Рабочая программа (начальная школа)
рабочая программа по иностранному языку

Шароглазова Юлия Олеговна

Рабочая программа по ФГОС для начальной школы, английский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_nachalnaya_shkola.docx68.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. Г.П. Богомягкова

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/____________

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ им. Г.П. Богомягкова

____________ В.Н.Малков

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

английский язык

2019 – 2020 учебный год (2 – 4 классы)

                      Программа разработана:        

                                                                                    учителем английского языка

                                                                     Шароглазовой Ю.О.

с. Богомягково, 2019

2 – 4 классы.

Рабочая программа по предмету «Английский язык» составлена на основе Федерального закона об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного стандарта начального образования от 6 октября 2009 г. № 373 с учетом учебного плана образовательной организации, федерального перечня учебников (УМК М.З. Биболетова «Enjoy English»), авторской программы М.З. Биболетовой к УМК и основной образовательной программы начального общего образования.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Английский язык».

В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Обсуждение на уроках иностранного языка актуальных событий, собственных поступков и поступков своих сверстников, выражение своего отношения к литературным героям, обоснование собственного мнения будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:

  • Сформируется элементарная коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом ограниченных речевых возможностей и потребностей в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
  • Будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
  • Сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.

Коммуникативные умения

Говорение

Выпускник научится:

  • участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
  • составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
  • рассказывать о себе, своей семье, друге.

Выпускник получит возможность научиться:

  • участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
  • составлять краткую характеристику персонажа;
  • кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

Выпускник научится:

  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
  • воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных на знакомом языковом материале.

Выпускник получить возможность научиться:

  • воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
  • читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного на изученном языковом материале;
  • читать про себя и находить необходимую информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Письмо

Выпускник научится:

  • выписывать из текста слова, словосочетания, простые предложения;
  • писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец);
  • писать краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).

Выпускник получит возможность научиться:

  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
  • составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
  • заполнять простую анкету;
  • правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).

Языковые средства и навыки оперирования ими

Графика, каллиграфия, орфография

Выпускник научится:

  • воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
  • пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
  • списывать текст;
  • восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова английского языка;
  • отличать буквы от знаков транскрипции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
  • группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
  • уточнять написание слова по словарю;
  • использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный язык и обратно).

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

  • различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
  • соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
  • различать коммуникативные типы предложений по интонации;
  • корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать связующее r в речи и уметь его использовать;
  • соблюдать интонацию перечисления;
  • соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
  • читать изучаемые слова по транскрипции.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе, словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
  • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

  • распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
  • распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определенным/неопределенным /нулевым артиклем, существительные в единственном и множественном числе; глагол-связку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, must, may; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать сложносочиненные предложения с союзами and и but;
  • использовать в речи безличные предложения (It’s cold. It’s 5 o’clock. It’s interesting.), предложения с конструкцией there is/there are;
  • оперировать в речи неопределенными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления:Can I have some tea?Is there any milk in the fridge? – No, there isn’t any);
  • образовывать по правилу прилагательные в сравнительной и превосходной степени и употреблять их в речи;
  • распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).

а) Как, каким образом предмет «Английский язык» обеспечивает достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов?

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Каждый предмет в зависимости от предметного содержания и ролевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

  • общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
  • развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
  • развитию письменной речи;
  • формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создает необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Вклад предмета «Иностранный язык» в достижение личностных результатов в процессе обучения в начальной школе по курсу «Enjoy English» может выразиться в следующем:

  • в формировании представлений об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
  • в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
  • в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в англоязычных странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
  • в развитии самостоятельности, целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении в моделируемых ситуациях общения через обширный речевой репертуар, включенный в УМК;
  • в принятии новой для школьника социальной роли обучающегося, в формировании устойчивой мотивации к овладению иностранным языком;
  • в развитии навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;
  • в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания обучения английскому языку (темы, ситуации общения, речевой и языковой материал) и задания, направленные на овладение этим содержанием.

Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» способствует достижению следующих метапредметных умений:

  • принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на английском языке;
  • планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, что свидетельствует об освоении начальных форм познавательной и личной рефлексии;
  • понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм с целью достижения успеха, например при достижении взаимопонимания в процессе диалогического общения;
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например в процессе грамматического моделирования;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (в частности, мультимедийных приложений к курсу и обучающих компьютерных программ) для расширения коммуникативных и познавательных задач;
  • использовать различные способы поиска информации (например, в словаре и других справочных материалах учебника, в «подсказке» к мультимедийному приложению) в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения, например, группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках и т.д.;
  • владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
  • передавать, фиксировать информацию в таблице, например при прослушивании текстов на английском языке;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения/восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
  • владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
  • слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например проектной;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать разные компоненты УМК (учебник, рабочую тетрадь, аудиоприложение), обучающую компьютерную программу.

б) Какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими?

При проектировании современного урока   важным этапом является   использование таких  форм познавательной деятельности,  которые  бы способствовали взаимодействию педагога и обучающихся в достижении запланированных  целей и задач урока.  Форма — это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности, выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

В теории и практике известны четыре основные формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, как различные способы обучения, обладающие своими специфическими особенностями. В рамках урока использование различных форм организации деятельности обучающихся способствует достижению поставленных учителем целей и задач, влияет на взаимоотношения не только обучающихся и педагога, но и на взаимоотношения между самими обучающимися. Применение системы разных средств вовлечения учащихся в активную деятельность способствует результативности обучения.

К сожалению, не каждый учитель готов к выбору и переходу на новый уровень деятельности. Учителю самому  необходимо из транслятора знаний в готовом виде стать организатором, режиссером, соучастником, и в целом профессиональным управленцем процесса обучения, помочь ученику стать управленцем собственной деятельности и научить его планировать свою работу на уроке, организовывать ее, реализовывать, осуществлять самоконтроль  и самооценку.

Фронтальная форма организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Фронтальная форма организации деятельности учащихся содержит как  компоненты коллективной (рядом, но не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально подходит к цели). Но, работая  индивидуально,  ученик на уроке может убедиться в правильности своего решения, если  учителем организована проверка, или наоборот, понять причину ошибки, сравнить ход своих мыслей с прозвучавшими ответами других учеников оцененными учителем. При фронтальной работе учителем организуется познавательная деятельность всех учащихся класса одновременно для достижения поставленных целей и задач урока.  При данной форме организации урока учитель объясняет, рассказывает, читает, задает вопросы, учащиеся же слушают, отвечают, пишут. Выполняют все, что требует учитель. Использование данной формы организации познавательной деятельности  учеников на уроке исключает возможность  их взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, не способствует созданию положительных эмоций в обучении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы. Примеры фронтальной работы на уроках иностранного языка: беседа, обсуждение, рассказ, диктант.

Коллективная форма организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка.

Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа и направленная на достижение общего результата.

Групповую работу можно рассматривать как разновидность коллективной.  Работа в группе и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.  При организации подобного взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец,  а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, т.е. учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременное выполнение задания коллективом сообща, т.е. при распределении между собой участков работы на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля в коллективе, направленное на достижение общей цели.  В результате, когда один учит многих, и многие учат одного, происходит общение учеников друг с другом по очереди. Именно в группе каждый приобщается к делу как к общему, учится совместно действовать для достижения поставленной цели. Групповая  работа привлекает учащихся своей деловой направленностью, общением. Групповая работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться  весь урок или охватывать несколько уроков. Для учителя это требует большой подготовки, соответствующих условий в кабинете, а его роль на уроке менее заметна, так как дети выполняют задания в группе, учитель в данном случае выступает как куратор, советчик, контролер.

 Но так же, групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенных являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит  положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимального варианта  этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроках ИЯ.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроке предполагает выполнение учащимися  индивидуальных заданий на уровне их учебных возможностей и способностей, своим темпом. В ходе такой работы исключается сотрудничество с другими учениками класса, сравнение  себя с другими, но предполагает, болеет активное взаимодействие с учителем.  Для учителя использование  индивидуальной формы работы, как и групповой, требует больших усилий и расходов времени, усложняет подготовку учителя к уроку. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Примеры индивидуальной формы организации познавательной деятельности: работа по карточке, работа у доски, заполнение таблицы, написание доклада, работа с учебником.

