Реализация Дальтон технологии на уроке английского языка
статья по иностранному языку

Горелова Юлия Александровна

Реализация Дальтон-технологии на уроках английского языка        Дальтон-технология позволяет реализовать ЛОО в условиях классно-урочной системы.      

 Историческая справка:        Дальтон - это город в США, где впервые была создана такая школа.Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к  заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Х. Паркерхерст разработала “Лабораторный план”, имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.      

Цели Дальтон-технологии:-обеспечить индивидуализированное развитие ученика;-обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_dalton.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация Дальтон-технологии на уроках английского языка

Методическая статья

 

Реализация Дальтон-технологии на уроках английского языка        Дальтон-технология позволяет реализовать ЛОО в условиях классно-урочной системы.      

 Историческая справка:        Дальтон - это город в США, где впервые была создана такая школа.Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к  заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Х. Паркерхерст разработала “Лабораторный план”, имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.      

Цели Дальтон-технологии:-обеспечить индивидуализированное развитие ученика;-обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.     

 3 принципа Дальтон-технологии:      1.Принцип свободы. Свобода- это право выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы.Естественно, что сам учебный предмет определяется учебным планом.Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию.Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Кроме этого, данный принцип подразумевает свободу передвижения по классу, школе учащихся на определённых занятиях.      

2.Принцип самостоятельности. Самостоятельность- это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.     

  3.Принцип сотрудничества. Сотрудничество- это выбор формы деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: учащимся, родителям, учителю.       Это даёт возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать друг другу, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.       Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам. В этом, на мой взгляд, выражается  ещё один принцип: принцип ответственности.      

 Компоненты Дальтон-плана: 1.Задания (см. Приложение). Задания могут быть творческого, исследовательского характера. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и даётся проверочная работа для всех. На мой взгляд, оцениваться должна не только общая итоговая работа, как предлагает Шамова Т. Н. в своей статье “Дальтон-технология” в журнале “Завуч” от 2001 года № 1, но и все Дальтон-задания общей оценкой. Таким образом, в журнал выставляется две оценки: за Дальтон-задания и за итоговую проверочную работу. Критерии оценки:-познавательная самостоятельность ученика;-стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;-уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент );-правильность выполненных заданий;-аккуратное оформление работы.     Требования к заданиям:-уровневый характер;-достаточный объём учебного материала;-чётко сформулированная цель задания;-возможность самостоятельно учеником выполнить задание. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;-различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;-возможность учёта, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе);-ученику в процессе выполнения задания должно быть понятно, когда и к кому можно обращаться за помощью.

 2.Лаборатория- это время в расписании ученика, отведённое для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях. 

3.”Дом”- это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т. д.             

    Формы реализации Дальтон-плана:     Классное учебное занятие- это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Это могут быть обычные уроки, лекции для передачи знаний, которые необходимы будут для выполнения Дальтон-заданий; а также контрольные уроки. Естественно, их нельзя пропускать.      

Коллективный урок - основные признаки:-наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;-учитель-организатор и участник процесса обсуждения;-ученик-участник и субъект организационной деятельности;-результатом коллективного урока является некое решение проблемы.     На таких уроках нельзя читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.     

   Лабораторное занятие - основные признаки:-наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник. А что касается иностранного языка, то желательно ещё и присутствие дисков, аудиокассет, с помощью которых ученик сможет прослушать произношение новых слов, не обращаясь к учителю.Естественно, магнитофон и компьютер должны быть в это время доступны учащемуся;-длительный промежуток времени;-присутствие одного или нескольких консультантов, в том числе и в компьютерном классе.       В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель только наблюдает за учащимися.         Конференция:Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса.       Признаки конференции:-необходимость подготовительного этапа;-выступления в форме докладов, а не сообщений, то есть в выступлениях важно обозначить собственную позицию;-доклады в большинстве своём на моральные, этические темы, которые напрямую связаны с Дальтон-заданиями.          Необходимо отметить, что ученик по своему желанию может отчитаться о проделанной работе, только когда выполнит все задания либо после каждого задания. При чём сделать он это может на любом этапе Дальтон-плана.      Практика показала, что следующая последовательность занятий является наиболее эффективной: 

  1. Предварительная работа с учащимися
  2. Классное занятие, урок, лекция
  3. Лаборатория
  4. Коллективный урок
  5. Конференция
  6. Классное занятие, общая контрольная  работа
  7. Рефлексия

