Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
статья по иностранному языку

Бакунева Светлана Вячеславовна

Проблема формирования творческой активности школьников в учебном процессе является предметом глубокого психолого-педагогического и социального исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vak_1.doc20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья аспиранта кафедры педагогики Чеснокова С. В.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Проблема формирования творческой активности школьников в учебном процессе является предметом глубокого психолого-педагогического и социального исследования. Сегодня теория образования и обучения из узко-научной области, занимающейся тем, чему учить и как учить, стала целенаправленно разрабатывать вопросы: как готовить человека, который отвечал бы потребностям современного общества, как формировать в нем общественную личность нового поколения?

Особенности современного движения педагогической и психологической наук создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать, не добиваясь интереса учеников, активности, творческого подхода к учебной деятельности.

Все сказанное говорит об актуальности проблемы формирования познавательного интереса и творческой активности школьников в учебном процессе. Разработка этой проблемы обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний путем самообразования; воспитывать его внутренние побуждения расширять свой интеллектуальный кругозор, чтобы стать не только хорошим специалистом, профессионалом, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности.

Цель данного исследования заключается в выявлении педагогических условий на уроках английского языка, реализация которых способствует формированию творческой личности младших школьников.

Объект исследования – уроки английского языка, как условие развития творческой активности младших школьников.

Предмет исследования – формирование творческой активности учащихся младшей школы на уроках английского языка.

В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о резерве детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы взрослого свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости. Иногда эта умственная и нравственная зрелость не совпадает с теми задачами, которые решаются на школьном уроке. Детям становится неинтересно на уроке, особенно это становится явным, когда педагог не отступает ни на шаг от программы, и тем самым происходит разрыв между содержанием того, что предлагает детям взрослый и реальными возможностями самих учащихся. Таким образом, мы полагаем, что использование современных методов преподавания английского языка, таких как метод проектов, эмоционально – смысловой метод, лингвосоциокультурный и метод другие, наиболее приемлемы в данных ситуациях.

Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности.

В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

Главными условиями умственного развития младших школьников является:

  • Повышенная впечатлительность и внушаемость.
  • Желание подражать действиям и высказываниям взрослых.
  • Стремление к повторению того, что вызвало интерес, любопытство, положительные эмоции.

Способствует проявлению творческой инициативы младшего школьника поощрение его успехов и достижений. Большое значение на развитие творческих возможностей младших школьников влияет сочетание теоретической и практической, самостоятельной деятельности, когда ребенок получает возможность проверить свои знания на практике, попробовать себя в практической деятельности. Если при этом он получает поощрение, это является огромным стимулом в развитии творчества ребенка.

Проявлению творческих способностей младших школьников способствует и наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание таких ситуаций на уроке, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослым.

Именно способность младших школьников подражать дает возможность педагогу использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих возможностей человека предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею настолько, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится привычкой.

Младшие школьники с удовольствием участвуют в следующих видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую может предложить им как педагог, работающий с ними, так и система работы всей школы по развитию творческих возможностей ученика.

Учитель, работающий с младшими школьниками, должен помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности, в подростковом возрасте сформировать привычку работать достаточно сложно, если она не была сформирована в начальной школе.

Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:

1)  задания, направленные на развитие творческих способностей;

2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей.

Из этого мы можем выявить следующие условия:

  1. раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.
  2. различные методы (метод проектов, эмоционально – смысловой метод, лингвосоциокультурный метод, диалогические формы обучения, организация дискуссий и т.д.).
  3. творческий потенциал самого учителя, его тактичность.

С первых дней в школе необходимо приучать, при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. [Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с., с.44].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировани...

Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

В связи с переходом на ФГОС НОО, педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие  ...

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческой личности впроцессе обучения и воспитания является одной из социально значимыхзадач современной школы....

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. УМК "Планета знаний"...

Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

Научная статья о  влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....