CLIL - технология интегрирования уроков английского языка и других учебных дисциплин
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Шевцова Татьяна Тимуровна

В данной статье представлены теоретические основы использования методики интегрированных уроках в процессе раннего обучения иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_clil_ot_teorii_k_praktike.docx11.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технология CLIL: от теории к практике

В современной методике интегрированное обучение является одним из наиболее актуальных и передовых направлений в образовании. Педагоги и методисты видят большое будущее за интеграцией - объединением различных образовательных систем и предметных областей в едином педагогическом процессе, поскольку именно интегративный подход предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса и системы обучения, обеспечивает целостность и систематичность процесса обучения.

Методика обучения иностранным языкам также предлагает широкие возможности для реализации интегративного подхода, поскольку любой язык, не являющийся для учащегося родным, может вполне успешно стать основой для изучения различных предметов на любой ступени образования. В зарубежной педагогике методика интегрированного обучения носит название CLIL (Content and Language Integrated Learning), т.е. интегрированное обучение содержанию (система знаний и умений) и языку. Что же такое CLIL и почему это понятие является основополагающим в современной методике обучения иностранным языкам?

Данное понятие появилось в зарубежной методике относительно недавно: впервые этот обобщающий термин был предложен в девяностых годах, чтобы охарактеризовать разнообразные возможности и ситуации использования иностранного языка в качестве средства обучения и инструктирования. Койл (2010) характеризует CLIL как "двухзадачный образовательный подход, в котором дополнительный (не родной) язык используется для обучения и преподавания как предметного содержания, так и языка". Таким образом содержательная и языковая стороны обучения играют одинаково важные роли в педагогическом процессе. Однако не все зарубежные методисты согласны с тем, что CLIL является образовательным подходом, поскольку такое понятие делает его всеобъемлющим: некоторые ученые рассматривают CLIL как систему методик и приемов инструктирования, используемых на отдельных уроках. Отсутствие единого мнения и методики использования CLIL в обучении, а также обобщающая природа возникновения термина делают его предметом многочисленных научных дискуссий и исследований. И тем не менее, нужно признать, что данное направление в образовании получило широкую известность и популярность во всем мире.

Несмотря на возможные "трудности перевода" , которые возникают в современной отечественной методике преподавания иностранных языков, CLIL рассматривается методистами и педагогами в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.  Используя данную методику в классе, мы выделяем два основных принципа. Во-первых, язык используется как для обучения, так и для общения. Это значит, что во время урока предполагается использование только изучаемого языка, без обращения к родному языку обучаемых. На изучаемом (иностранном языке) будут инструкции, лексика классного обихода (classroom language), оценка и контроль. Во-вторых, предмет определяет язык, который должен быть усвоен, т.е. содержание обучения формирует необходимый к изучению языковой материал. Именно в данном принципе заложено основное отличие CLIL от знакомого нам понятия "языкового погружения", потому что этот подход не предполагает обучение предмету на иностранном языке, естественно предполагающим наличие определенного уровня владения этим языком, но обучение иностранному языку на содержательной основе. Что это значит? Разберемся на примере интеграции английского языка и окружающего мира по теме "Планеты Солнечной системы". В процессе урока по CLIL, учитель вводит названия названия планет и их характеристик на английском языке, а затем обращается к информации об их расположении, размерах, характерных особенностях, используя для подачи материала английский язык. В течение урока дети выполняют задания на закрепление как языкового, так и содержательного материала, играют в игры на английском языке и т.д. Таким образом, информативная или предметная часть урока сформировали тот языковой материал, который учащиеся усваивают в течение урока.

Подготовка качественного и эффективного урока по CLIL предполагает несколько трудоемких этапов, в основе которых лежит принцип четырех "С", выделенный Койлом.

  • Content - содержание, контент.
  • Communication - общение, взаимодействие.
  • Cognition - сознание.
  • Culture - культура.

Содержание, которое представляет собой формирование знаний, умений, навыков (ЗУН), находит отражение в предметных результатах обучения. Взаимодействие подразумевает одновременно использование языка для обучения и обучение его использованию, т.е. теоретическое и практическое применение изученного языкового материала. Культура - одна из важнейших составляющих обучения в целом. Знакомство с культурой стран изучаемого языка, позволяет расширить сложившуюся у обучаемого картину мира и открыть новое. Сознание предполагает формирование и совершенствование когнитивных навыков, т.е. мыслительных способностей, которые позволяют связывать воедино различные предметные области и осознать целостность мира. Когнитивные навыки формируются посредством универсальных  учебных действий (УУД). Взаимосвязь эти четырех составляющих позволяет создавать необходимые условия для успешного обучения как языку, так и интегрируемому с ним предмету.

Урок по CLIL дает безграничные возможности для формирование всех видов речевой деятельности - говорения, аудирования, чтения, письма, поскольку на таком уроке предполагается использование самых разнообразных приемов демонстрации и отработки нового материала. В рамках данного подхода учитель фокусируется на формировании как рецептивных, так и продуктивных навыков, что позволяет достичь равномерного обучения пониманию и употреблению нового и пройденного материала в речи. Новый предметный материал усваивается параллельно с языковым, при этом обучаемые видят реальные случаи употребления тех или иных языковых единиц в речи, а соответственно более мотивированы на обучение. Детей восхищает взаимосвязь языка и реального мира, которую трудно осознать самостоятельно, поэтому примеры основанные на реальном опыте запоминаются лучше и вспоминаются быстрее. Пережитый опыт - лучший учитель, и именно подход CLIL позволяет обучать интересно, занимательно, многогранно и "с включением" в жизнь, где все взаимосвязано.

Литература

  1. Steve Darn "CLIL: A Lesson Framework" (2006). British Council BBC Teaching English.
  2. Thompson & McKinley (Feb 2018). "Integration of content and language learning" (PDF). TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. 1. Retrieved 10 January 2018.
  3. "What is CLIL?". Onestopenglish. Retrieved September 14, 2016.
  4. Cenoz, Gennessee & Gorter (2014). "Critical analysis of CLIL: Taking stock and looking forward". Applied Linguistics. 35 (3): 243–262.
  5. Dalton-Puffer, Llinares, Lorenzo & Nikula (2014). ""You can stand under my umbrella": Immersion, clil and bilingual education. A response to Cenoz, Genesee & Gorter (2013)". Applied Linguistics. 35 (2): 213–218.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "My home" + учебная презентация) 4 класс

Класс: 4-бТема: "My home"Цель урока: формирование лексического навыка речи.Задачи:1)    практические:·        отработать звук [ð];·...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

Интегрированный урок английского языка и технологии во 2 классе

Интегрирванный урок английского языка и технологии во 2 классе...

Интегрированный урок английского языка и технологии

Интегрированный урок английского языка и технологии " Merry Christmas"...