Психологические трудности школьного обучения в начальных классах.
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Михайлова Дарья Мирославона

В статье рассматриваются основные психологические трудности при обучении, с которыми сталкиваются младшие школьники на примере урока иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_trudnosti_mladshih_shkolnikov.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические причины трудностей школьного
обучения в начальных классах

Выполнила: Михайлова Дарья Мирославовна

План:

  1. Введение
  2. Понятие и содержание психологических трудностей в обучении.
  3. Трудности в младшем школьном возрасте.
  4. Влияние отметки на психологию младшего школьника.
  5. Заключение

Введение

В детстве мне очень нравился мультфильм о мальчике, который попал в Страну Невыученных Уроков. Там Виктор Перестукин (так его звали) столкнулся с трудностями и опасностями. Пережив немало приключений, и при горячей поддержке друга-кота мальчик справился со всеми задачами и вернулся домой уже совсем с другим отношением к учёбе.

Как говорится: «сказка ложь, да в ней намёк…». Страна Невыученных Уроков (у каждого ученика своя) обретает свои основные очертания ещё в начальной школе. И это неудивительно, ведь в 1-4 классах ребёнок осваивает одно из главнейших школьных умений – учится учиться. Именно в возрасте от 7 (а порой 6) до 11 лет закладывается основа будущей учебной успешности или не успешности, распределяются социальные роли в классе (лидер, хулиган, шут, отличник, аутсайдер и т.д.). Всё это можно изменить и переиграть, например, при переходе из младшей школы в среднюю или при переводе из школы в школу, но с каждым годом такая перемена даётся всё труднее. Поэтому начинаем сначала – с первых четырёх классов школы.

Понятие и содержание психологических трудностей в обучении.

Понятие «психологические трудности» состоит из двух частей. Рассмотрим их по отдельности.

Электронный ресурс https://academic.ru/ позволяет нам обратиться к различным словарям. Из предложенного списка наиболее подходящими мне показались следующие определения:

ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих., процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении (Большая медицинская энциклопедия)

ТРУДНОСТЬ, и, жен. обычно мн. Затруднение, препятствие. Трудности роста. Возникли трудности. Преодоление трудностей. (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).

ТРУДНОСТЬ – препятствие, преграда, барьер, затруднение, помеха, тяжесть, осложнение, проблема, загвоздка; мудреность, сложность, зацепка, непосильность. (Словарь синонимов)

Таким образом, под понятием «психологические трудности в обучении» мы можем понимать препятствие, преграду, барьер, затруднение, помеху, проблему и/или непосильность, возникшую в процессе обучения и связанную с восприятием и мышлением, сознанием и характером, речью и/или поведением учащегося.

Трудности, возникающие у ребёнка в процессе обучения можно условно разделить на психологические и обусловленные физиологическими особенностями. Рассматривая первые необходимо вскользь коснуться вторых, т.к. они взаимосвязаны. Например, необходимость носить скобки для исправления прикуса физиологическая особенность ребёнка, но она может вести к таким психологическими проблемам как неуверенность в себе, страх (мнимый и основанный на реальном поведении одноклассников) стать объектом насмешек. Так особенность внешности (причём особенность временная) может стать источником психологических трудностей личных, а вслед за ними и учебных. Если ребёнок не уверен в себе, он или она реже поднимает руку, менее охотно отвечает на вопросы учителя, старается избегать ответов у доски и т.д. Подобное поведение часто ведёт к снижению успеваемости, что в свою очередь вновь отражается на самооценке ребёнка. Разорвать этот круг ребёнок часто не в состоянии. Ему нужна помощь взрослых – родителей, учителя, психолога.

Рассмотрим трудности, возникающие у младших школьников.

Трудности в младшем школьном возрасте.

Классификация трудностей учебной деятельности младшего школьника и их психологических причин по Ануфриеву А.Ф., Костроминой С.Н:

Трудности учебной деятельности:

  • В письменных работах пропускает буквы (19,9%)
  • Невнимателен и рассеян (17,0%)
  • Испытывает затруднения при пересказывании текста (13,5%)
  • Неусидчив (13,1%)
  • Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%)
  • Постоянная грязь в тетради (11,5%)
  • Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)
  • Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%)
  • Плохо списывает с доски (8,7%)
  • Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8,5%)
  • Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)
  • Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)
  • Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)
  • Опаздывает на уроки (4,8%)
  • Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)
  • Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)
  • При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%)

Возможные психологические причины:

  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения планировать свои действия, умения выполнять задания по устной инструкции взрослого, умения действовать по правилу)
  • Низкий уровень развития произвольности
  • Низкий уровень объема и распределения внимания
  • Низкий уровень речевого развития,
  • Низкий уровень развития произвольности концентрации и устойчивости внимания, образного мышления, волевой сферы, логических операций (анализа, обобщения, систематизации)
  • Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
  • Заниженная самооценка
  • Возможные трудности в семье

Все эти трудности в отдельности или несколько сразу могут влиять на успеваемость учащегося.

