Главные вкладки

    Тема урока: Чувашская национальная одежда
    план-конспект урока по иностранному языку (4 класс)

    Михуткина Роза Васильевна

    Цель:

    -ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\

    - объяснить учащимся, что чувашский костюм является  главным элементом исторической памяти народа;

    Задачи:

    -образовательные:

    вызвать познавательный интерес к культуре родного края, к своему народу и к своей малой Родине.

    Развивающие:

    -заинтересовать учащихся культурой и историей развития чувашского народа в прошлом и настоящем.

    Воспитательные:

    -воспитание любви к своему народу, к предкам, к своей семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_urokachuvashskaya_natsionalnaya_odezhda.docx43.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Чувашская  национальная  одежда

    Цель:

    -ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\

    - объяснить учащимся, что чувашский костюм является  главным элементом исторической памяти народа;

    Задачи:

    -образовательные:

    вызвать познавательный интерес к культуре родного края, к своему народу и к своей малой Родине.

    Развивающие:

    -заинтересовать учащихся культурой и историей развития чувашского народа в прошлом и настоящем.

    Воспитательные:

    -воспитание любви к своему народу, к предкам, к своей семье.

    Оборудование: компьютер, плакаты, слайды, презентация, цветные карандаши.

    Наглядные материалы: чувашская  женская одежда, чувашские головные уборы, масмак, фартук, хушпу, тухья

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и цели урока.
    3. Объяснение нового материала.
    4. Практическая работа.
    5. Подведение итогов урока.
    6. Оценки.

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Учитель: Ырă кун пултăр ачасем! -Здравствуйте,  ребята! Начинаем урок родного языка. Но для начала я вам предлагаю пожелать друг - другу хорошего настроения.

    Учитель: Пĕр- пĕрин çине пăхатпăр .Друг на друга посмотрели

    Кăшт кулса илетпĕр , шăпăрт ларатпăр. Улыбнулись, тихо сели.

    (Звучит  чувашская песня»Илемлĕ»с презентацией.

    «Илемлĕ» юрра итлесси.-)

    Учитель: Ачасем, ку юрă сире килешрĕ-и? Ребята, понравилась вам эта  песня?

    Ученики: понравилась, красивая песня

    Учитель: Мĕнле сăмах ытларах илтĕнеть ку юрăра? Какое слово больше всех повторяется в этой песне? 

    Ученик: слово «Илемлĕ»

    Учитель: Правильно, Илемлĕ- красивый, нарядный

    Учитель: Апла пулсан мĕн çинчен юрлать? Тогда о чём поётся в этой песне?

    Ученик: В этой песне поётся про нарядную, красивую одежду

    Учитель: Тĕрĕс. Правильно.

    Илемлĕ- красивый (учитель вывешивает на доску карточку со словами «илемлĕ-красивый,нарядный»

    Учитель: Ачасем, эпĕ паян мĕн тăхăннă?

    Ребята, посмотрите, как  необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?

    Учитель: Ман çинче чăваш халăх тумтирĕ. Мой наряд называется «Чувашская национальная одежда» .

    Дети: (повторяют) Чăваш халăх тумтирĕ. Чувашская национальная одежда.

    Учитель: Правильно. Я думаю вы уже догадались, какая сегодня у нас тема урока.

    /Показываю слайд/Тема: Чувашская национальная одежда.

    2.Объяснение нового материала.

    Учитель. Паян эпир чăваш халăх тумтирĕ çинчен калаçатпăр. Сегодня мы поговорим о чувашском национальном костюме.

    Отправимся ,ребята мы с вами на экскурсию: путешествие по карте (показываю по карте , где расположены эти три группы народов). В Чувашской республике живут у нас три группы чувашей: верховые, низовые и средненизовые. У них совершенно разные костюмы. Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). (Слайд:карта Чувашии )

    Группы средненизовых чувашей (анат енчи) являются северо-восточная и центральная части современной Чувашии. Это небольшая территория, ограниченная городами Чебоксары, Козловка и райцентрами Вурнары и Янтиково.