      Приведу пример применения Дальтон-плана в 5 классе на уроках английского языка по теме “Семья” по учебнику В. П. Кузовлева “Английский язык” для 5 класса.     Перед тем, как учащиеся 5 класса выйдут на каникулы после 1 четверти, необходимо ознакомить их с данной технологией, провести анкету для учащихся (все анкеты приведены в статье Шамовой Т. Н. “ Дальтон-технология” в журнале “Завуч” за 2001 год № 1). Раздать учащимся задания (см.Приложение 2 ) на каникулы для ознакомления и выбора уровня, на котором будут работать. Как показывает практика, часть заданий дети выполняют дома во время каникул с родителями либо самостоятельно.     На родительском собрании, посвящённом окончанию 1 четверти, познакомить родителей с Дальтон-технологией. Смотивировать их на поддержку и помощь детям.       После каникул план уроков выглядит так:1.Классный урок по теме: ”Название месяцев. Предлоги времени”.2.Лаборатория, на которой дети самостоятельно выполняют заранее данные задания, свободно перемещаясь по школе, выбрав темп работы, последовательность выполнения заданий и партнёра.3.Коллективный урок, посвящённый решению проблем возникшим у большинства учащихся.4.Лаборатория.5.Конференция:-учащиеся организуют выполнение одноклассниками разработанных ими упражнений;-дополнительные задания (2-3 учащимся ): доклады на темы “Семейные традиции”, “Русские и английские семьи” и другие. После докладов учитель организует их обсуждение.      В течение всех 5 уроков учащиеся могут отчитываться перед учителем о выполненных заданиях.      Для самоконтроля и контроля каждый учащийся имеет индивидуальную карточку, на которой легко отслеживается его работа.  

Имя:

Период времени: 

Итоговая работа

1уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Красный цвет – отлично, зелёный цвет – хорошоСиний цвет – удовлетворительно, жёлтый цвет – не выполнено                Закрашивает учащийся  (самооценка)  ставит дату выполнения задания   

 

 

 Закрашивает    учитель (оценка)    ставит дату   проверки задания  6.Контрольная работа. Она является общей для всех, но на мой взгляд, её нужно сделать тоже уровневой. Контрольная работа по английскому языку может быть в форме диктанта, теста, аудирования и др.      Обязательно после всех этапов Дальтон-плана учитель проводит с учащимися рефлексию с использованием анкеты. В моей практике примерно  90%  детей нравится  подобная форма работы.      Таким образом, я разработала Дальтон-план на 2 недели (при трёх часах английского языка в 5 классе). В данном случае Дальтон-технология применяется только на уроках иностранного языка.      Можно организовывать Дальтон-дни. В расписании этого дня могут стоять различные предметы. Дети получают либо заранее, либо в этот же день задания по каждому предмету, распределяют время на их выполнение, отчитываются в этот же день. И в конце Дальтон-дня проводится рефлексия.      Но можно расписание на этот день составить таким образом, чтобы все предметы были, например, гуманитарного цикла и уроки были посвящены одной теме (например, “Война 1812 года глазами историков, писателей, музыкантов; в английском языке”). Задания в этом случае будут подчинены одной теме, но специфичны для каждого предмета. На заключительном этапе проводится конференция, на которой учащиеся обобщают полученные из разных источников знания, выбирают предмет и, кроме выполненных заданий, подготавливают доклад, рисуют газету и т. д.      Но для проведения подобных Дальтон-дней необходимо, чтобы инициатива исходила от администрации школы.      

Но и это ещё не всё. Поскольку в Дальтон-технологии учащимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно её используют. Поэтому необходима серьёзная предварительная работа с детьми. К сожалению, Т. Н. Шамова не даёт определённых рецептов, как перейти от традиционного обучения к Дальтон-занятиям. Этот процесс представляется мне достаточно длительным. Я несколькими упражнениями, чтобы ускорить его:

1. Цель: овладеть умением правильно распределить время.В начале урока учитель предлагает учащимся распределить время урока между запланированными заданиями. В конце урока обязательна рефлексия, которая помогает сделать выводы, обратить внимание на просчёты. Это упражнение можно проводить достаточно часто. Потренировавшись на уроке, целесообразно перейти к неделе, четверти. Учащиеся при этом будут чувствовать себя активными субъектами процесса обучения.2. Цель: научиться плодотворно работать в сотрудничестве с одноклассниками.Чаще использовать такие формы работы, как парная, групповая. Но есть один нюанс: каждый ученик из группы отвечает только за себя и получает индивидуальную оценку.3. Цель: научиться работать самостоятельно, ответственно и честно.Можно использовать на любом этапе с любыми заданиями. Учитель доносит до учащихся задание и уходит из класса на определённое время. После возвращения выборочно проверяет его выполнение.      Упражнения такого рода можно использовать не только для подготовки детей к Дальтон-занятиям, но и в обычной практике.                                       Приложение № 2 

Задания по английскому языку для 5 класса

II четверть

Темы: Семья             Притяжательный падеж существительных             Числительные  

Цели:

1. Узнать новые слова по теме «Семья» и научиться их применять в сочинении, употреблять в речи, переводить без словаря, уметь писать без ошибок.

