Главные вкладки

    Грамматические стихотворения, как приём обучения английскому языку в начальной школе.
    статья по иностранному языку на тему

    Сидякина Татьяна Владимировна

    Как сделать грамматику интересной, доступной и запоминающейся для учащихся? Как научить детей правильно использовать грамматические правила в речи на иностранном языке? Как заставить работать обе стороны мозга учащихся: аналитическую и творческую? Этими вопросами задаётся каждый учитель иностранного языка.

    Представленный опыт организации учебной деятельности по освоению грамматики английского языка может быть использован на уроке или при проведении дополнительных занятий с учащимися.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon grammatich_stihoslozheie.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Грамматические стихотворения, как приём обучения английскому языку

    в начальной школе.

     Учитывая принцип «эдьютеймента» (edutainment = education + entertainment), который гласит, что образование должно быть максимально развлекательным, а развлечение – максимально образовательным. Учтем, что для современных детей понятие «развлечение» неразрывно связано с компьютером и интернетом. Для того, чтобы говорить сегодня с детьми на одном языке, нужно понимать, что они растут в цифровой среде. Мы живем в эпоху цифровой революции и, благодаря развивающимся цифровым технологиям, преподавание иностранного языка претерпевает принципиальные изменения. Школа перестала быть единственным местом, где учащиеся получают знания, благодаря Интернету и мобильным сетям. Новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения уроков.

    Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определённый свод норм и правил, которые используются для построения грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи. Использование деятельностного подхода к обучению грамматике иностранного языка обеспечивает значительно более высокие показатели эффективности учения, качества и прочности знаний. Как сделать грамматику интересной, доступной и запоминающейся для учащихся? Как научить детей правильно использовать грамматические правила в речи на иностранном языке? Как заставить работать обе стороны мозга учащихся: аналитическую и творческую? Этими вопросами задаётся каждый учитель иностранного языка.

    Представленный опыт организации учебной деятельности по освоению грамматики английского языка может быть использован на уроке или при проведении дополнительных занятий с учащимися.

    Грамматическое стихотворение - это особая форма организации лексического и грамматического материала в виде многократного повторения речевых образцов, предложенная учащимся для анализа, формулирования правила, упражнений на подстановку и трансформацию. ФГОС основного образования называет сформированность УУД главным образовательным результатом. Освоение такого способа познания, как грамматическое стихотворение, способствует формированию следующих УУД: учащиеся сами формулируют проблему, путём наблюдения выделяют закономерность, формулируют правило. Развивается умение работать с учебным текстом, составлять план своих действий. Работая в паре или в группе, учащиеся сохраняют доброжелательные отношения, а также формируется положительное отношение к изучению английского языка. Стратегия развития образования определяет приём геймификации как один из ресурсов повышения мотивации школьников к ученью. Грамматическое стихотворение как игровой приём позволяет учащимся на уроке разыгрывать языковой материал в виде синквейнов, заучивать наизусть речевые модели и создавать свои собственные стихотворения по образцу.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

    Каждый урок состоит из следующих этапов:
    1. Подготовительный этап предусматривает предъявление темы урока, её актуализацию для учащихся и словарную работу. Словарная работа, обычно направлена на активизацию лексических единиц, необходимых в ходе дальнейшей работы.
    2. Этап предъявления модельного текста, который содержит ключевые структуры на какое-либо правило. Например, использование окончания –s в третьем лице единственного числа в Настоящем Простом Времени (Present Simple Tense)
    She likes animals.
    She likes flowers.
    She likes good stories.
    But.
    She doesn’t like lies.
    Текст, обычно, предъявляется в письменной форме. Учащиеся читают и переводят модельный текст. Учитель делает необходимые разъяснения о речевой ситуации использования этой модели.
    3. Этап восстановления текста в письменной или в устной форме. Может быть организована парная, групповая или индивидуальная работа учащихся. Модельный текст должен быть восстановлен учащимися как можно точнее. Чтобы облегчить процесс восстановления текста предложите своим ученикам опору- skeleton text к этому модельному тексту.

    She _____________.
    She_____________.
    She _____________.
    But.
    She______________.

    4. Этап создания нового текста. На этом этапе учащиеся создают свой собственный текст на основе модели. Предварительно рассматриваются варианты изменения. Необходимо напомнить учащимся грамматическое правило, на основе которого основана модель.
    На заключительном этапе ученики демонстрируют, созданные ими тексты, можно организовать конкурс на самый креативный текст. В качестве домашнего задания предложите детям нарисовать иллюстрацию к своему тексту.
    Примеры использования данной методики с различными грамматическими явлениями этапы работы с ними предложены ниже.

    1.Организация работы над Past Simple Passive.
    My biology teacher was bitten by a cat,
    My brother was kissed by a vampire,
    My dog was kidnapped by an eagle,
    My boyfriend was run over by a tricycle,
    My hamster was eaten by a snake,
    And I was seen by my mother,
    As I was pouring a bowl
    Of tomato soup
    Out of the kitchen window
    What a day!

