Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
статья (1 класс) по теме

Хамченко Зоя Викторовна

 

    В связи с переходом на ФГОС НОО, педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие   творческой личности в целом,  которая способна  инициативно и самостоятельно принимать решения, уметь свободно  выражать свои потребности и их реализовывать, обладает уверенностью в себе.  Однако по-прежнему,  основные  проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени   необходимо обращать внимание на  развитие воображения и творческой активности (Л.С. Выготский), которые должны выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_mladshikh_shkolnikov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности  младших школьников

на уроках литературного чтения

                                                Хамченко  Зоя  Викторовна                                                                

                    учитель начальных классов

                                      МБОУ СОШ № 1 г. Южно-Сахалинск

   

    В связи с переходом на ФГОС НОО, педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие   творческой личности в целом,  которая способна  инициативно и самостоятельно принимать решения, уметь свободно  выражать свои потребности и их реализовывать, обладает уверенностью в себе.  Однако по-прежнему,  основные  проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени   необходимо обращать внимание на  развитие воображения и творческой активности (Л.С. Выготский), которые должны выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки.  

       И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить и определяет такие черты творческой личности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2) видение новой функции предмета (объекта);
3) видение проблемы в стандартной ситуации;
4) видение структуры объекта;
5) способность к альтернативным решениям;
6) комбинирование известных способов деятельности с новыми [2, с.56].

       Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Поэтому возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников. Если  вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости, то у него есть шанс работать творчески. 

    Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

     Такими условиями являются:

1. Изменение роли ученика  - он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно - деятельностное взаимодействие учащихся и педагога, осознание взаимодействия как сотворчества.

2. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.

3. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.  

4. Корректная педагогическая помощь ребёнку. 

5.   Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.  Совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек; способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового, осознания   своих потребностей, мотивов, возможностей и т. п., что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

6. Межпредметность в процессе решения творческих задач.

7. Создание ситуации успеха (оценивается только успех).  

8. Самостоятельность выполнения творческого задания - необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников.  

      Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание «маленького писателя», обучение эстетическому восприятию действительности;  развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове. Следовательно, для формирования творческой активности первостепенное значение имеет развитие наблюдательности и восприятия. Проблема полноценного восприятия художественного произведения в начальной школе остаётся достаточно острой. Именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого  [5].    Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении. Под творчеством мы  понимаем  процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи.      

     Обучение чтению возможно только на культуронасыщенной основе и должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора, что, в конечном итоге, приводит к истинному наслаждению художественным текстом в ходе чтения, способствует творческому развитию личности учащегося.      Таким образом, деятельность учащихся по выявлению смысла текстовой информации должна также носить продуктивный, активный характер, а задания тогда можно определить  как  творческие.    

     Несмотря на то, что педагоги включают в свою деятельность различные педагогические условия развития творческой активности, практика показала, что детей действующих творчески мало. В связи с этим, на базе начальных классов в МБОУ СОШ № 1 проводилось исследование с целью   изучения    условий  для  развития творческой активности  младших школьников. Мы предположили, что развитие творческой активности  посредством литературной деятельности будет успешным, если использовать   систему творческих заданий.

     Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приёмов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

-  словесное развёртывание образов произведения;

-  театральная творческая деятельность;

-  изобразительная творческая деятельность  [3].       

     Авторы и разработчики УМК «Школа 2100»  предусматривают обязательное включение  системы творческих заданий на уроках литературного чтения, что способствует развитию творческого потенциала младших школьников [4].  Уроки  предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т д.    

     С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаю задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков.  Работу над произведением строю так: автор – художественный текст – читатель. Учу выражать «точку зрения» автора, героев и читателя. Работая с текстом, дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни. Возможны разные интерпретации, порой даже неожиданные.   Вариативность ответов – это показатель творческой читательской работы, рождения индивидуальных способов прочтения.

    Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребёнок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств. В работе с детьми я использую  приём    наблюдения за авторским     выбором слов в тексте, которое способствует последующему  определению  и придумыванию  собственных примеров слов, а затем употребление  этих выразительных  средств в собственной речи.
   Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является  замена слова   воображаемым образом: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь? Задание «Толкование слов»: даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

          Для развития творческих способностей детей  использую   приём  - интерпретация сказки, когда каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых заданий:
1). Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

2). Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

3). «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
4). Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)

5).Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь  и т.д.).
6). Прогнозирование сюжета - предлагается слушание с паузой.
        На уроках чтения ученикам следует предлагать разнообразные творческие задания: головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

          В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра  со  словами. Суть игры такова: выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы.  

   Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его пере -осмысления.   Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

      Приём «Задай вопрос» развивает умение задавать вопросы, который является способом диагностики   уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – требующие размышления, умения анализировать, привлечения дополнительных знаний.  Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
      Большое внимание на уроках уделяю  фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто.  Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное.  Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

     Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей: коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице;   выбор  сказки, к которой подходит пословица;  определение  пословицы, которая  выражает главную мысль сказки.

       Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок.   Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем.  Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приёмы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников»: выделять опорные слова из сказки;  решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки;   переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет; сочинение сказки по началу или по концу; создание собственной оригинальной сказки.    

      Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.  Во втором классе дети учатся составлять рассказы в научно-познавательном стиле. В ходе обсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются, осуществляется «сотворчество». В процессе этой работы критики оценивают соучеников, помогают уточнить чьё-то суждение и тем самым выступают в позиции «соавторов» сочинения.  

    Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель. Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя.  

   Нетрадиционные формы уроков литературного чтения также способствуют развитию творческой активности.  В своей работе я использую:   урок-сказка,  уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок  КВН, урок-игра, читательские конференции  и т.д. Они   вносят оживление,   повышают интерес, активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых он и не подозревал.

     В конце учебного года можно провести творческий день. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих способностей младших школьников, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит определённое задание. Это может быть: чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов, выставка рисунков,  рисованных диафильмов,   поделки, спектакли, сценки.  Активное участие принимают родители учащихся.

     Были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

- когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве, понимание сути творческих заданий;

- мотивационно - потребностный критерий  характеризует наличие интереса к творческим видам учебных заданий; 

- деятельностный критерий  выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

   После  применения системы  творческих заданий, выявленных приёмов   работы на уроках литературного чтения с текстом, а также полученных результатов диагностики  мы получили следующие   результаты:

1. Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в  программе  «Школа -2100» используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию.

2. Используемая на уроках литературного чтения система творческих заданий,  должна отвечать следующим требованиям: творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично–поисковым, а затем и к собственно–творческим;  система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

3. У  многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно–поискового характера. Они постепенно начали проявлять всё более высокую степень самостоятельности (что не могло не отразиться на других уроках). Научились задавать вопросы, находить на них ответы, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; прислушиваться к чужому мнению и высказывать своё; представлять картины, нарисованные автором, дополнять их, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.  Изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям: ребята стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности. Более ярко стали проявляться способности к фантазированию и воображению, умение облечь в слова мысли и фантазии.

   Таким образом, результаты работы позволили сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников.

       Используемая  литература

 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1992.

 2. Лейтес Н. Возрастная одарённость// Семья и школа.  № 9 1990. с. 31.

 3. Лилов А. Природа художественного творчества. М Искусство 1981г. 480с.   

 4. Образовательная система «Школа - 2100». Сборник программ.   М. «Баласс» 2010г.

  5. Пономарев Я. А. Психология творчества.  М.: Наука. 1990.