 На уроках иностранного языка не рекомендуется использовать формы организации познавательной деятельности по отдельности. Они определяются в зависимости от целей и задач занятия, а также в зависимости от возраста обучающихся. Все формы должны быть подобраны учителем в зависимости от интересов учащихся, уровня их подготовленности, а так же от способностей учащихся. Только сочетание всех этих форм приносит положительные ожидаемые результаты. Фронтальная работа с классом более удобна для учителя, но менее интересна для учащихся. Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехе, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношениях.

в) Каким образом в процессе изучения предмета «Английский язык» организуется проектная и исследовательская деятельность?

1. В современном представлении понятие «качество образования» не сводится только к набору знаний и навыков, полученных обучающимися, оно связано с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «самореализация», «компетентность», «самодостаточность», «защищённость и уверенность в будущем», «здоровье» и другие. Поэтому сфера ответственности участников учебно-воспитательного процесса в системе образования не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она предполагает решать задачи успешной социальной адаптации, развития инициативы, творческого потенциала и конструктивного мышления, как педагогов, так и обучающихся.

Развитие и воспитание школьников, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение суммой знаний, но формирование современного самостоятельного мышления, их познавательных и созидательных способностей, потребностей в самообразовании и соответствующих умений – вот главные цели современного образования. В достижении таких целей важную роль играет  научно-методическая деятельность педагогов и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которую можно осуществлять в рамках одного предмета, предметной области, на межпредметном уровне.

Определенному этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые повороты в развитии общества влекут за собой новые идеи, новые школьные реформы.

Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современные психологи заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразовании и самоконтроле.

Для развития творческих способностей учащихся и расширения кругозора, на своих уроках в начальных классах лучше частично использовать элементы проектного метода. 

 Проектирование – это процесс взаимовыгодных действий, которые происходят в течение установленного времени и направленные на достижение неповторимого, и в тоже время определенного результата. Следует отметить, что проектирование – это особый вид деятельности, обеспечивающий всегда исключительно позитивный результат. Использование элементов проектного метода позволяет создавать для учащихся ситуации, в которых они смогут показать свой жизненный опыт, проявлять заинтересованность в выборе тем проектов, а также планировании результатов своей деятельности.                                                     

Проектно-исследовательская деятельность в школе может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент и решение нестандартных задач, которые позволяют отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление.

В зависимости от заинтересованности учащихся в выбираемой теме проекта, от ступени обучения   им предлагаются следующие типы: социальные, экологические, научно-технические, технологические, экономические, космические, оборонные, строительные, образовательные. Таким образом, каждый ученик или группа  должны  найти ресурсы для выполнения задания, анализа действий, для получения результата («надо представить тему на основе моего опыта и общеизвестных знаний, и я это могу»). В результате ученик проявляется как личность, его действия зависят, в первую очередь, от его мотивов, способностей.

 Учителя нередко задают вопрос: «Зачем все это нужно? Для чего необходимо затрачивать столько времени для темы, которая занимает 1-2 урока?» На этот вопрос можно дать несколько ответов.

У  каждого учителя в данный момент в данном классе своя цель и свои задачи: образовательные, воспитательные, развивающие, и, значит, свои приоритеты. И каждый учитель имеет право решать, что, как и зачем ему делать на своих уроках. Цель - развитие личности ученика. Учебные проектно - исследовательские работы учат грамотно ставить цели,  решать проблемы, неважно, по теме урока они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность.

2.  В разном  возрасте у обучающихся доминирующий вид деятельности – игра, учебная деятельность, общение. Главная проблема - мотивационная. А групповая работа в проектно-исследовательском режиме удовлетворяет потребность учеников в игре, учебе и общении. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит «обмен желаниями». Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности.

3.  Эта форма работы - возможный путь вхождения ребенка в пространство культуры, в котором он: присваивает нормы и ценности мира взрослых; формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки.