    M_ b__ t___ w__ b_ b_ a c__,
    M_ b____ w__ k_____ b_ a v______,
    M_ d__ w__ k________ b_ an e____,
    M_ b__ f_____ w__ r__o___b_ a t_____,
    M_ h_____w__ e____ b_ a s____,
    A__ I w__ s___ by m_ m_____,
    A_ I w__ p______ a b___
    O_ t_____ s___
    O__ o_ t__ k__ w_____
    W___ a d__!

    1) Подготовительный этап: повторение видовременных форм глаголов.
    2) Предъявление модельного текста: чтение и перевод модельного текста. Необходимо напомнить учащимся ситуации использования и способ образования Past Simple Passive.
    3)
     Восстановление текста может быть организовано в устной или письменной форме в парах или группах учащихся. В качестве лексической опоры использовать skeleton text.
    4) Создание нового текста. Обсудить варианты замены лексики в модельном тексте.
    Учащиеся составляют свои тексты, демонстрируют свои произведения.

    2. Вопросительные и отрицательные предложения в Present Perfect Tense.
    Работа над этим грамматическим явлением организуется по обычной схеме, но на этапе демонстрации своих текстов можно предложить учащимся разыграть получившийся диалог в парах.

    Have you ever, ever, ever
    In your life
    Ridden a crocodile?
    No, I have never, never, never
    Ridden a crocodile,
    But I once rode a dragon.
    Have you ever, ever, ever
    In your life
    Ridden a crocodile?
    No, I have never, never, never
    Ridden a crocodile,
    But I once rode a dragon.

    H___y__ e___, e___, e____
    I_ y___l___
    R_____ a c________?
    N_, I h___n____, n____, n_____
    R_____ a c_______
    But I o___r ___ a d_____

    Предложите учащимся дополнительные варианты вопросов для тренировки кратких ответов и диалога в парах.
    Have you ever swum in the tomato soup?
    Have you ever written a love poem?
    Have you ever lost your school bag?
    Have you ever told a lie?
    Have you ever found money?
    Have you ever seen a ghost?
    Have you ever caught a bat?
    Have you ever broken a window?
    Have you ever ridden a camel?

    3. Организация работы над темой «Превосходная степень сравнения прилагательных (The Superlative degree of Comparison of adjectives)»
    1. Подготовительный этап направлен на активацию лексики, необходимой для дальнейшей работы. Предложите учащимся изучить список существительных и постараться запомнить как можно больше слов за 15 секунд. Инструкция для учащихся может быть следующей:
    Study the words for 15 seconds and try to remember as many words as you can.
    Butterfly, snowman, pizza, snowflake, sport car, helicopter, elephant, pilot, teacher, tiger, wind, piano,
    mineral, diamond ring, insect, eagle, friend, flower, ice-cream, knife, river, pudding, witch, policeman,
    leaf, fairy, story book, snake, ball, tennis rocket, surfboard, word, shark, rainbow, fairy tale, cheesecake

    2. Восстановление списка существительных. Инструкция для учащихся: Put your papers face down on your tables and write as many words as you remember. Compare your words with your partner.
    3. Игра в ассоциации предлагает учащимся выбрать одно или два слова из списка существительных и подобрать к ним по три прилагательных для их описания и одно прилагательное, не имеющее ничего общего с этим предметом. Инструкция для учащихся: Choose one or two words and write 3 adjectives that you associate with these words and 1 adj. that has nothing to do with it.
    E.g. ball: new, big, lovely (stupid).
    В ходе дальнейшей работы учащимся предлагается прочитать свои ассоциации и записать прилагательные на доске. Pupils read out words and write them on the blackboard.
    4. Повторение правила образования степеней сравнения прилагательных.
    Учащиеся изменяют прилагательные на доске по степеням сравнения.
    Let’s remember the rule and form The Superlative and Comparative degrees of Comparison.
    5. Предъявление модельного текста. Учащиеся читают и переводят текст, стараются его запомнить как можно точнее, в этом им могут помочь иллюстрации к каждой строчке.
    The most colorful butterfly,
    The sweetest cheesecake,
    The most beautiful tiger,
    The smallest snowflake,
    The fattest caterpillar,
    And the most dangerous snowman
    These are what I would like to be.
    The most_______ ________
    The__________ ____________
    The most__________ ________
    The___________ __________,
    The__________ __________,
    And the most________ _________
    These are what I would like to be.

    6. Восстановление модельного текста происходит с использованием skeleton text и слов, придуманных учащимися.
    7. Создание своего текста. С помощью модели сочиняют свои тексты, зачитывают их в классе, оценивается соблюдение формата модели и оригинальность идеи. Домашним заданием может послужить иллюстрация к своему стихотворению.
    Этот метод работы можно использовать при работе над любым явлением грамматики. Он позволяем не только заучивать грамматическое правило, но и приметить его на практике. Поэтическая форма речи является не только эффективным средством пополнения словарного запаса, но и средством воздействия на внутренний мир ребёнка.
    Использование грамматических стихов на уроке - один из важнейших резервов повышения мотивации учащихся, включение их в активную работу на уроке.
    Примеры грамматических стихотворений, созданных детьми
    1. The most expensive car,
    The coldest ice-cream,
    The most interesting story-book,
    The smallest diamond,
    The fastest motorbike,
    And the most comfortable hotel
    These are what I would like to be.