Рассмотрим восприятие оценки и отношение к ней у младших школьников.

Влияние отметки на психологию младшего школьника.

Многие учащиеся начальной школы воспринимают оценку их работы как оценку их самих. В том числе поэтому в первом классе не рекомендуется оценивать детей каким-либо образом кроме поощрительных наклеек-стикеров-звёздочек и т.д.

В то же время отметка в современных условиях один из немногих сильных способов воздействия, доступных всем учителям. Это в том числе сигнал родителям, маяк указывающий верным ли курсом идёт детский корабль знаний, не заведут ли его коварные течения рассеянности и лени в Страну Невыученных уроков. К сожалению, есть родители, которым важны скорее не знания, а оценки. Такие родители не стесняются выпрашивать и даже «выбивать» эти оценки при помощи давления на учителей (особенно трудно в такой ситуации приходится молодым специалистам). Но ещё страшнее, пожалуй, когда успеваемость ребёнка в школе родителям безразлична.

Несколько лет назад у меня во 2 классе учился мальчик С. Этот мальчик имел множественные трудности не только по моему предмету, но и по остальным учебным дисциплинам. Он был невнимателен и рассеян, постоянно вертелся, регулярно забывал дома учебные принадлежности. Классная тетрадь в конце урока оказывалась чистой (несмотря на регулярные напоминания), либо изрисованной чёртиками, домашние задания систематически не выполнялись. Велась работа с классным руководителем, приглашались родители (мама), ребёнок оставался на дополнительные занятия с неуспевающими после уроков (где в том числе выполнялось ДЗ), был привлечён школьный психолог. Нужно отметить что физически мальчик был абсолютно здоров. В ходе многосторонней работы выяснилось, что главной проблемой является полное отсутствие мотивации к обучению, а также некоторые проблемы с концентрацией и запоминанием. Мама С. появилась на встрече со мной и классным руководителем всего один раз. Во время беседы мне и классному руководителю удалось найти с ней точки соприкосновения.

На уроках С. получал максимально возможную поддержку, несколько раз сам пришёл с вопросами после уроков. С трудом С. всё-таки преодолел себя и выучил небольшое лёгкое стихотворение. Я его похвалила, поставила «5». Он весь день ходил счастливый и всё ждал, что вечером за ним придёт МАМА и он прочитает ей это стихотворение, которое он наконец выучил. Мама пришла. Она явно спешила и не готова была слушать что хотел сказать сын, но мы с классным руководителем попросили её дать С. возможность рассказать то, что он выучил. С. ужасно волновался и немного запутался, но в итоге справился. В этот момент что-то изменилось и в сыне, и в его маме.

К концу года успеваемость С. значительно улучшилась – из его дневника исчезли бесконечные двойки. На их место пришли крепкие тройки и четвёрки.

Как мы видим из приведённого примера отношение младших школьников к отметке (и школе в целом) ещё очень тесно связано с отношением родителей к данному вопросу.

Порой родители высказывают своё мнение по разным вопросам в присутствии детей или тогда когда кажется, что дети их не слышат (заняты играми, находятся в другой комнате и т.д.). Часто взрослые не догадываются как сильно их мнение влияет на восприятие ребёнком (особенно младшим школьником) той или иной ситуации. Ошибочное предположение что младенец ничего не понимает основано в том числе на уверенности, что раз он не говорит, то и не разумеет. Младший школьник давно не младенец и понимает, видит и слышит гораздо больше чем нам кажется. И делает выводы. Свои. Как умеет. Задача взрослых постараться чтобы то, что ребёнок слышит по крайней мере не приводило к тем умозаключениям, которых мы вовсе не ожидаем. А если это вдруг случилось, помочь ему или ей разобраться и сориентироваться.

Заключение

Начальная школа – трудное и важное время для маленьких учеников. Мотивация, самооценка и оценка значимых людей играют важную роль в жизни ребёнка, закладываются предпосылки для будущей успешности или не успешности. От учителя, родителей и самого ребёнка зависит окажется ли ученик в Стране Невыученных Уроков и, если оказался, сможет ли он оттуда выбраться.

Список использованных источников

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997
  2. Электронный ресурс https://academic.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....

доклад "Преодоление трудностей в обучении детей начальных классов"

На развитие речи детей благоприятное воздействие оказывают игры с ручными куклами...

Мультидисциплинарный подход к диагностике причин трудностей школьного обучения в начальной школе

«Мультидисциплинарное исследование учащихся младших классов с трудностями школьного обучения»В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблемы трудностей школьного обуче...

Статья на тему: "Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка."

В данной статье рассказывается о психологических трудностях, возникающих у учеников начальных классов при изучении иностранного языка и наиболее эффективных способах их преодоления....

Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка.

В современных условиях развития мира, знание и владение иностранным языком является жизненно необходимым. Постепенная интеграция России в мировое сообщество обуславливает рост интереса к иностранному ...

Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах.

В статье рассматриваются основные сихологические трудности при обучении, с которыми сталкиваются младшие школьники на примере урока иностранного языка....