4. Для обучающихся также важным является этап представления проекта, то есть демонстрация не только учебных знаний, но и культурных ценностей учащихся. Проекты могут быть представлены в разных видах, выбранных учащимися: словесного описания, графического изображения, изложения расчетов, комбинированный вариант и т.д.

5. Классические ЗУН на таких уроках отрабатываются нисколько не хуже, чем на обычных. В работе оказываются востребованными все те знания, умения и навыки, что были получены обучающимися в процессе изучения темы, а также важнейшие общеучебные умения.

Но помимо обычных ЗУН и развития важных общеучебных умений ученик получает и нечто большее. На тех уроках, где обучающиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью, формируются предметные и общие компетенции. Если сформированы навыки учебной исследовательской работы, то  можно использовать более сложные формы организации деятельности учащихся.

Приступая к работе над проектом или используя элемент проекта, учащимися выявляется   ряд вопросов, по которым будет вестись работа над проектом, а именно: предметная область -  что нужно сделать? объект проектирования -  кого касается проект? идея проекта - как сделать проект? Активные участники - кто будет делать проект? Мотивация - плюсы, минусы, риски.

Учащиеся обсуждают тему, распределяют обязанности, рассчитывают время для выполнения отдельных заданий и всего в целом и планируют конечный результат. Выбор темы проекта всегда определяется его актуальностью.

Актуальность – начальный и обязательный этап любой проектно-исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в проектно-исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Определив тему и сформулировав тему проекта, учащиеся обсуждают ряд организационных вопросов, связанных с работой над проектом. И это еще один важный этап работы, так как учащиеся берут на себя ответственность за тот вид работы, который они должны выполнить.

Учащиеся объединяются в группы и распределяют обязанности, а также объем выполняемой работы. Спланировать график, по которому каждая группа будет представлять свои результаты о проделанной работе.

После каждая группа обсуждает основные задачи по проблеме, учитывая личный опыт каждого участника группы.

Для развития ответственности и самостоятельности при выполнении проекта в каждой группе есть один ученик, который отслеживает график представления материалов.

В процессе работы над проектами, учащиеся вместе с учителем  обсуждают трудности, которые могут возникнуть при создании проекта  и пути их преодоления.

Следующим этапом работы над проектом является определение критериев оценивания его. Определяются критерии и ожидаемые результаты. Необходимо разработать систему оценивания каждого этапа проекта.

Следующим этапом работы является сама работа над проектом, над его презентацией. Учащиеся определяют, когда и какие ресурсы необходимы для представления их проекта или проработанного элемента проекта. С графиком работы над проектом учащиеся знакомятся заранее и могут спланировать весь свой процесс работы над проектом.

Очень важно, чтобы учащиеся всех групп на презентации принимали активное участие в обсуждении проектов и задавали вопросы.

 Таким образом, разработку индивидуальных программ проектно-исследовательской деятельности школьников можно разбить на следующие этапы:

1. вхождение в поисковую исследовательскую деятельность;

2. приобретения учениками поискового опыта исследовательской деятельности;

3. собственно исследовательская деятельность;

4. презентация результатов исследовательской деятельности.

При выполнении работы, которая продолжается не один месяц, а иногда и год, учащиеся получают неформальные и очень глубокие знания в соответствующей области языка, развивают свои творческие способности, навыки проектно-исследовательской работы, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте, что способствует развитию необходимых в их дальнейшей деятельности компетенций.

Познавательная компетентность. Выбор темы исследования, творческой работы, доклада. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное - научить делать это осознанно и самостоятельно. Учитель на этом этапе, как и на остальных, выполняет роль консультанта, помогая ставить задачи, планировать шаги к достижению цели.

 Информационная компетентность. Подготовка теоретической основы работы. Темы, выбираемые для проекта, не новы. Но они подаются уже с современного ракурса и жизненного опыта обучающихся.