    2. Have you ever, ever, ever
    In your life
    Grown a water-melon?
    No, I have never, never, never
    Grown a water-melon,
    But I once grew a beautiful flower.

    3. My breakfast was eaten by my pets,
    My wallet was stolen by a robber,
    My city was destroyed by Godzilla,
    My house was burned by fire,
    And I was seen by my mother
    As I was kissing with my boy friend
    What a day! 

    Можно составить небольшие истории из разных глаголов. Например, мы составили рассказ на тему любимого в нашем классе мультфильма «Simon`s Cat» и подобрали иллюстрации к нему. Также можно просматривать мультфильмы на сайте www.simonscat.com Simon got up in the morning and drove to the lake. He caught a lot of fish there. He came home and hid the fish from his cat. But the cat found the fish and ate it. 4.Еще один эффективный прием запоминания нового слова – связывание его с обозначаемым образом. Не зубрить перевод значения слова, а представить себе это действие и называть его по-английски. Здесь также с успехом можно применять составление e-books. 5.Стихи-помощнки, благодаря которым неправильные глаголы запоминаются быстрее, а сам процесс запоминания превращается в развлечение. Этот способ очень нравится ученикам, и они даже пытаются составить свои стишки - помощники с неправильными глаголами. Можно составить e-book содержащую примеры стишков и иллюстрации.  Эти стихи порой являются бессмысленными и неверными с точки зрения грамматики русского языка, зато учить с их помощью глаголы становится намного интереснее и легче. В скобках мы приводим перевод неправильных глаголов. Например, В 7 часов я wake – woken – woken (просыпаться), С папой, с мамой speak – spoke – spoken (говорить). Вот ring – rang – rung уже звонок! (звенеть) Begin – began – begun урок. (начинаться) Выучить таблицу форм неправильных глаголов при помощи песни в стиле «rap» - хорошая возможность.  Песня в стиле «рэп» с использованием форм неправильных глаголов. Слова: Васильева Е.А. Музыка: Эминем “Just Lose it”. I begin-began-begun Start to sing-sang-sung You listen to the rap That I read-read-read Don`t sleep-slept-slept When I say - said- said You wake-woke-woken When I speak-spoke-spoken Let`s learn-learnt-learnt Let`s think-thought-thought Try to catch-caught-caught Verbs I teach-taught-taught If I come-came-come You become-became-become Very very clever Say - English for ever!

     Языковые он-лайн игры – еще один увлекательный и даже захватывающий способ выучить формы неправильных глаголов. Дети приходят в первый класс, уже имея значительный учебный опыт, который они получили, играя в разнообразные компьютерные игры. В процессе игры они учатся быть внимательными, концентрироваться, делать самостоятельный выбор, выделять причинно-следственные связи. Можно сказать, что играя в компьютерные игры, ребенок приобретает множество полезных навыков. В то же время игра является естественной потребностью младших школьников, а нам, учителям, предстоит выбирать подходящие методики и учебные материалы для удовлетворения этой потребности. Вы можете найти всевозможные варианты таких игр на образовательных сайтах. Например, http://www.englishteachers.ru/testonline?group=kids

     В начальных классах общеобразовательной школы дети естественным способом могут выучить формы 30 неправильных глаголов английского языка через мультики и песни к ним. Например, Телешколой internetschool.ru создан мультсериал про кота Макса, которому все время не везет «Irregular verbs song, Max the cat». Ролики можно также найти и посмотреть на Youtube.com  

    Чтобы учитель и учебные материалы были по-настоящему успешны, они должны быть не менее интересны, чем канал на Youtube.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение английскому языку в начальной школе.

    В данной статье приведены примеры средств, способствующих сделать процесс изучения языка не только более эффективным, но и привлекательным для учащихся начальной школы....

    Обучение английскому языку в начальной школе с использованием учебного комплекта «Гарри и Салли»

    Комплект «Гарри и Салли» предоставляет учителю большую свободу действий и возможность работать разными способами на уроке. Учитель может использовать отдельные части комплекта для введения некот...

    Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

    В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...

    Игра как форма обучения английскому языку в начальной школе.

    Статья содержит краткое описание собственного опыта в использовании игры в начальной школе, её преимущества, примеры игровых эпизодов на уроках английского языка....

    Специфика обучения английскому языку в начальной школе

    В данной статье рассмотрены основные  психологические особенности младшего школьники, а также современные подходы и технологии обучения английскому языку в начальной школе...

    Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

    Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

    Стихотворения для отработки звуков английского языка в начальной школе

    Данный материал может помочь в отработке звуков английского языка в начальной школе....