Организация внеурочной деятельности в начальной школе
опыты и эксперименты по иностранному языку (1 класс)

Мой опыт организации внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе с использованием УМК "Family and Friends" Oxford University Press

Скачать:


Предварительный просмотр:

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Актуальность разработки и создания программы по внеурочной деятельности обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Педагогическая целесообразность  данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

В основе лежит УМК по английскому языку для начальной школы “Family and Friends 1”, автор Наоми Симонс ( Oxford University Press, 2009 г.)

Иностранный язык, как предмет, вводится со 2 года обучения ребенка в школе. Данная программа помогает школьнику познакомиться с предметом заранее, а также развить интерес к его изучению.

Процесс обучения построен таким образом, что ребенок встречается и возвращается к пройденному материалу на протяжении всего курса, что повышает эффективность обучения.

Дети имеют разный стиль обучения. Одни учатся лучше, когда видят материал (визуал), другие - на слух (аудиал), третьи - путем чтения и записи, а четвертые - с движением (кинестетические учащиеся). “Family and Friends” использует все эти подходы, чтобы помочь каждому ребенку реализовать свой потенциал.

В процессе участия в моделируемых ситуациях общения, играх (в том числе и подвижных), в ходе овладения языковым материалом английского языка у младших школьников развиваются речевые, интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение.

Деятельностный характер, положенный в основу программы, соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.д.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.

Одной из целей программы является обучение ценностям (нравственное воспитание). Таким образом, обучение фокусируется не только на развитии языковых навыков и речевых умений учащихся, но и на самом ребенке, помогая ему осознать:

- Сообщество – правила поведения в обществе, подчинение и следование школьным правилам, понимание потребностей людей и других живых существ, понимание того, что улучшает или наносит вред их среде, участвуя в жизни класса и школы;

-  Здоровье и гигиена – основы здорового питания, осуществление личной гигиены, правила безопасности на дороге и во дворе;

- Общение – умения слушать собеседника и окружающих, совместно играть и  работать, быть щедрым, признавать и уважать различия и сходства между людьми, помогать в нужде.

Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая и массовая.

Виды деятельности:

  •  игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • прослушивание и разучивание песен и стихов;
  • проектная деятельность;
  • выполнение  упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

Длительность занятий – 30 минут, 1 раз в неделю (33 часа).

Место проведения  занятий:

Занятия проводятся не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Почему я остановилась на данном УМК.

УМК состоит из: учебника, рабочей тетради, книги для учителя, cd с песнями, чантами  и диалогами; в комплект учителя входит книга с тестами, флеш-кардс, постеры, фонетические карточки.

Учебник красочный, преобладает большое количество картинок, очень хорошо структурирован - каждый юнит разбит на 4-6 уроков (введение новых слов через диалоги, грамматика, фонетика и разноообразные skills). Каждый урок занимает ровно одну страничку. В конце учебника словарь с картинками. Точно также структурирована рабочая тетрадь - каждому уроку учебника соответствует страничка рабочей тетради. После каждых 3-4 уроков - тест на повторение и закрепление всего пройденного. Много песен и чантов. К каждому юниту предоставлены флеш-карты, что помогает в изучении новой лексики и фонетики. Есть CD-ROM  с интерактивными упражнениями, что дети очень любят.

В книге для учителя подробно описан УМК, как с ним работать, как работать с юнитами, расписан весь урок, даны рекомендации по проведению каждого урока, игр и песен, предложены optional activities – оптимальные упражнения в зависимости от ситуации.

На протяжение всего курса действуют одни и те же герои – семья, с которыми учащиеся знакомятся на первом занятии. Они помогают в введении новой лексики, в отработке грамматики.

Однако у детей учебников нет. Все изучение идет в устной форме. У них же есть диски с песенками и диалогами. Я распечатываю и раздаю нужные мне странички из рабочей тетради, книги с тестами и также дополнительный материал. Да, дети выполняют домашнее задание, но им это нравится.

Почему Family and Friends и Как я работаю.

УМК «Семья и друзья» (Family and Friends) - совместная продукция российского издательства «Релод» и британского издательства «Oxford University Press», является учебным пособием по английскому языку для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений с углубленным изучением английского языка и создано при непосредственном участии российских учителей, методистов и рецензентов. Содержание УМК отвечает требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам Совета Европы.

Вся линейка УМК разрешена к использованию в государственных образовательных учреждениях.

Сам курс состоит из 6 уровней, я же, в виду того, что внеурочная деятельность по иностранному языку ведется только в 1 классе, взяла за основу 1 уровень, который помогает мне подготовить детей к «обязательному» изучению иностранного языка во 2 классе. Т.е., когда дети приходят во 2 класс, мне уже легче в плане подготовительной работы, я беру несколько часов на повторение тех же цветов, цифр, букв алфавита, фраз речевого обихода, что помогает мне делать больший упор на более трудном материале, что, на мой взгляд, облегчает работу учителя и детей, экономит время. Мне нравится то количество игр, песен и интересных, разнообразных форм деятельности, которые представлены в УМК. Еще одной из причин, по которым я остановилась на данном курсе, является его наиболее приближен по лексическому и грамматическому содержанию с УМК Верещагиной, по которому обучаются дети со второго класса. Раньше ребята обучались по УМК Биболетовой, но в связи с тем, что  в УМК Школа Росси, данный учебник не входит, мы вынуждены были перейти на учебник Верещагиной, который предназначен для школ с углубленным изучением языка. Таковой школа у нас не является, поэтому мы приняли решение, что детей нужно подготовить к изучению ия, чтобы им было легче.

Программа по внеурочной деятельности предполагает 34 недели, т.е. всего 34 урока, в то время как каждый юнит состоит из 6 уроков, а юнитов 15. Что же я сделала. Я решила разбить юнит на 2 урока, т.е.на первом уроке я ввожу лексику, отрабатываем с детьми диалоги, учим песню. На втором идет повторение лексики, отработка грамматики и изучение букв – фонетики. Через несколько уроков, примерно 2-3, мы повторяем весь пройденный материал в форме игр, интерактивных упражнений, песен, а также тестов.

Детям нравится данный курс из-за красочности, насыщенности играми и песнями, другими activity, родители довольны, что дети изучают ия с 1 класса.

Однако ребята не просто изучают иностранный язык. Мы объединяем 1,2,3 классы в проведении разнообразных мероприятий. Например, при проведении недели иностранного языка в школе, ребята из 1 класса совместно с другими учащимися участвуют в небольших сценках, читают стихи, поют те же песни, что изучают на занятиях по внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится отчет о проделанной работе в форме викторины-концерта, где дети показывают все, чему они научились за год: выполняют различные задания по фонетике, грамматике, лексике, строят диалоги, разыгрывают ситуации. Все это в игровой форме. В конце, как итог, проводится концерт: рассказывают стихи, поют песни, дарят рисунки гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе . ФГОС...

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....