Коммуникативно–социальная компетентность. Обучающиеся могут разрабатывать выбранные темы в группе или объединяться в группы по близким темам. Они вырабатывают  общий план работы. Но, в то же время каждый показывает свое видение проблемы и ее решение. Указания к выполнению задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднения в процессе самостоятельной работы. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Работая в группе, обучающиеся приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятие помощи. Развивают коммуникативную компетентность.

 Продуктивная компетентность. Индивидуальная доработка темы. На данном этапе  ученики пишут и выступают с докладом, учатся защищать свою точку зрения, совершенствуя при этом ораторское искусство.

Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Она помогает понять сильные и слабые стороны выполненной работы, координирует движение вперед к достижению поставленной цели. Очень важно на каждом этапе создавать ситуацию успеха. Даже когда результаты более чем скромные, они должны быть отмечены хотя бы победами в номинациях. Это поможет воспитать уверенность к себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный. Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между учениками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе, складывается временный творческий коллектив.

Проектно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Проектно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы, как инновационного учебного заведения нового типа.

Согласно тематическому планированию и авторской программе М.З. Биболетовой по УМК «Enjoy English», в каждом классе начальной школы должны быть выполнены проекты. Так, во 2-м классе обучающиеся выполняют 3 проекта. Первый проект выполняется после изучения тем «Hello, English» и «Welcome to our theatre». Данный проект предлагается создать после изучения английского алфавита. Вторая проектная работа выполняется после изучения темы «Let’s read and speak English» и представляет собой отражение полученных знаний по теме «Описание животных».  Третий проект предлагается создать после прохождения темы «Meet my friends!». Он должен содержать в себе описание своего друга или одноклассника.

В 3-м классе запланировано создание 4-х проектных работ. Первая проектная работа проводится после изучения темы «Welcome to Green school!» и представляет собой результат изучения темы «Меню». Второй проект является обобщением темы «Happy green lessons»  и связан с такими темами, как Рождество и Новый год. Третий проект предлагается провести в конце изучения темы «Speaking about a new friend» и является отражением темы «День рождения». Четвертая проектная работа – заключительный урок темы «Telling stories and writing letters to your friends» и представляет собой написание письма другу.

В 4-м классе также предполагается проведение в течение учебного года 4-х проектов. Первый проект – заключительный урок в теме «Enjoying your home», связанный с созданием рассказа по теме «Каникулы». После изучения темы «Telling stories» проходит создание второго проекта, который представляет собой создание собственных сказок. Третий проект – отражение изученной темы «Shopping for everything» и является, в конечном результате, журналом мод. Итоговый проект является итогом изучения английского языка в начальной школе и представляет собой проектное задание, после выполнения которого, обучающийся сможет получить диплом за окончание начальной школы.

Не стоит забывать о том, что в течение учебного года каждый учащийся может выбрать любой школьный предмет, по которому он будет  выполнять свой итоговый индивидуальный проект. Для этого учитель-предметник должен создать список тем проектов, а обучающийся сам выбрать тему (или предложить свою), которая и актуальна, и интересна ему. Учитель – консультант по проекту. По результатам проведенной работы проводится защита индивидуального итогового проекта и выставляется итоговая оценка.

г) Как изучение предмета «Английский язык» способствует духовно-нравственному развитию учащихся?

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).
  1. Содержание учебного предмета «Английский язык».

Предметное содержание речи.

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующее:

Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных форм речевого этикета).

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет (не умеет) делать.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

Мир вокруг нас. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).

Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общений (в школе, во время совместной игры, в магазине).

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

В русле говорения

  1. Диалогическая форма

Умение вести:

  • этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общение;
  • диалог – расспрос (запрос информации и ответ на него);
  • диалог – побуждение к действию.
  1. Монологическая форма

Уметь пользоваться:

  • основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).

В русле аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

  • речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
  • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

В русле чтения

Читать:

  • вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.)

В русле письма

Владеть:

  • техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
  • основами письменной речи: писать с опорой на образец, поздравление с праздником, короткое личное письмо.

Языковые средства и навыки пользования ими.

Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского алфавита. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r» (there is/are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (суффиксы –er, -or, -tion, -ist, -ful, -ly, -teen, -ty, -th), словосложение (postcard), конверсия (play – to play).

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным сказуемым (I like to dance. She can skate well.). Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Do not be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is 5 p.m. It is cold.). Предложения с оборотами there is/ there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and и but. Сложноподчиненные предложения с because.

Правильные и неправильные глаголы в Present, Past, Future Simple (Indefinite). Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do. Модальные глаголы may, must, can, have to. Глагольные конструкции «I’d like to …». Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) с неопределенным, определенным и нулевым артиклем. Притяжательный падеж существительных.

Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилам и исключения.

Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those), неопределенные(some, any – некоторые случаи употребления).

Наречия времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very).

Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 30.

Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

2 класс

Тема / Тематическое планирование

Количество часов

1. Hello, English!

1.Вводный урок

2.Английские имена

3.Сколько тебе лет?

4.Спортивный праздник

5.Подготовка к концерту

6.Микки-Маус в гостях у ребят

7.Кукла Хелен

8.Народный артист

9.Паровозик из Ромашково

10.Уроки в школе артистов

11.Конкурс на лучшего артиста

12.Веселое соревнование

13.Медвежонок Билли

14.Экскурсия в зоопарке

15.Магазин Тома

16.Готовимся к празднику осени

17.Праздник осени

18.В гостях у директора зоопарка

18 ч.

2. Welcome to our theatre

1.Моя семья

2.Красная Шапочка

3.Мое домашнее животное

4.Кролик Мартин

5.Ферма Джона

6.Радиопередача клоуна Тима

7.Рассказ о друге

8.Спортивные игры

9.Ну, погоди!

10.Незнайка в гостях у ребят

11.Чебурашка и крокодил Гена

12.Скоро Новый год

13.Контрольная работа № 1

14.Проектная работа № 1

14 ч.

3. Let’s read and speak English

1.Декорации для спектакля

2.Где ты живешь?

3.Служба спасения

4.Учимся читать

5.Артист Питер

6.Учимся описывать людей

7.Множественное число существительных

8.Притяжательный падеж существительных

9.Незнайка и медвежонок Билли

10.Кау и Дайно

11.Попугай Рокки и цветик-семицветик

12.Учимся выражать несогласие

13.Побудительные предложения

14.Артикли

15.Поговорим о наших друзьях

16.Личные местоимения

17. Интервью со спортсменами

18.Участники спортивного праздника

19.Конкурс загадок

20. Контрольная работа № 2

21.Проектная работа № 2

21 ч.

4. Meet my friends!

1.Учимся читать

2.Незнайка изучает английский язык

3.Винни-Пух

4.Артисты нашего театра

5.Изучаем части тела

6.Порядок слов в предложении

7.Форма глагола to be в настоящем времени

8.Бременские музыканты

9.Новые друзья

10.Веселое соревнование

11.Контрольная работа № 3

12.Проектная работа № 3

13-15. Обобщающие уроки

15 ч.

ИТОГО

68 ч.

3 класс

Тема / Тематическое планирование

Количество часов

1. Welcome to Green School!

1.Вводный урок

2.Рассказ о друге

3.Новая учительница

4.Продукты

5.Разговор за столом

6.Письмо Джима

7.Джим и Джилл в лесной школе

8.Медвежонок Билли

9.Завтрак для Билли

10.В гостях у Питера

11.Рассказ-загадка

12.Конкурс рассказчиков

13.Дни недели

14.Любимое домашнее животное

15.Магазины и покупки

16.Контрольная работа № 1

17.Цветик-семицветик (игра)

18.Проектная работа № 1

18 ч.

2. Happy green lessons

1.Поговорим о животных

2.Слоненок Томас

3.Помогаем Джиму

4.Урок здоровья

5.Пикник

6.Изучаем числительные

7.Восемь друзей

8.Любимое занятие в воскресенье

9.Рассказ мальчика

10.Подарок на Рождество

11.Готовимся к Рождеству

12.Контрольная работа № 2

13.Играем в «Крестики-нолики»

14.Проектная работа № 2

14 ч.

