«Немецкий детский онлайн университет на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»
проект по иностранному языку (4 класс)

Смирнова Екатерина Юрьевна

Немецкий детский онлайн-университет – это образовательный проект Гёте-Института для детей 8-12 лет, который позволяет маленьким исследователям получить ответы на их интересующие вопросы о природных явлениях, технических устройствах и научных феноменах, с которыми они сталкиваются каждый день. При этом одновременно, в игровой форме, юные студенты могут выучить свои первые немецкие слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный семинар

 «Развитие творческой и интеллектуальной одарённости учащихся в урочной и внеурочной деятельности»

06.11.2018

Слайд 1 - Заставка

Слайд 2

2002 год. В газете округа Тюбинген (Германия) «Schwäbisches Tagblatt» выходит статья «Дети, бегом в лекционный зал!»  («Kinder, stürmt den Hörsaal!»).  Газета совместно с Университетом Тюбингена – одним из лучших в Германии – запустила уникальный проект, в котором университетские профессора каждую неделю читали лекции детям. «Почему вулканы извергают огонь?», «Почему мы смеемся над шутками?», «Почему существуют бедные и богатые?» - так звучали первые темы.  Залы были заполнены: уже за первый год число юных студентов превысило 5000.

Детский университет создан, чтобы поддерживать в детях врожденное любопытство и учить их мыслить критически. Он также дает возможность познакомиться с разными сферами науки, позволяя уже в раннем возрасте выявить склонности ребенка к той или иной области научного знания. А самое главное – он отвечает на волнующие детей вопросы, которые порой бывают настолько сложными, что ответить на них могут только профессора.

Слайд 3

Университеты по всей Германии начали перенимать формат детского университета. Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен и еще около 70 городов – на сегодняшний день сложно найти университет, в котором не было бы специального детского формата.

Детские университеты распространились не только по Германии. В более чем 40 странах по всему миру работают около 350 университетов для детей, призванных заинтересовать детей наукой.

Слайд 4, 5, 6

Ученые отвечают на вопросы детей: о рыцарях и замках, громе и молнии, мальчиках и девочках, летучих мышах и математике, медицине и спортсменах, о том, почему людям так необходимо рассказывать и слушать истории и по каким законам эти истории строятся. Захватывающе, образно, логично и даже в какой-то степени поэтично — к примеру, работа электрического тока и поведение электронов объясняются на примере влюбленных мальчика и девочки («И наступает момент, когда они преодолевают даже самое большое сопротивление»). Это первый том серии, подготовленной основателями Детского университета в немецком городе Тюбингене.

С 2002 года учебное заведение регулярно открывается для слушателей от 7 до 12 лет: местные профессора готовят и читают лекции и отвечают на вопросы.

При всех плюсах формата детского университета, у него есть один недостаток: географический.  Детский университет – явление исключительно городское, он может существовать только в городе с развитым научным центром. Дети, живущие в городах без университетов или в сельской местности, поневоле оказываются исключены из процесса и не имеют доступ к новому обучающему формату.

Немецкий детский онлайн-университет изменил это.

Слайд 7

Немецкий детский онлайн-университет – это образовательный проект Гёте-Института для детей 8-12 лет, который позволяет маленьким исследователям получить ответы на их интересующие вопросы о природных явлениях, технических устройствах и научных феноменах, с которыми они сталкиваются каждый день. При этом одновременно, в игровой форме, юные студенты могут выучить свои первые немецкие слова.

Слайд 8 просмотр трейлера

Слайд 9

Kinderuni – немецкое название детского университета («Kinder» - в переводе означает «дети»,  а «Uni» - сокращение от слова университет)

Проект Kinderuni состоит из трех частей:

KINDERUNI ДОМА

Каждый ребенок может обучаться в университете, не выходя из дома. Это возможно благодаря онлайн-формату.

KINDERUNI В ШКОЛЕ

Для учителей немецкого языка, которые хотят разнообразить свои уроки или организовать дополнительные занятия немецкого, разработаны дидактические материалы по Kinderuni.

KINDERUNI LIVE

Детский университет участвует во многих мероприятиях и сотрудничает с партнерами - так можно познакомится с Kinderuni вживую.

Слайд 10

Центральный компонент Киндеруни – онлайн-платформа Гёте-Института. Все, что нужно для работы с лекциями, - это компьютер с выходом в интернет.

Слайд 11

Три факультета детского университета соответствуют трем областям знания, которые окружают ребенка в повседневной жизни – человек, природа и техника.

На факультете «Человек» рассматриваются такие темы, как медицина, чужие культуры, еда, искусство, спорт.

Факультет «Природа» посвящен растениям и животным.

«Техника» - самый сложный факультет, на котором объясняются принципы работы различных устройств

Слайд 12, 13, 14

Вопросы викторины. Сможете ли вы ответить на все вопросы?