2. Познакомиться с таким грамматическим явлением, как притяжательный падеж существительных, уметь применять его в предложениях.3. Знать, как образуются количественные числительные от 20 до 1000; повторить количественные числительные от 0 до 20; знать, как образуются порядковые числительные, уметь употреблять их в предложениях.4. Научиться работать с дополнительной литературой по предмету; использовать компьютер для усовершенствования знаний.5. Овладеть умением рационально распределять время.6. Больше узнать о своей семье, её традициях.         Задания I уровня (средний) I

Тема:

Семья1)      Используя а) Русско-английский словарь                          б) учебник В. П. Кузовлева для 5 кл. «English»                          в) журнал «EasyEnglish» 2003, № 4                          г) диск «Английский для детей. Я и моя семья. 4-9 лет» “Руссобит-М”Записать в словарь новые слова по теме «Семья», выучить их.2)      Решить сканворд по теме «Семья»3)      Выполнитьупражнения в ActivityBook (AllAboutMe) №5 стр.116, №12 стр.119. IIТема: Числительные1)      Используя  диск «Английский для детей. Я и моя семья.4-9 лет», повторить количественные числительные. Для их закрепления воспользоваться игрой «Телефон».2)      Выяснить, сколько лет каждому члену вашей семьи. Записать в тетрадь полным английским предложением. (Учебник В. П. Кузовлева «English» стр.131; журнал «EasyEnglish» 2003,№4 стр.8)3)      Познакомиться с порядковыми числительными. Чем они отличаются от количественных ?(Учебник В. П. Кузовлева «English» стр.304-306)4)      Нарисовать в тетради и заполнить таблицу датами рождения членов своей семьи.     

January

February

March

April

May

June

July

August

September

October

November

December

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

For example: I was born on the 9th of June.

 III Тема: Притяжательный падеж существительных1)      Выполнить упр.3, стр. 55 Work Book (“Easy English” 2003, №4 стр. 3 «Саксонский родительный падеж»; Учебник В. П. Кузовлева «English» стр. 298)2)      Разработать своё собственное упражнение для тренировки употребления притяжательного падежа существительных, используя лексику по теме «Семья», порядковые и количественные числительные. Распечатать (либо написать) карточки с данным упражнением по количеству учащихся в твоём классе. Организовать выполнение данного упражнения учащимися твоего класса на конференции. Проверить и оценить работы.                        Задания II уровня (сложный )          I Тема: Семья1)      См. 1 задание 1 уровня.2)      По аналогии со статьёй учебника В. П. Кузовлева «English» 5кл. стр.130 нарисовать генеалогическое дерево своей семьи. II Тема: Числительные1)      Игра «Жираф» на диске «В гостях у кролика» Для детей от 6 и до 99 лет “Руссобит-М”.2)      Представь, что ты автор учебника 5 класса по английскому языку. Напиши статью по теме «Количественные и порядковые числительные», сравнив следующие материалы:         Учебник В. П. Кузовлева «English» стр.304-305         “EasyEnglish” 2003, №4 стр.1         KenWilson, JamesTaylor “BeginnerProspects” WorkBook, UnitIIПараграф вашего учебника должен быть лаконичен, доступен, содержать интересные сведения для учащихся. Подберите 2-3 упражнения к вашему параграфу. Организуйте выполнение одного из них учащимися вашего класса на конференции. Проверьте и оцените работы. III Тема: Притяжательный падеж существительныхСравнить указанные материалы:         Учебник В. П. Кузовлева «English» стр.298         “EasyEnglish” 2003, №4 стр.3 Выполнить упр.1(А, В) на стр.4 Work Book “English III” И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной. IV СочинениеНаписать сочинение на тему «My Family», используя новые слова, количественные и порядковые числительные, притяжательный падеж существительных.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр...

Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГО...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

Игровая технология обязательно включает следующие компоненты:- мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности;- ориентационный компонент связан с принятием уч...

Статья «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС»

Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательс...