Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Занимательная грамматика» (3-4 классы)
рабочая программа по иностранному языку (3, 4 класс) на тему

Гусенкова Татьяна Васильевна

Программа способствует  расширению лингвистического кругозора детей. Обучающиеся наблюдают  и сравнивают речевые явления родного и иностранного языка. Программный материал внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания немецкой грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа. Текстовый материал интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  МБОУ  «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»

                                    Судогодского района Владимирской области

 «РЕКОМЕНДОВАНО»

   На педагогическом совете  

МБОУ « Улыбышевская  ООШ»

Протокол № __

  от « __ » 08 2018г.

                           «УТВЕРЖДАЮ»

  Директор МБОУ  « Улыбышевская ООШ»

              ___________ Е.А.Морозова

 «____»______________2018г.

                                                            Рабочая программа

внеурочной деятельности

по немецкому языку

 «Занимательная грамматика»

 (3-4 классы)

гуманитарной направленности                                                          

                        срок реализации – 1 год,

                    возраст детей 9-10 лет

                                                                       

Автор  программы:

                                                    Гусенкова Татьяна Васильевна

                                                                         д. Гридино

2018г

                                                                      Пояснительная записка

       Рабочая  программа по немецкому языку для учащихся 3-4  классов «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с ФГОС.

   В основу создания настоящей программы положены следующие нормативные документы:

-Федерального  государственного образовательного стандарта начального образования (приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 6 » октября 2009 г. № 373)

-САНПИНЫ (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.№ 189 .Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования»

-«Программа  общеобразовательных учреждений. Немецкий язык.2-4 классы.» авторов И.Л. Бим,Л.И. Рыжова. Москва, Издательство «Просвещение», год издания 2014г.

      Наиболее сложным в овладении языком является изучение грамматики. Построение предложений, времена немецкого языка и другие грамматические явления отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. На уроках не хватает достаточного времени и материала для закрепления грамматическог материала, поэтому чтобы сделать этот процесс более занимательным и эффективным была создана программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Изучение и закрепление грамматических явлений и структур базируется на использовании  материала  пособия для эффективного изучения и тренировки граматики  «Немецкий язык. Время грамматики». Авторы: Наталья Артемова, Татьяна Гаврилова. Данное пособие соответствует школьной программе обучения. Преимуществом пособия являются простота, наглядность, доступность изложения материала. Большое количество и разнообразие упражнений для практики, наличие упражнений разной степени сложности, универсальность использования вне зависимости от базового учебника, соответствие возрастным  способностям и  возможностям учащихся.

     Программа способствует  расширению лингвистического кругозора детей. Обучающиеся наблюдают  и сравнивают речевые явления родного и иностранного языка. Программный материал внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания немецкой грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа. Текстовый материал интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала.

Цель программы:  

Создание условий для обобщающего повторения и систематизации грамматического материала, которым овладевают учащиеся.

Задачи:

- развитие элементарных грамматических  навыков, необходимых для успешного овладения немецким языком путём углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных;

-развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка на последующих ступенях школьного образования;

-формирование и сохранение  у школьников устойчивого познавательного интереса  к изучению немецкого языка;

  Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка во 3-4 классе темы по УМК И.Л. Бим.  

    Отличительной особенностью  данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, созданием атмосферы творчестваи сотрудничества  на занятиях.

Занятия внеурочной деятельности обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков.

Новизна данной программы  заключается в том, что она рассматривается как система использования немецкого языка в развитии индивидуальности школьника.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:

  • требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
  • условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой интеллектуальный потенциал

Программа внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» для 3-4 класса  рассчитана на 1час в неделю, 34 часа в год. 

В основе курса лежат следующие методические принципы:

1.доступность и посильность;

2.сознательное  применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям;

3.личностно ориентированной направленность в соответствии с возрастом и интересами учащихся, а также их языковой подготовке;

4.избыточность и варьированность по уровню сложности.

Условия для реализации программы внеурочной деятельности

- добровольность участия и желание проявить себя;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

        Предполагаемые  результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты освоения образовательной программы основного общего образования представлены следующим образом:

  • личностные.
  • метапредметные;
  • предметные.

