«Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности , методы и приемы становления основных функций речи у младших школьников.»
учебно-методический материал по русскому языку
Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 720.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1538»
Доклад
«Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности , методы и приемы становления основных функций речи у младших школьников.»
Выполнила : учитель начальных классов
Минаева Татьяна Юрьевна
В современной психологической и психолингвистической литературе коммуникативная компетенция рассматривается как степень удовлетворительного овладения определенными формами общения, поведения, как результат учения. Коммуникативная компетенция имеет в виду не только теоретические знания, но и навык, свободное владение речью.
В методике преподавания русского языка коммуникативная компетенция – термин, обозначающий знание языка ( родного т неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи-говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой лтчности; приобретается в результате естественной речевой деятельности, в результате специального обучения.
Другой важной функцией речи является сигнификативная (от англ. significate — обозначаю). Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного понимания. Однако (и в этом заслуга Л. С. Выготского) значение словесного знака — не застывший в одних границах комплекс признаков, а развивающаяся сфера: от простого и наиболее сильного к сложному и скрытому, от ребенка к взрослому, от низкого интеллекта к высокому. Такое развитие дает возможность совершенствовать саму систему знаков и самому носителю языка углублять и совершенствовать свои представления о знаках.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.
1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.
Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.
Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.
Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:
- расширить детский словарь;
- пассивный словарь сделать активным;
- обогатить речь ученика образными словами и выражениями
Работа над словами с непроверяемым написанием является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников.
Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями.
1. Первичное восприятие слова или группы слов
2. Закрепление правописания слова или группы слов
3. Контроль и учёт полученных знаний
Виды работы см . Приложение 1
По методике С.Н.Лысенковой составила 11 блоков:
- Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал,
- Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.
- На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг, каток.
- Наш огород: ягода, яблоко, земляника, огурец, помидор, капуста, урожай, пшеница, береза, осина.
- Школа: ребята, класс, девочка, мальчик, товарищ, дежурный, ученик, ученица, много, учительница, директор.
- Завод: машина, завод, рабочий, работа, народ, лопата.
- Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, соловей.
- Зимой: мороз, ветер, иней, суббота, коньки.
- В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги.
- Животные: корова, заяц, собака, лисица, медведь, медведица.
- Цвета радуги: желтый, черный, сиреневый, оранжевый, фиолетовый.
Каждый блок – альбомный лист, который вывешивается на неделю в классе. Работа проводится по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может
менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (5 – 10 – 15 слов из первых трех блоков).
Приведу работу по блоку 2.
Понедельник (см. план)
Значение слов берем из Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.
Москва – город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. В Москве находится наше правительство.
Родина – место, где человек родился, живет (малая родина).
Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки и культуры.
Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.
Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.
Вторник.
Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-ли-я.
Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.
Среда.
- Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.
- Москва, москвичи, московская, москвички.
Родина, родить, родня
Город, городской, городок.
Деревня, деревушка, деревенский, деревенька.
- Москва – столица нашей огромной России.
Моя большая Родина – Россия.
Моя бабушка живет в деревне Васильки.
Фамилия моей подруги Лапушкина.
(работа проводится устно).
Четверг. Письменное составление рассказов.
Пятница.
Моя Родина – Россия. Россия – большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России – Ельцин Борис Николаевич. Я родился в городе Ульяновске. Это моя малая родина. В России много больших городов и малых деревень. Фамилия моего дедушки Антипов.
Лучшие рассказы помещаем в тетради «Лучшие творческие работы»
В конце учебного года учащиеся орфографически озвучили все слова из своих словариков и записали (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших класса
Работу на уроках обучения грамоте начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
- Отчетливо и быстро прочитай слоги: за-зо-зы-зэ-зу.
- Доскажи строку: та-та-та – у нас дома чистота.
- Доскажи слово: ма-ма-ма – дома я (сама), му-му-му– молоко (кому?)
Чтобы научит детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, систематически использую на уроках чистоговорки, которые необходимы детям в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом) темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
1. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу, жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого использую такие упражнения:
Правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок: белые бараны били в барабаны.
В развитии дикции у первоклассников помогают мне и загадки. Заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.
