Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования
материал по иностранному языку на тему

Сафонова Жанна Игоревна

Доклад на тему: Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

В системе российского образования, действующего на принципах непрерывности и приемственности, важным этапом является начальная школа, значение которой в становлении личности человека трудно переоценить. Именно в ней закладываются основы для дальнейшего процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня формирование общей культуры младшего школьника является одной из основных целей начального общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что основная образовательная программа должна быть направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие».

Общая культура младшего школьника рассматривается как совокупность взглядов, усвоенных знаний, нравственных ценностей, сформированных умений и навыков, универсальных учебных действий и личностных новообразований, особенностей поведения и деятельности, основанных на культурно-ориентированном отношении ребёнка к себе, обществу, окружающему миру.

Предмет «Иностранный язык» сравнительно недавно был включён в программы начального общего образования. Поскольку основная задача начальной школы- это, прежде всего, общее развитие ребёнка, авторы статьи придерживаются точки зрения о необходимости обучения иностранному языку на начальной ступени в рамках иноязычного образования, имеющего общекультурную направленность. Иноязычное образование понимается в отечественной педагогике как «становление человека путём вхождения его в культуру (в Мир Культуры); благодаря её присвоению, он становится не просто знающим, компетентным, умеющим и т.п., а культурным, нравственным, духовным». Иноязычное образование – целостный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся содержанием и средствами предмета «Иностранный язык».

Иноязычное образование требует разработки и внедрения новых УМК, напрвленных на формирование как иноязычной коммуникативной компетенции, так и общей культуры личности. Среди существующих УМК, предназначенных для общеобразовательных школ, данной цели по мнению автора, соответствует УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English», поскольку в него уже включён общекультурный компонент, автор полагает, что при его дополнении и большем акцентировании внимания на общекультурном развитии данный УМК может использоваться в контексте иноязычного образования.

С этой целью авторами разработана программно-методическая обеспечение формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Оно состоит из трёх взаимосвязанных компонентов: содержательного, функционального и оценочного. Содержательный компонент представлен программой по формированию общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования, соответствующей требованиям ФГОС НОО и включающий следующие основные разделы:

- предметные модули (с указанием используемых учебных материалов);

-решаемые проблемы формирования общей культуры младшего школьника;

-планируемые результаты формирования общей культуры младшего школьника (в соответствии с ФГОС).

Проблемы формирования общей культуры младшего школьника охватывают выделенные нами компоненты общей культуры: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Мотивационный компонент проявляется в направленности личности младшего школьника. Понятие «направленность личности» трактуется педагогами и психологами как система отношений человека с окружающей действительностью, совокупность устойчивых мотивов личности. Направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации. Направленность личности младшего школьника , обладающего общей культурой, характеризуется доминированием потребности в общекультурном развитии и саморазвитии и проявляется в отношении младшего школьника к самому себе, другим людям, окружающему миру. Когнитивный компонент общей культуры формирует мировоззрение школьника, расширяет границы его представлений о мире через усвоение знаний, ценностных установок. Знания в сфере общей культуры аккумулируются в сознании ребёнка и находят своё отражение в деятельности. Деятельностный компонент представлен поведенческим аспектом, проявляющимся в устойчивом следовании этическим нормам и стандартам поведения, проявлении умений межличностного взаимодействия,  творческого отношения к труду. Культура представляет собой результат деятельности человека, который создаёт «вторую природу» и вместе с этим производит самого себя. Именно человеческая деятельность лежит в основе культуры. Можно сказать, что деятельный компонент играет ведущую роль в структуре общей культуры личности младшего школьника. Овладение школьником общей культурой происходит в процессе его творческой, активной деятельности. Рефлексивный компонент  выражается в отношении младших школьников к своей деятельности: поведению, межличностному и межкультурному взаимодействию, учебному труду, полученным знаниям в сфере общей культуры и ценностным установкам и др. Рефлексия завершает процесс формирования общей культуры младшего школьника. Благодаря ей происходит переосмысление ребёнком своего уровня общей культуры, что способствует дальнейшему развитию его личности.

