычной речевой деятельностью количество произносимого важно, но не менее важно, какая мыслительная работа совершается при этом. Если активность проявляется лишь в движениях органов речи, то это – внешняя активность. Мыслительная работа всегда совершается при внутренней активности. Следовательно, необходимо обеспечить интенсификацию речемыслительной деятельности, которая поддерживает у ученика постоянную мотивационную готовность выразить свое отношение к явлениям реальной действительности, познать что-то новое. Главным стимулятором речемыслительной активности служит речемыслительная задача. А основным «мотором» - познавательный интерес. Используемые приемы должны развивать продуктивную сторону мышления, а не репродуктивную деятельность. Соблюсти требование, можно, используя речемыслительные задачи. Если этого нет, то как писал К.Д. Ушинский, «иному счастливому ученику удается целую неделю, каждый день по 6 часов, провести без мысли в голове, без занятия в руках, стараясь только сохранить ту неподвижность тела и тот тупой и бессмысленно внимательный взгляд, который требуется классной дисциплиной». Ученик на уроке должен превратиться из «объекта обучения» в субъект учебной деятельности, тогда ученик будет учиться, а не «подвергаться обучению». Что же касается интеллектуальной нагрузки, то она на уроках иностранного языка не только не велика, но даже недостаточна. И причиной тому множество упражнений, в которых отсутствует должный уровень речемыслительных задач. Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль. Именно поэтому важно так планировать уроки, чтобы ученик был активен, действовал самостоятельно и проявлял свое творчество. Специалисты по самостоятельной работе советуют для этого различать четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности:

  1. Постановка цели и планирование задания происходит с помощью учителя;
  2. Цель помогает ставить учитель, планируют работу сами ученики;
  3. Ученики и ставят цель, и планируют работу (в рамках задания учителя);
  4. Работа осуществляется учеником по собственной инициативе: сам определяет цель, содержание, план и сам выполняет.

В чем же проявляется (выражается) речемыслительная активность? 1. Речевая практика. Она означает, что нельзя научить ни говорить, ни читать, ни аудировать, ни писать только через теорию, т.е. через знания, как это часто делается. Надо уметь это делать, а, чтобы уметь что-то делать, надо это делать. Конечно, не без знаний. Принцип речемыслительной активности предполагает такую организацию учебного процесса, когда учащийся постоянно вовлечен в процесс общения на языке (условный или реальный), т.е. в процесс практического пользования языком на основе речемышления; инструкции, которые дает учитель и которые призваны сделать речевые действия учащихся сознательными, сообщаются попутно, занимая, таким образом, в худшем случае 1-2 минуты (в совокупности). Таким образом, первым методическим правилом, вытекающим из принципа речевой направленности, является следующее: абсолютным средством формирования и развития говорения следует считать постоянную речевую практику учащихся на основе речемышления.

2. Оречевленность упражнений. Занятость учащихся практическими действиями еще не обеспечивает эффективности учения; часто к практическим действиям относятся такие, которые только внешне являются речевыми, а по сути своей формальны. В этом плане важно различение «устных упражнений» и «упражнений в устной речи». Устным является всякое упражнение, выполненное в устной форме, например, конструирование фраз, составление предложений по аналогии, повторений предложений за учителем, воспроизведение заученного и т.п. Но часто при выполнении этих действий у учащегося нет никакой речевой задачи. Поэтому их можно обозначить как проговаривание. Упражнения же в устной речи, в говорении всегда характеризуется наличием речевой задачи и речевого партнера. Речевая задача может быть условной, т.е. заданной извне (учителем), или реальной, возникшей как результат мотивированности речевого поступка, но присутствие ее в упражнениях обязательно. Речевая задача делает упражнение оречевленным. Учащийся должен быть поставлен перед необходимостью не имитировать, конструировать, репродуцировать и т.п., а совершать речевой поступок, языковые же средства для этого он может позаимствовать из реплики учителя, сконструировать сам. В этом случае указанные операции не самоцель, они подчинены выполнению речевой задачи. Отсюда следует правило, согласно которому все упражнения должны быть в той или иной степени оречевленными.

3. Речемыслительная активность. Активность иногда понимается как активность органов речи. Но сам факт проговаривания вовсе не означает, что ученик активен. Это лишь внешняя активность. Конечно, для овладения говорением количество произносимого очень важно, но более важна та речемыслительная задача, которая при этом совершается. Поэтому внешней активности следует противопоставить активность внутреннюю, при которой речевой поступок целенаправлен и мотивирован.