Ж – Жу-жу, жу-жу | С (Сь) – Длинная шея, |
На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, так как слог – ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.
Упражнения, которые я провожу на уроках, направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог:
Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания:
Бу-бы-ба – из окна торчит тру…(ба), ду-до-да – гудят прово…(да)
Для разучивания скороговорок детям предлагаю следующую памятку:
Как разучивать скороговорку:
1. Прочитай скороговорку медленно.
2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук повторяется много раз?
4. Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз. Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.
Детям очень нравится читать и сочинять чистоговорки:
На уроках использую следующие игровые приёмы:
- Эмоциональные речевые разминки Эмоциональные речевые разминки:
Лиса читает стихотворение: « На го[л]е А[л]а[л]ат [л]астёт к[л]упный виног[л]ад. Доктор выписывает лекарство – скороговорку : «Проворонила ворона воронёнка». Дети произносят скороговорку хором по рядам, в парах, выделяют повторяющийся звук [р], характеризуют его.
Или такая речевая разминка:
Учитель: «Перед вами два рисунка. На одном рисунке изображён грустный щенок, на другом – весёлый. Нужно составит рассказ или диалог.
- Почему ты такой грустный?
Примерные ответы детей:
- Я потерял кость.
- Я поранил лапу.
- Меня обидел хозяин.
Что тебя обрадовало?
Примерные ответы детей:
- У меня хорошее настроение, потому что мне дали большую кость.
- Меня похвалил хозяин.
- Я догнал кошку, которая дразнила меня.
- Игра «Тренируем эмоции».
Нахмурьтесь:
- как осенняя туча;
- как злая волшебница;
- как рассерженный человек.
Улыбнитесь:
- как хитрая лиса;
- как будто увидел чудо;
- как радостный ребёнок;
- как кот на солнце.
- Игра «Слово – магнит».
Слово – магнит - -это «цветы». Какие слова притягиваются к этому слову? (Красивый, душистый, букет, яркий, стебелёк, лепестки, зелёная, ножка, жёлтый, глазок, садовый, луговой, полевой, лекарственный).
- Игра «Угадай по описанию».
Ведущий описывает цветок, дети показывают карточку с изображением растения или называют цветок.
- Размышление над положительной и отрицательной окраской слова.
- Поразмышляйте о положительной или отрицательной окраске слова. Разделите лист на две части. Слева напишите слова, которые вызывают положительные эмоции, справа - отрицательные эмоции.
+ | - |
конфета | зло |
солнце | гнев |
праздник | страшно |
мама | война |
- А теперь составьте предложение, которые бы отражали положительные и отрицательные эмоции. (Мне весело, когда все радуются, мама с папой шутят. Я очень рада приходу бабушки).
- Лесенка из слов.
Из слов (имён существительных) составлена лесенка, в ней 12 ступенек.
А
Ар
Азу
Аист
Актёр
Аромат
Абрикос
Акустика
Агрономия
Арифметика
Артиллерист
Автомобилист
Все слова начинаются на букву «а», в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем. Попробуйте составить такую же лесенку, начиная с гласной буквы «и». У кого получится больше ступенек?
- Составление тематического словарика на тему: «Лето».
- Назовите слова на тему «Лето». (Солнце, отдых, пляж, море, цветы, велосипед, ролики, мороженое).
- Назовите слова на тему «Книги». (Приключения, фантастика, читатель, библиотека, сказка, писатель, поэтесса).
- Игра «Четвёртый лишний».
- Март, апрель, декабрь, май. (Декабрь).
- Капелька, ручеёк, листопад, проталины. (Листопад.)
- Сугробы, проталины, подснежники, солнышко. ( Сугробы.)
- Игра «Кто быстрее?»
На карточках – 2 ряда слов, в каждом ряду – равное количество одушевлённых и неодушевлённых существительных. Дети получают следующее задание: подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос «кто?» - синим маркером, а на вопрос «что?» - зелёным маркером.
- Игра «Кто больше придумает?»
Класс делится на две команды и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам). Необходимо написать как можно больше имён существительных. Выигрывает команда, которая напишет больше всех имён существительных.
Эти и другие игры закрепляют учебный материал, посредством игровой мотивации, развивают воображение, смекалку, устную и письменную речь, умение работать в группе.