Слайд 15, 16, 17

Здесь представлены темы по факультетам

Слайд 18, 19

Несколько слов о регистрации.

Регистрация очень простая. Мейл-адрес можно не указывать (правда, в этом случае вы не сможете восстановить пароль, если забудете его)

Слайд 20

Далее заполняется профиль.

Слайд 21

Выбираем любой факультет и начинаем обучение. Мы начали с факультета «Человек».

Слайд 22

На этом слайде представлены преподаватели онлайн университета.

Слайд 23

За одну лекцию ребенок должен «поймать» 10 слов или выражений, и тогда он получает возможность перейти к заданиям.

Слайд 24

Каждая лекция сопровождается списком новых слов, которые также можно скачать в виде рабочего листа для распечатки и заполнения.

Слайд 25

После того, как все слова пойманы, ребенку открывается доступ к заданиям. Выполняя их, ребенок закрепляет только что полученные знания и таким образом повышает результативность обучения. Задания предлагаются содержательные и языковые.

Слайд 26

Kinderuni разработан и для детей совсем без знания немецкого языка, и для детей с начальным уровнем.

С юными студентами, которые еще не знают ни слова по-немецки, профессор Эйнштейн и его помощница Софи Шлау разговаривают по-русски. Три содержательных задания сформулированы на русском языке, но в них фигурируют 10 «пойманных» немецких слов, вписанных в контекст.

Четвертое задание – так называемый «бонус» - языковое. В нем еще раз повторяются 10 слов, чтобы ребенок их лучше запомнил.

Если ребенок уже начал учить немецкий, то профессор Эйнштейн и Софи разговаривают с ним по-немецки. Для облегчения понимания можно включить русские или немецкие субтитры. Как и в русской версии, здесь ребенку тоже надо поймать 10 слов или выражений – но они уже сложнее. Три содержательных задания сформулированы на простом немецком языке. В последнем бонус-задании повторяются только что выученные новые слова.

 

Слайд 27

Университетские лекции не всегда простые и часто требуют очень высокого уровня концентрации. Чтобы дети не переутомлялись, онлайн-университет сделан похожим на игру.

После каждой лекции ребенок получает бэйдж с символом, соответствующим теме лекции. Детям нужно собирать бэйджи и получать новые звания – от студента до доктора наук или даже профессора.

         «Карьерная» лестница в детском университете выглядит следующим образом.

Слайд 28

У себя в профиле ребенок может распечатать себе свидетельство о прохождении лекций или сохранить его как PDF-документ.

Слайд 29

Можно распечатать ребятам студенческий билет.

Слайд 30

Если ребенок сообщит родителям код, который указан в его профиле, то они смогут наблюдать за прогрессом ребенка. Для этого необходимо зарегистрироваться как родитель, а также ввести код в специальное поле в родительском профиле.

Слайд 31

Чтобы быть в курсе всех мероприятий Немецкого детского университета, можно следить за всеми обновлениями по ссылке.

Слайд 32

Если возникают вопросы, то на сайте можно всегда найти тех. Поддержку и найти ответы на часто возникающие вопросы.

Слайд 33

Для учителей, которые хотят сделать свои уроки немецкого языка более интересными и современными, были разработали дополнительные предложения. Нам, как учителям практикам, всегда интересно как мы сможет применить такой прекрасный проект у себя в школе, со своими учениками? Но прежде чем ответить на этот вопрос, мне бы хотелось взглянуть на проект Kinder Uni с педагогической точки зрения.

Слайд 34

Детский онлайн-университет объединил в себе несколько прогрессивных педагогических приемов и методов.

1. Ранее изучение иностранного языка

Знание иностранных языков – одна из ключевых компетенций XXI века. Чем раньше ребенок начинает учить иностранный язык, тем вероятнее, что он освоит его без особых трудностей и при определенных обстоятельствах будет свободно на нем общаться. С юными студентами, которые еще не знают ни слова по-немецки, профессор Эйнштейн и Софи Шлау разговаривают по-русски, правда, периодически вставляя в речь немецкие слова. Если ребенок уже начал учить немецкий, то профессор Эйнштейн и Софи разговаривают с ним по-немецки. Для облегчения понимания можно включить русские или немецкие субтитры

Научное обучение в онлайн-университете сопровождается знакомством с немецким языком: немецкий – второй по важности язык научного сообщества после английского и самый распространенный язык в Европе. С каждым новым иностранным языком дети приобретают новые знания о мире и вырабатывают в себе толерантность, учатся межкультурной компетенции и тренируют свой мозг. Такие методики, как CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) или методика погружения в языковую среду (Sprachbad), делают изучение иностранного языка для детей увлекательным и мотивируют их.