При овладении говорением основной задачей является развитие речевого умения, которое теснейшим образом связано с коммуникативной функцией мышления. Мыслительная функция речевого умения заключается в том, чтобы осуществлять управление речевой деятельностью для достижения какой-либо цели, ради которой человек вступает в общение. Поэтому вместо «обучения мышлению» следует говорить о развитии речевого умения в условиях решения коммуникативных задач общения. Общение в психологическом смысле всегда есть процесс решения какой-либо задачи. именно при наличии коммуникативной задачи у говорящего и появляется внутренняя, речемыслительная активность. Сказанное позволяет сформулировать следующее правило, вытекающее из принципа речевой направленности: необходимо постоянно вызывать речемыслительную активность учащихся при помощи коммуникативных задача общения.

4. Речевая (коммуникативная) ценность материала. Принцип речевой направленности предполагает также использование коммуникативно ценного речевого материала. Это такой материал, который адекватен материалу, используемому в предполагаемых сферах реального общения.

Сказанное о речемыслительной активности позволяет сформулировать следующие положения, которыми должен руководствоваться учитель:

- абсолютным средством формирования и развития умения общаться следует признать постоянную речевую практику учащихся в общении;

- все упражнения на уроке должны быть в той или иной степени речевыми;

- вся работа учащихся на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик понял и принял как свою цель;

-любое речевое действие учащегося на уроке должно быть целенаправленным в плане воздействия на собеседника;

 - использование той или иной фразы не может быть оправдано никакими соображениями, если они лишены коммуникативной ценности;

- любой урок должен быть речевым как по замыслу, так и по организации и исполнению.

Рассмотрим примеры речемыслительных задач при обучении младших школьников иноязычному говорению. Основным средством овладения иноязычным общением на начальной ступени является диалог. Становление диалогической речи обеспечивается естественным общением педагога со школьниками, общения школьников между собой, а также куклами и сказочными персонажами в рамках учебно-игровых ситуаций. Каждое упражнение. Формирующее умения диалогической речи, обеспечивается речемыслительной задачей и образцом ее решения. Приведем пример: «Чтобы волшебное кафе открылось, нужно узнать, что больше всего любит Винни-Пух. Сначала спрошу я, - говорит учитель: Do you like cakes, Winnie-the-Pooh? - Winnie-the-Pooh: No, I don’t”. Далее вопросы задают все дети по очереди, «формируя и формулируя» свои мысли, а не повторяя за учителем или друг другом.

Учитель предлагает детям речемыслительную задачу: «Чтобы повар смог накормить нас, нужно рассказать ему, что мы любим есть. Сначала расскажу я: “I like soup and potatoes”.

Упражнения на речетворчество предполагают использование приема «волшебной сказки». Использование этого приема создает возможность для составления собственных высказываний, которые школьники никогда и ни от кого не слышали и которые они порождают – «речетворят»/создают в момент речи. Приведем пример одной из таких волшебных ситуаций. Учитель:
«Мы на волшебной планете. Необыкновенных волшебных зверей увидит тот, кто расскажет, какого они цвета, что любят есть и что умеют делать. Сначала в подзорную трубу посмотрю я. I see yellow frogs. Frogs like tomatoes. Frogs can climb trees». Образец оригинального высказывания педагога побуждает детей создавать не менее оригинальные тексты.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что высказывания школьников не являются просто репродукцией, они всегда выражают свое коммуникативное намерение, «формируют и формулируют» свои мысли, и их монологи могут включать в себя элементы юмора, фантазии, выдумки. Здесь задействуется правополушарная деятельность мозга младшего школьника, его творчество и воображение, а левое полушарие разгружается и не наступает то самое опасное для здоровья левополушарное утомление, поскольку ученики не заучивают тексты наизусть, и исключается монотонность любых повторений за учителем.

Источники

  1. Е.И Пассов, Н.Е. Кузовлева, «Урок иностранного языка», - М.: «Глосса-пресс», 2010. – 638 с.
  2. З.Н. Никитенко, «Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования», - М.: «Прометей», 2013. – 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование универсальных учебных действий -приоритет начального иноязычного образования"

Выступление (статья) на тему "Формирование универсальных учебных действий-приоритет начального иноязычного образования"...

Ориентация педагога на субъектный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения.

В статье рассматриваются педагогические условия реализации и развития субъектного опыта учащихся на уроках  и общие рекомендации для педагогов по ориентации на субъектный опыт учащихся....

Статья «Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины - один из принципов развивающего обучения в начальной школе»

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования  практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритето...

Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Доклад на тему: Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования...

«Сказкотерапия – как один из методов в формировании коммуникативных навыков.»

Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями в доступной для понимания ребенка форме. Особую актуальность данны...

Значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели.

Значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели....