«КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
статья по иностранному языку

Шевелева Елена Игоревна

Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»?

Психологи связывают формирование клипового мышления с развитием информационного пространства, которое сопровождается увеличением информационной активности, постоянным информационным взаимодействием. Быстрыми темпами идет информатизация образования, что включает, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информатизация школы вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности и невозможностью формирования и обработки информации без помощи компьютерных технологий и средств связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

«КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Клиповое мышление — термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. XXI век формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь угнаться за ним, человек перестает углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты.

Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»?

Психологи связывают формирование клипового мышления с развитием информационного пространства, которое сопровождается увеличением информационной активности, постоянным информационным взаимодействием. Быстрыми темпами идет информатизация образования, что включает, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информатизация школы вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности и невозможностью формирования и обработки информации без помощи компьютерных технологий и средств связи.

Л.С. Выготский писал, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания». Мышление современного школьника включает в себя мотивационный компонент, который способствует формированию клипового мышления. Были выявлены следующие виды мотивации школьников:

  1. Образовательный мотив связан с поиском конкретной информации, подготовкой учащимися докладов, лекций, сообщений, и презентаций.
  2. Познавательный мотив основывается на получении новых знаний. Чаще всего школьники ищут информацию не в учебнике, а в какой-либо поисковой системе, используя Интернет.
  3. Мотив общения характеризуется поиском новых знакомств с близкими интересами, обретением нового круга друзей и единомышленников. Чаще всего школьники общаются в социальных сетях.
  4. В основе мотива самоутверждения лежат глубинные психологические явления: самооценка личности и уровень притязаний. Ученики доказывают себе и другим собственную состоятельность и ценность.
  5. Мотив самореализации и развития личности лежит в основе того, что учащиеся выкладывают свои творческие работы и получают за это оценки.
  6. Мотивы личного общения приобретают анонимность, которая позволяет современному школьнику проявлять большую свободу высказываний и поступков, проявить нетипичное поведение.

Представление о клиповом мышлении должно быть тесно связано как с мотивацией, так и с физиологией мыслительных познавательных процессов школьников.

Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Так как учащийся акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к тезисному изложению.

Еще одним важным минусом клипового мышления становится снижение у школьников чувствительности к чужим проблемам и переживаниям. Постоянно воспринимаемые короткометражные истории с интернет-порталов, телевизоров и других источников, несущие часто негативную информацию постепенно формируют жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю, к чужим проблемам и школьник, с неокрепшей еще психикой, теряет сочувствие. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких-либо действий.

Задачей педагогов является не борьба с клиповым мышлением учеников, а умение приспособить его к изменившимся условиям и использовать для учебного процесса. Параллельно с изменением условий обучения должен меняться и его стиль — от традиционного, монологического, авторитарного — к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.

Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при моделировании уроков? Носители клипового мышления не воспринимают однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию. Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности.

На первый план следует выдвигать развивающую функцию обучения, в большей степени обеспечивающую становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное его мыслительных процессов.

Не следует отрицать эффективности клипового мышления для выживания и социальной адаптации, но при этом учащиеся должны уметь систематизировать информацию, анализировать её, использовать для принятия обоснованных решений с опорой на имеющиеся знания как самостоятельно, так и в социальной группе. Таким образом, особенности клипового мышления определяют векторы обучения (чему учить):

- развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);

- развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации).

Важным аспектом любого учебного занятия является отбор информации. Максимально эффективно усваивается информация, которая:

- находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

- подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);

- является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Рекомендации по использовании разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся

  1. Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.
  2. Практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.
  3. Использовать метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.
  4. На специальных тренингах обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
  5. Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного (обсуждение, конспектирование и т.д.) способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
  6. Родителям следует не запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Следует больше общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.
  7. Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.
  8. Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение устно и письменно. При выполнении домашних заданий, при решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.
  9. Чтобы ребенок увлекся книгой, нужно заинтриговать его рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как фактор развития познавательных интересов школьника

Белицкая Ирина Вячеславовна учитель  начальных  классов БОУ «СОШ №110» город Омск Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников. Темп современной ж...

Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.

Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых з...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

middot;         -легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;·...

Выступление на МО по теме "ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация для выступления на МО (из опыта применения технологии интеллект-карт в учебном процессе)...