3. Speaking about a new friend

1.Гномик Тайни

2.Наши дела в выходные

3.Времена года

4.Сказка о мышах

5.Двенадцать месяцев

6.Порядковые числительные

7.Учимся называть даты

8.День рождения питомца

9.День рождения

10.Почта

11.Любите ли вы писать письма?

12.Такие разные адреса

13.Сказка о Миранде

14.Письма из Великобритании и США

15.Слова-помощники

16.Учимся задавать специальные вопросы

17.Любимый праздник

18.Контрольная работа № 3

19.Игра КВН

20.Проектная работа № 3

20 ч.

4. Telling stories and writing letters to your friends

1.Изучаем названия частей тела

2.Визит Буратино

3.Поговорим о Тайни

4.Учимся называть время

5.Распорядок дня

6.Рекомендации по режиму дня

7.Инопланетянин Юфо

8.Распорядок дня Тайни

9.Множественное число существительных

10.Письмо из России

11.Сказка о Юфо

12.Друзья Юфо

13.Контрольная работа № 4

14.Волшебная картина (игра)

15.Телемост

16.Проектная работа № 4

16 ч.

ИТОГО

68 ч.

4 класс

Тема / Тематическое планирование

Количество часов

1. Speaking about seasons and the weather

1.Вводный урок

2.Учимся рассказывать о погоде

3.Погода в разные времена года

4.Знакомимся с будущим временем

5.Планы на неделю

6.Пикник с друзьями

7.Проверочная работа № 1

7 ч.

2. Enjoying your home

1.Мой дом

2.Моя комната

3.Предлоги места

4.Комната мисс Чэттер

5.Проверочная работа № 2

6.Контрольная работа № 1

7.Проектная работа № 1

7 ч.

3.Being happy in the country and in the city

1.Город и село

2.Великобритания и Россия

3.Степени сравнения прилагательных

4.Рекламное объявление мисс Чэттер

5.Зеленый сад

6.Среда обитания животных

7.Рассказы о животных

8.Проверочная работа № 3

8 ч.

4. Telling srories

1.Простое прошедшее время

2.Забавные истории

3.Слова – спутники прошедшего времени

4.Вопросы в прошедшем времени

5.Рассказ о волке и овечке

6.Проверочная работа № 4

7.Контрольная работа № 2

8.Проектная работа № 2

9.Цветик-семицветик

10.Игра «Крестики-нолики»

10 ч.

5. Having a good time with your family

1.Семья девочки Мэг

2.Краткие формы вспомогательных глаголов

3.Семья Уилсон

4.Домашние обязанности

5.Диалоги о домашних делах

6.Ленивая Джейн

7.Учимся называть время

8.Рассказ о птичке и кошке

9.Правила поведения в гостях

10.Повторяем местоимения

11.Проверочная работа № 5

11 ч.

6. Shopping for everything

1.Различные предметы одежды

2.Новая одежда слоненка

3.Одежда для разной погоды

4.Счастливый слоненок

5.Продукты

6.Неопределенные местоимения

7.Проверочная работа № 6

8.Контрольная работа № 3

9.Проектная работа № 3

9 ч.

7. School is fun

1.Правила поведения в школе

2.Буратино в гостях у ребят

3.Школьные принадлежности

4.Учебные предметы

5.Указательные местоимения

6.Мой любимый учебный предмет

7.Сказка о короле и мышах

8.Решение проблемы короля

9.Учимся заполнять анкету

10.Проверочная работа № 7

11.Контрольная работа № 4

12.Контрольная работа № 4

13.Проектная работа № 4

14.Игра КВН

15.Волшебная картина (игра)

16.Телемост

16 ч.

ИТОГО

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс рабочие программы "Начальная школа 21 век"

Здесь вы можете скачать бесплатно рабочие программы 3 класс "Начальная школа 21 век"...

Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Данные рабочие программы разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК "Школа 2100"....

Рабочая программа начальная школа УМК "Школа России" "Математика"

Рабочая программа разработана и составлена на основе ФГОС начального общего образования. На основе авторской программы М.И Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой "Математика"....

рабочая программа начальная школа 1 класс школа россии

рабочие прграммы по программе школа россии. математика, русский язык, литературное чтение, изо, кубановедение. музыка., технология....