-личностные: учащиеся осознают роль языка и речи в жизни людей, выражают эмоции по поводу услышанного; оценивают свои поступки; примеряют на себя роль социально активной личности;

-регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке для решения учебно – познавательной задачи; учатся высказывать свое предположение (версию0 на основе работы с материалом учебника; учатся работать по предложенному учителем плану;

-познавательные: ориентируются в учебнике(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выделяют необходимую информацию; осознанно строят речевое высказывание в письменной и устной форме; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя; овладевают при поддержке учителя учебно - организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями;

-коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, понятной для учителя, собеседника, партнера; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им, работают в паре и группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета.

-предметные:

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» к концу 4 го класса у обучающихся:

•должна сформироваться элементарная иноязычная коммуникативная компетенция по употреблению грамматических форм,   готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор;

• должны иметь  представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;

• должны уметь ставить и решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;

• должны иметь положительную мотивацию и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу  успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.  

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Приемы и методы работы: обучение в сотрудничестве (смена видов деятельности для предотвращения усталости(чтение,говорение, аудирование, письмо), чередование видов активности(интеллектуальной, эмоциональной, двигательной),  игровые формы работы.

Формы подведения итогов реализации программы:  тестирование, самооценка своей работы над иностранным языком.

                                         Содержание программы

        Предметное содержание , предлагаемое в программе, полностью включает темы по грамматике, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам.

Основными разделами  программы являются следующие грамматические темы:

Раздел 1 – Глагол ( 11 часов)

Настоящее время (7ч.)

1.Спряжение глагола sein  в настоящем времени 1ч.

2. Спряжение глагола haben  в настоящем времени 1ч.

3. Спряжение глаголов  в настоящем времени 1ч.

4. Спряжение глагола с отделяемыми и неотделяемыми приставками  в настоящем времени 1ч.

5. Спряжение модальных глаголов   в настоящем времени 1ч.

             Прошедшее время( 4ч).

            1.Перфект слабых глаголов 1ч.

            2. Перфект сильных глаголов 2ч.

             3.Haben или sein 1 ч.    

           Повелительное наклонение (1ч)

         Раздел 2 – Существительные ( 5 часов)

  1. Артикли (1 ч.)
  2. Склонение существительных (4 ч.)

*Akkusativ 1ч.

*Dativ 1ч.         

*Genetiv 1ч.

                3. Слабое склонение существительных

          Раздел 3 – Местоимения и предлоги  ( 4 часа)

  1. Личные местоимения( 1 ч.)
  2. Притяжательные местоимения ( 1 ч.)
  3. Указательные местоимения ( 1 ч.)

4. Безличностное местоимение –es-(1ч.)

           Раздел 4- Прилагательное. Наречие. (2 часа)

  1. Степени сравнения (2ч.)

           Раздел 5  - Числительные ( 3 часа)

                1 Количественные ( 1 ч.)

                2. Порядковые( 1 ч.)

                3. Обозначение времени(1 ч.)

           Раздел 6  -Предлог ( 2 час)

  1. Предлоги, требующие употребления Dativ и Akkusativ   2ч.  

           Раздел 7. Простое предложение ( 6 часов)

  1. Повествовательное предложение. 1
  2. Прямоой и обратный порядок слов в простом предложении 2ч.
  3. Вопросительное предложение. 1ч.
  4. Побудительное предложение. 1ч.
  5. Отрицание в предложении 1ч.

                   Данная программа внеурочной деятельности  школьников   предназначена для работы с учащимися 3 и 4 классов  и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Методическое сопровождение

1.Пособие для эффективного изучения и тренировки граматики  «Немецкий язык. Время грамматики». Авторы: Наталья Артемова, Татьяна Гаврилова.

2. Обучающие фильмы

3. Презентации и тренажеры по темам

Тематический план внеурочной деятельности

                   во в 3-4 классах «Занимательная грамматика»

Название темы

Всего часов

1

 Глагол)

11

2

Существительные

5

3

Местоимения

4

4

Прилагательное. Наречие. 

2

5

Числительные

3

6

Предлог

2

7

Простое предложение ( 6 часов)

6

 

Итого

34

         


Календарно- тематическое  планирование

Темы

Кол.час.

Дата проведения

Виды  деятельности

 Раздел 1 Глагол

11

Настоящее время 

7

1

Спряжение глагола sein  в настоящем времени

1

Знакомство  с немецким

глаголом -связкой sein и его употребление в настоящем времени. стр 3

2

 Спряжение глагола haben  в настоящем времени

1

Знакомство  с немецким

глаголом haben и его употребление в настоящем времени. стр 8

3-4

Спряжение глаголов  в настоящем времени

2

Знакомство с немецким временем Prasens с.12,с.18

5

Спряжение глагола с отделяемыми и неотделяемыми приставками  в настоящем времени 1ч.