Умение строить разные предложения являются фундаментом развития связной речи. В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование указанного умения осуществляется на практической основе через систему разнообразных упражнений:
- Чтение образцов предложений с отработкой выразительного чтения.
- Анализ предложений с выяснением их значения.
Уже на уроках обучения грамоте дети знакомятся с отдельными признаками предложения, а именно: предложение выражает законченную мысль, в предложении всегда о чём – то говорится. Усвоение этих признаков предложения осуществляется через постоянный анализ предложений с помощью смысловых вопросов:
- О чём говорится в предложении? Что говорится? Именно эти вопросы в последующем будут служить основным приёмом самостоятельного распознавания учащимися предложений в контексте.
- Упражнение «Живые слова» (можно выполнять в группах). Командам даются слова, записанные в разброс. Даётся задание: поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение. (бабу, дети, снежную, вылепили, большую). Предложение: «Дети вылепили снежную бабу».
- Упражнение, в которых вставляется в предложение пропущенное слово:
...вьют гнёзда. Рыбаки…рыбу. …грызёт морковку. Птицы поедают … .
- Составление предложений заданной структуры. Как правило этот приём использу-
ется в ходе практического обучения учащихся употреблению в речи определённых синтаксических конструкций, которые являются новыми для них или редко и не совсем грамотно применяемыми. Хорошо при организации такой работы пользоваться не только устными образцами (продолжите :Мальчик плакал, потому что… , примерное продолжение: «Мальчик плакал, потому что упал и ушибся»), но и соответствующими схемами предложений:
, потому что ________ . (На дороге стояли лужи, потому что недавно прошёл сильный дождь.)
- Распространение простого предложения с помощью вопросов.
Предложение : Дети вылепили бабу. Учитель задаёт вопросы:
-Вылепили где?
- Бабу какую?
- Дети, отвечая на них, составляют более объёмное предложение: « В центре двор дети вылепили большую снежную бабу».
- Составление предложений: «Чем вы можете заняться летом?» Допишите предложения.
(Читать) …книгу, кататься на ..(велосипеде), плавать …(на лодке), играть … (с мячом).
(Летом я буду читать любимую книгу. Я буду целыми днями кататься на велосипеде с другом. Я люблю с папой плавать на резиновой лодке. Летом мы с подружками часто играем с мячом).
- Языковая игра «Бесконечное предложение».
Каждый называет по одному слову так, чтобы получилось предложение. Начинаем со слова «слон».
Слон.
Слон выступает.
Слон выступает в цирке.
Огромный слон выступает в цирке.
- Крылатые выражения.
- Вспомните пословицы и крылатые выражения о волке.
( Волков бояться - в лес не ходить.
Волки сыты, и овцы целы.
Волки ноги кормят.
Волк коню не товарищ.
Хоть волком вой.
Волк в овечьей шкуре.)
- Преврати предложения в яркие, праздничные и красивые.
Перечисленные упражнения способствуют формированию умения выделять предложения в устной речи, обозначать его границы на письме, ясно и точно выражать свои мысли в предложении, выбирать для этого нужные слова.
Упражнения со словом и предложением относятся к разряду подготовительных – это лишь определённые ступени на пути развития связной речи.
Успех уже первых изложений и сочинений учеников будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями: насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики.
В 1 – 2 классах раскрываются основные признаки текста: целостность и законченность сообщения (единство темы, наличие основной мысли и её развитие, строение (структура) текста, его связность и членимость на микротемы – абзацы). На уроках русского языка дети получают представление о стилях речи ( разговорный, научно – деловой, художественный) , о типах речи (повествование, описание, рассуждение).
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
- Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
В своей работе на уроках литературного чтения я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
- Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
- Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Учебный процесс подразумевает развитие речи на всех уроках, в том числе и на уроках математики При изучении математики особую важность играет умение логически мыслить и правильно рассуждать. Таким образом, речевая деятельность учителя должна носить информационно познавательный, коммуникативный, стимулирующий характер, постоянно и целенаправленно способствовать речевому развитию младшего школьника.
Все предлагаемые упражнения можно дифференцировать по следующим темам:
- Работа с числовыми выражениями.
