Функции УУД Эссе
статья по иностранному языку

Филиппова Наталья Алексеевна

Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, что современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. 

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед нами новые цели. Теперь учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений:

1) Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

2) Формировать у детей мотивацию к обучению.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить различные способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями и быть готовым к продолжению образования.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_n.a._zadanie_6.3.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:  «Функции УУД»

Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, что современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед нами новые цели. Теперь учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений:

1) Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

2) Формировать у детей мотивацию к обучению.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить различные способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями и быть готовым к продолжению образования.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

По сути, происходит переход:

от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;

от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,

к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД , которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Я считаю, что одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.

Основное овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.


С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? Далее обучающиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.)

Проводя урок окружающего мира по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по-разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

-регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

- А если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Каждый урок я стараюсь планировать, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

При объявлении темы урока, целей моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. Так, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 

Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 

При самооценке работ учащихся после решения учебной задачи предлагаю на полях нарисовать цветовой смайлик и оценить себя по определённым критериям: правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу смайлик. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 

Или при изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. 

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке: 

- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; 

- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше 

времени, чем при фронтальной работе; 

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 

учащихся; 

- возрастает сплочённость класса; 

- ученик более точно оценивает свои возможности; 

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и т.д.; 

- формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

Для данных видов работы ребята выработали свои правила: 

1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 

2. Вы уважаете мнение каждого участника. 

3. Шум может быть только рабочим. 

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 

Таким образом, наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Моя задача: найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся, помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. А главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы

В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...

Направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе

В статье определены основные направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе...

Развитие психических функций у учащихся начальных классов

Пояснительная записка к мультимедийному продукту " Развитие психических функций у учащихся начальных классов".Предлагаю для учителей начальных классов комплекс упражнений, развивающие психические функ...

Строение и функции речевого аппарата

Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

Условия реализации воспитательных функций коллектива

Одна из важнейших  закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осущест¬влять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в...

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...