Особое внимание на уроках иностранного языка уделяется формированию культуры межличностного взаимодействия, развитию навыков культурного речевого общения на родном и иностранном языках. Одна из главных задач – формирование культуры поведения, поэтому на многих занятиях акцентируется внимание на усвоении норм и правил этикета. Ряд занятий посвящён формированию положительного отношения к культуре родной страны и страны изучаемого языка, расширению представлений детей о мировой культуре.

В ходе работы по формированию общей культуры активно применяется ролевое моделирование, включающее построение диалогов и полилогов учащихся. При этом педагог должен акцентировать внимание на культуру общения, соблюдение правил этикета, где важным моментом является подготовительный этап, где дети в полной мере могу проявить свои творческие способности, учатся сотрудничеству, межличностному взаимодействию, самостоятельной работе под руководством педагога.

Применяется метод проектов: в программу включены творческие и исследовательские индивидуальные и групповые проекты, реализуемые на занятиях и в ходе домашней подготовки. Данный метод стимулирует интерес детей к общекультурному развитию, способствует расширению представлений о культуре страны изучаемого языка и родной страны, развивает самостоятельность, формирует культуру общения и поведения. Например, во 2 классе ребята делают книгу «Английская азбука» после изучения всех букв алфавита. Особенностью выполнения задания является рисунок предмета, название которого начинается в английском языке с данной буквой. Изображённые предметы должны отражать культуру страны изучаемого языка, поэтому педагог заранее совместно с учениками распределяет буквы и оказывает индивидуальную помощь в случае возникновения затруднений при выполнении задания. На занятии проводится «презентация» книги,   при этом ребята рассказывают, что они изобразили, какое отношение данный предмет имеет к Великобритании.

При выполнении проекта «Мое домашнее животное» ребята рассказывают о своем питомце, при этом дети не только описывают своего питомца, но и обсуждают, как следует заботиться о своих домашних животных.  В конце занятия проводится голосование за лучший рассказ. Проект направлен на формирование экологической культуры, а также на усвоение нравственных ценностей.

Одним из методов формирования общей культуры в процессе иноязычного образования является чтение сказок, коротких рассказов на английском языке с последующим их обсуждением, что подразумевает постановку проблемных вопросов, ситуаций.

Обсуждая любимых персонажей, их внешность, характер, ребята учатся строить высказывания с элементами рассуждения, вести диалог-расспрос, т.е. формируется иноязычная коммуникативная компетенция. При работе со сказками усваиваются нравственные принципы. Дети отвечают на поставленные учителем вопросы: «Кто мой любимый герой сказки?», «Какой он?», «Хочу ли я быть на него похожим?».

В оценочный компонент включены диагностические методики:

- экспертные оценки;

-тестирование на выявление уровня сформированности общей культуры;

-педагогическая беседа в вопрос-ответной форме с целью выяснения уровня знаний об общей культуре, сформированности представлений о нравственных ценностях;

-педагогическое наблюдение.

Одной из форм самооценки обучающихся является заполнение листа самооценки. Школьники самостоятельно оценивают свою активность на занятиях, делятся трудностями, возникавшими у них в процессе иноязычной коммуникации, ценными мыслями и впечатлениями. Лист самооценки сформированности уровня общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования применяется как средство самоконтроля, стимулирующее самовоспитание, поскольку при его заполнении ребята делают определённые выводы о своём уровне общей культуры, ставят перед собой задачи её повышения.

Таким образом, формирование общей культуры младшего школьника как одной из основных целей по ФГОС НОО возможно в процессе иноязычного образования.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ младших школьников в ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ

Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важне...

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Практическая работа по формированию межличностных отношений младших школьников в процессе образования

При проведении коллективных работ на уроках изобразительного искусства и художественного труда мы стремились активизировать как можно больше возможностей и способностей учащихся; вовлечь всех в общени...

Формирование правовой культуры младших школьников в образовательном процессе

Данный методический материал создан с целью теоретического обоснования формирования правовой культуры младших школьников....