- Работа с условием задачи.
- Работа с геометрическим материалом
Работа с числовыми выражениями.
Работа с числовыми выражениями, ведётся по 2 направлениям:
1 направление: Чтение числовых выражений разными способами. При этом использовались разные формы работы:
- чтение числовых выражений учащимися выбранным ими способом
- чтение числовых выражений учащимися способом, который предлагает учитель, бросая ребятам мяч (игровая форма снизит нежелание детей читать выражения способом, который труден для того или иного ученика)
- чтение числовых выражений учащимися способом, который они вытащили из сюрпризного конверта и т.д.
«Сюрпризный конверт»
У каждого из учеников на парте лежит конверт. В конверте написан способ или способы чтения данных числовых выражений.
- чтение числовых выражений учащимися всеми перечисленными способами
2 направление: Соотнесение словесной записи числовых выражений и знаковой.
Задания могут быть разной степени сложности:
- Одной знаковой записи будет соответствовать 1 словесная запись.
- Одной знаковой записи будут соответствовать 2-3 словесные записи.
- Знаковой записи не будет соответствовать словесная запись.
- Исправление ошибок в словесной записи числовых выражений.
- Самостоятельная запись словесной формулировки числовых выражений.
Работе с числовыми выражениями необходимо уделять особое внимание. Чтение числовых выражений разными способами способствует более интенсивному развитию звуковой стороны речи и обогащению словарного запаса учащихся; формированию правильного произношения и употребления математических терминов (их понимание и умение объяснить значение этих терминов); формированию умения составлять связное высказывание, а также усвоению правильного написания математических терминов при работе по соотнесению словесной записи числовых выражений и знаковой.
Рассмотрим примеры основных видов заданий, которые были использованы нами в процессе обучения.
Прочитайте числовые выражения, используя ключевые слова.
12-5 | 9+4 | 11-6 | 13-4 |
6+8 | 7+6 | 14-5 | 15-6 |
|
второе слагаемое… |
Учащиеся способ чтения выбирают сами.
4. Вычислите сумму и разность.
7 и 7 | 6 и 6 | 8 и 6 | 9 и 7 |
Выполнение задания требует знаний о сумме и разности чисел. Для дополнения данного задания можно предложить прочитать полученные числовые выражения разными способами (в данном задании не более 2 способов). Рекомендуется использовать форму работы «сюрпризный конверт».
Нахождение значения числовых выражений, соответствующих словесной формулировке.
5+7 | 9-4 | 10+9 |
3+4 | 7+7 | 14-6 |
12-10 | 6+5 | 12-5 |
10-5 | 5+3 | 7+9 |
9+3 | 8+7 | 11-5 |
Учащиеся должны найти значение только тех числовых выражений, которые будут указаны на доске или на карточке.
- Вычислите сумму чисел семи и пяти.
- Уменьшаемое двенадцать вычитаемое десять найдите разность.
- Три прибавить к пяти получится…
- Вычислите разность чисел одиннадцати и пяти.
- Если девять уменьшить на четыре, то сколько получится…
- Если три увеличить на четыре, то сколько получится…
Если у учащихся возникают трудности, то составьте коллективно план работы по данному заданию.
План работы.
- Прочитайте записанные числовые выражения с помощью цифр и знаков действий.
- Прочитайте 1 словесную формулировку из карточки.
- Найдите соответствующую знаковую запись.
- Найдите значение данного числового выражения.
Так как примеров достаточно много, то можно сделать несколько вариантов карточек.
Работа с условием задачи.
Учитель может использовать формы работы с условием задачи, такие как:
- Составление вопроса или вопросов к условию задачи.
- Составление текста задачи по рисунку.
- Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста
Полагаю, что такие формы работы с условием задачи нужно использовать как можно чаще. Такие упражнения могут быть полезны для развития связной речи. Рассмотрим несколько примеров работы с условием задачи.
Составление вопросов к условию задачи.
Данный вид предполагает две формы работы:
1. Составить вопрос, но вопрос уже обозначен словом «сколько».
Коля набрал в шахматном турнире 5 очков, а Серёжа на 3 очка больше Коли. Сколько очков набрали оба мальчика? Сколько очков набрал Серёжа? На какой из этих вопросов легче ответить и почему?