    На юге современной Чувашии, а также на прилегающих к ней территориях Татарстана и Ульяновской области проживают низовые чуваши (анатри). (Слайд: группы чувашей )

    Учитель: Ребята, скажите мы к какой группе относимся? 

    Ученик: Мы относимся к верховым чувашам.

    Учитель: Сегодня я вам расскажу и  покажу, что они одевали, что одевают сейчас.(учитель показывает наглядные материалы): 

    Ку кĕпе- платье. (Дети повторяют за учителем). Основной цвет ткани –белый.

    Ку чĕрçитти,сапун-это фартук

    Ку пиçиххи- это пояс

    Ку сурпан çакки, тенки- это нагрудное украшение, тенки

    Ку хушпу- это хушпу

    Ку тухья- это тухья

     (карточки  с новыми словами прикреплены на доске)

    (дети повторяют слова и записывают на  тетрадях.)

    Учитель: нагрудное украшение. Его основание кожаное. Оно украшено монетами, бусами, бисером.

    - Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

    Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

    А вот молодым девушкам обязательно надо было  заплетать волосы.“Девичья коса – всему миру краса”.

    Хушпу качча кайнă хĕрарамсем тăханнă. Хушпу одевали замужние женщины. (учитель показывает тухью)

    Хĕрачасем  тата качча кайман хĕрсем тухья тăхăннă. Тухью носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням..

    Учитель: Все, что видите, всё сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Ею занимались каждая чувашская женщина, девушка. (показ слайда)

    Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, при изготовлении головных уборов применялись биссеры, монеты. Монеты были серебряными, тяжелыми. Костюм у женщины весил примерно 15,16 килограмм. Тухья украшалась серебряными монетами, цветными бусами, бисером.(показ слайда

    Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров: квадратов, ромбов, полос, кружочков. (показ слайдов женской одежды) .

    Использовали  красный, желтый, зелёный, чёрный и синие цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.

    _-А, что означает жёлтый цвет?

    Жёлтый цвет-это символ солнца, дающего тепло. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живёт, а вместе с ним живёт, всё, что  есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек.

    - А что означает зелёный цвет?

    - растительный мир

    Синий цвет - свод неба

    Чёрный - земле. Предки в большей части занимались земледелием.

    В основном одевали платья белые,  белый цвет означал - символ чистоты, правдивости, мудрости. ..(просмотр слайда) 

    Учитель: Современные костюмы используют часто на сценических выступлениях. Там меньше узоров.( просмотр слайдов)

    Учитель: Ребята, перед вами раскраска, девочка, но не совсем обычная. Вы должны её надевать национальную чувашскую одежду. Какую одежду надевать, какие цвета подбирать, вам помогут рисунки на слайде. (показ слайда) 

    - Скажите, какие нам нужны цвета для раскрашивания?

    Ученик: красный, белый,  жёлтый. Дети отвечают.

    (у детей на партах заранее приготовленные рисунки кукол: девочка) 

    3.Практическая работа.

    Учитель: Ребята сначала нарисуйте  им одежду, узоры и раскрашивайте.( дети выполняют работу, которая оценивается)

    Учитель: теперь исполним чувашскую песню, которую пели ещё наши   предки  « Çĕмĕрт çеçки çурăлсан».(Дети идут в хороводе и поют песню).

    4.Итог урока

    Учитель : О чём мы сегодня говорили на уроке? 

    Ученик: О национальной чувашской женской одежде. 

    -Ребята,  скажите, к какой этнической группе чуваш относятся шумерлинцы?

    Ученик :В верховой группе.        

    -Какие  основные цвета используются в чувашском узоре?

    Ученик: белый, красный, жёлтый , зелёный, чёрный.

    Учитель: Какие новые чувашские  слова изучили?

    Ученик: кĕпе, саппун, пиççихи , хушпу, тухья

    5.Оценка работ учащихся.

    Учитель: Мы живём в Чувашии, и мы должны сохранить традиции народа.

    Учитель :Встали. Урок окончен. До свидания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

    Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...

    Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

    Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

    Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

    Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

    Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

    Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

    Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова

    4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...

    Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

    На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

    УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

    Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...