1

Знакомство c глаголами с отделяемыми и неотделяемыми приставками и их употреблением в настоящем времени. С.23

6-7

 Спряжение модальных глаголов   в настоящем времени 1ч.

2

Знакомство c модальными глаголами  и их употреблением в настоящем времени.с.27

Прошедшее время

4

8

Перфект слабых глаголов

Ознакомление с с немецким временем Perfekt. С.42

9-10

Перфект сильных глаголов

2

 Учимся употреблять в Перфект сильные глаголы . с.46

11

Haben или sein

1

Учимся употреблять в Перфект Haben или sein в качестве вспомогательных глаголов .с.48

12

Повелительное наклонение

1

Знакомство c повелительным наклонением

 и его употребление в речи. С.52

Раздел 2 – Существительные

5

13

Артикли

1

Ознакомление с определенными и неопределенными артиклями немецкого языка. С.55

Склонение существительных

4

14

Akkusativ

1

Употребление существительных в Akkusativ. С.56

15

Dativ

1

Употребление существительных в Dativ. С.60

16

Genitiv

1

Употребление существительных в Genitiv . с.64

17

Слабое склонение существительных

1

 Ознакомление с употреблением  существительных в  слабом  склонении . с.65

Раздел 3

Местоимения  

4

18

Личные местоимения

1

Знакомство с личными местоимениями и их употреблением. С.68

19

Притяжательные местоимения

1

Знакомство с притяжательными местоимениями и их употреблением. С.70

20

Указательные местоимения

1

Знакомство с указательными местоимениями и их употреблением. С.74

21

Безличностное местоимение –es-(

1

Знакомство с безличным местоимением –es- его употреблением.с. 75

Раздел 4

Прилагательное. Наречие.

2

22-23

Степени сравнения

2

Знакомство с степенями  сравнения прилагательных и  наречий и их употреблением. С.77

Раздел 5

Числительные 

3

24

Количественные

1

Знакомство с количественными числительными и выполнение заданий . с.83

25

Порядковые

1

Знакомство с порядковыми числительными и выполнение заданий. С.86

26

Обозначение времени

1

Знакомство с употреблением числительных при обозначение времени и выполнение заданий. С.88

Раздел 6  -Предлог

2

27-28

Предлоги, требующие употребления Dativ и Akkusativ  

2

Изучение предлогов, требующих употребления существительных в Dativ и Akkusativ.с.90    

Раздел 7

Простое предложение 

6

29

Повествовательное предложение.

1

Знакомство  с немецкими речевыми образцами. Составление схем повествовательных предложений. С.101

30-31

Прямоой и обратный порядок слов в простом предложении

2

Составление предложений в прямом и обратном порядке слов . с.104

32

Вопросительное предложение.

1

Составление вопросительных предложений. Составление диалогов. С.105

33

Побудительное предложение.

1

Составление побудительных предложений.с.109

34

Отрицание в предложении

1

Составление схем отрицательных предложений. Составление примеров.с.110

Список   литературы

1.Федеральный  государственный  образовательный стандарт начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373) 

2. САНПИНЫ   (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.№ 189 .Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования»

3. «Программа  общеобразовательных учреждений. Немецкий язык.2-4 классы.» авторы И.Л. Бим,Л.И. Рыжова. Москва, Издательство «Просвещение», год издания 2014г.

4.Пособие для эффективного изучения и тренировки граматики  «Немецкий язык. Время грамматики». Авторы: Наталья Артемова, Татьяна Гаврилова


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по немецкому языку к УМК Бим 2 класс

Рабочая программа включает :пояснительную записку, календарно - теметическое планирование с характеристикой деятельности , список учебно - методических пособий....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  (русский язык)...

Рабочая программа по английскому языку "Занимательный английский для 2-4 классов начальной школы (внеурочная деятельность)

Данная программа призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка и представляет собой систему обучения учащихся 2-4 классов, подготавливающую их для дальнейшего успешного овладе...

Рабочая программа по английскому языку "Занимательный английский" для начальной школы (внеурочная деятельность 1 класс)

Данная программа разработана для учащихся первого класса начальной школы. Включенный в нее материал может применяться для различных групп школьников, вызывает познавательный интерес у детей и основан ...

Рабочая программа по английскому языку Занимательный английский для 2-4 класса

Рабочая программа по английскому языку Занимательный английский для 2-4 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1-4 классы

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...