2. Медиаграмотность

Онлайн-формат делает проект не только общедоступным, но и учит детей основам медиаграмотности, необходимым в современном обществе. Быть медиаграмотным, означает использовать медиа осознанно и в соответствии с поставленными целями.

Как правило, в возрасте 8-12 лет современные дети уже хорошо умеют пользоваться мобильными устройствами, на которых они, в первую очередь, играют в игры. Онлайн-университет требует более сложного взаимодействия с компьютерными технологиями, что в будущем облегчит их изучение.

Слайд 35

3. Предметно-языковое интегрированное обучение

Методика CLIL или предметно-языковое интегрированное обучение становится все более значимым в современном мире. Многие школы в Центральной и Западной Европе поддержали инициативу такова вида обучения иностранному языку и используют методику CLIL в своих учебных программах.

Три аргумента являются в этой связи решающими.

Во-первых, эмпирически-экспериментальный подход многих предметов, особенно естественнонаучных, который в изучении иностранного языка также пользуется популярностью и позволяет применять похожие методы обучения.

Во-вторых, изучение иностранного языка в аутентичном тексте с непосредственным применением в речи элементов изучаемого содержания.

В-третьих, возможность закрепления языковых средств на примере конкретных вещей и процессов.

Помимо этого, предметно-языковое интегрированное обучение не только улучшает достижения учеников изучении иностранного языка, но и развивает их коммуникативные навыки.

4. Игрофикация

Игрофикация (gamification) – это применение игровых элементов в неигровых ситуациях, что помогает детям учиться, не переутомляясь. Поэтому KINDERUNI сделан похожим на игру: детям нужно собирать бэйджи и получать новые звания – от студента, бакалавра и магистра до доктора наук или даже профессора.

Детский онлайн-университет не заставляет ребенка учиться, а заинтересовывает его с помощью методов игрофикации. Это усиливает мотивацию ребенка и развивает самодисциплину при обучении. Пассивные и активные учебные фазы сменяют друг друга: после каждой лекции открываются задания, которые заставляют ребенка самого выстраивать причинно-следственные связи, проводить параллели и мыслить нестандартно. Задания делятся на две категории: содержательные и языковые.

Слайд 36

Kinderuni в школе имеет огромный рабочий пакет в помощь учителю.

Слайд 37

Каждая лекция немецкого онлайн-университета сопровождается заданиями для детей, предназначенными для индивидуальной работы. Работа на уроке, однако, требует другого подхода: для неё лучше всего предназначены групповые задания и наглядные эксперименты. Понимая это, авторы проекта разработали дидактические материалы с пошаговыми инструкциями для учителей и готовыми рабочими листами, с помощью которых преподаватель сможет использовать отдельные лекции из детского университета на уроках немецкого языка.

Слайд 38

В учительском доступе в блоке Weitere Lernmaterialien доступна база данных с отдельными активностями к лекции.

Слайд 39

Повторюсь, возможности использования данного проекта в школе достаточно широки.

 

Слайд 40

Итак, возможно использование данного курса на уроке.

Слайд 41

Работа может проводиться в рамках внеурочных занятий, как в нашей гимназии

Слайд 42, 43, 44

Программа прошла успешную апробацию с 12 февраля по 21 мая 2018 года под руководством автора программы – методиста Немецкого культурного центра им. Гёте, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования Ярославской области Урывчиковой Натальи Владимировны. В апробации участвовали две школы Ярославской области: МОУ «Средняя школа №1» города Гаврилов-Ям, с учащимися 4-х классов, изучающими немецкий как первый иностранный, и МОУ «Средняя школа №21 имени А.М. Достоевского» города Ярославля, с учащимися 4-х классов, изучающими как первый иностранный язык немецкий или английский.

Слайд 45

Программа внеурочной деятельности написана и рассчитана на один/два учебных года. Также есть на сайте.

Слайд 46, 47

В этом учебном году наша школа была приглашена к участию в пилотировании данного проекта. Проект осуществляется с учениками 3б класса.

Слайд 48

Ну и конечно же можно использовать данную программу для подготовки межпредметных проектов.

Слайд 49

Детский онлайн Университет есть также и в различных соц.сетях и группах, где также можно почерпнуть много важной и полезной информации. Так что можно подписываться.

Слайд 50 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

"Развитие слогового анализа и синтеза у детей с ОВЗ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности".

Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его слоговому и звуковому анализу и синтезу....

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.

Статья по теме:"Формирование универсальных учебных действий  на уроке английского языка и во внеурочной деятельности.".Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацелены на разв...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...

Игорвые технологии на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривается игра, как неотъемлимая часть учебного процесса в начальной школе, как метод учебной деятельности. Предложены примеры подготовительных (лексических и грамматических) игр, а так...