Данное задание предполагает разбор и выбор решения задачи в зависимости от поставленного вопроса.
Предлагается, условие задачи записать на доске, а вместо слов в вопросе поставьте многоточие.
Задача. Коля набрал в шахматном турнире 5 очков, а Серёжа на 3 очка больше Коли. Сколько…?
Учащимся предлагается прочитать задачу и самим придумать вопрос к данному условию. Вопросы, которые предлагают дети, записываются на доске. Затем производится сравнение и анализ поставленных вопросов.
Так как вопросы могут быть определены, не в том порядке как решается задача, то необходимо отметить последовательность вопросов и принятие решения. Чтобы выяснить данную последовательность проводится анализ каждого из вопросов.
Вопрос: « Сколько очков набрали оба мальчика?» Выясняется у учащихся, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос (сколько очков набрал каждый из них). Если что-то из нужных данных неизвестно, значит, на вопрос нет возможности ответить сразу. Следовательно, этот вопрос не может быть первым.
Вопрос: «Сколько очков набрал Серёжа?» Работа аналогичная. Здесь выясняется, что сразу ответить на этот вопрос можно, нужно только выполнить необходимое действие. Следовательно, этот вопрос будет первым.
2. Составить вопросы, но дано только условие.
Например.
Задача. Папа нашёл в лесу 6 маслят, а подосиновиков 8. Придумай вопросы к данной задаче.
Вопросы, которые предлагают ученики, записываются на доске, с целью последующего возвращения к ним и перечитывания.
Если условие задачи позволяет поставить несколько вопросов, то обязательно проводится сравнение способов решения задачи. Так как вопросы могут быть составлены, не в том порядке, в каком решается задача, то необходимо отметить последовательность действий.
Пример: 1. Сколько всего грибов нашел папа? 2. На сколько меньше нашел папа маслят, чем подосиновиков? 3. Насколько больше подосиновиков нашел папа, чем маслят?
Составление текста задачи по рисунку.
Детям демонстрируется рисунок и дается задание: «Составь и реши задачу». Если такая задача входит в содержание урока её необходимо решить.
Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста.
Например.
Задача. На вешалке висят шляпы и шапочки. Шляп - 9, а шапочек на 5 меньше, чем шляп. Сколько шапочек на вешалке? Сколько всего головных уборов на вешалке?
Можно разделить данный текст задачи на части и запишите их на доске.
-На вешалке висят
-Шляп – 9 штук
-Сколько шапочек на вешалке?
-а шапочек на 5 меньше, чем шляп.
-шляпы и шапочки
-Сколько всего головных уборов на вешалке?
Учащимся предлагается восстановить порядок предложений, а затем прочитать полученный текст. После того как задача прочитана, разбор задачи и её решение проводится как обычно.
Работа с геометрическим материалом.
В 1 классе геометрический материал представлен не так широко, как в последующие годы обучения, но он достаточно разнообразен. Представленные задания направлены на обогащение словарного запаса ученика. Работа с геометрическими фигурами проводится на уровне ознакомления и узнавания.
Предлагается учащимся внимательно рассмотреть орнамент; выяснить, из каких геометрических фигур он состоит; попросить учащихся сосчитать, сколько одинаковых фигур находится в орнаменте. После этого предлагается раскрасить орнамент.
Напиши названия фигур.
Работа с названиями геометрических фигур. Расширить данное задание, можно подготовив названия фигур на карточках печатными буквами.
угольник |
прямая |
отрезок |
треугольник |
кубик |
квадрат |
На доске начерчены данные фигуры. Учащиеся должны сопоставить чертёж и название. Необходимо вспомнить, почему так называются или отличительные признаки данных фигур. После этого можно записать названия фигур в тетрадь письменными буквами
Использование игр, ребусов. логических задач, дополнительного материала на уроке математики см. в приложении 3
Заключение.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....
Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Данная статья будет полезна учителям начальных классов....

Методы и приемы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Методическая разработка раскрывает проблему формирования навыка смыслового чтения у младших школьников с ЗПР во внеурочной деятельности. В разработке теоретически обоснована и экспериментально доказан...



