Нетрадиционные формы организации учебных занятий по английскому языку
статья по иностранному языку

Опыт учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нестандартный (или нетрадиционный) урок, будучи интересной, необычной формой предоставления материала, поддерживает интерес обучающихся к предмету и повышает мотивацию учения. Нестандартные уроки снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.

Четкого определения термина «нестандартный урок» в педагогической и методической литературе не существует до сих пор.

Наиболее распространенной является характеристика такого урока как импровизированного учебного занятия, которое имеет нестандартную (неопределенную) структуру, необычную задумку и организационную форму. С другой стороны, уроки в той или иной технологии обучения тоже можно назвать нестандартными. Например, личностно-ориентированный урок, урок в развивающей системе обучения, модульный урок и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Нетрадиционные формы организации учебных занятий по английскому языку

Основной формой учебного процесса, как известно, является урок. И.П. Подласый даёт такое определение: «Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса». Однако, несмотря на универсальность, урок в стандартной форме имеет ограниченные возможности в развитии творческих способностей и обеспечении надлежащего уровня формирования общеучебных умений, в использовании возможности для развития монологической речи школьников и организации различных форм общения. Кроме того, известные типы стандартных уроков не всегда могут обеспечить рациональную организацию усвоения знаний. Всё это создаёт необходимость введения в учебный процесс отличных от обычного урока форм занятий.

В последнее время нетрадиционные уроки в начальной школе занимают значительное место.  Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

В педагогической практике наиболее популярны такие разновидности нетрадиционных уроков английского языка, как урок-викторина, урок-конкурс, урок-праздник, урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН.

На уроках  английского языка можно   успешно использовать интегрированные уроки с уроками литературного чтения, так как в учебниках начальных классов по литературному чтению встречаются стихи и прозаические произведения (например, сказки), имеющие англоязычный текст оригинала.

Программа предоставляет возможность интегрировать уроки английского языка и литературного чтения через произведение Дж. Р. Р. Толкина «Еще не выстыл сонный дом», изучаемое в 3 классе, стихотворения Р. Бёрнса «В горах моё сердце» и Р. Киплинга «На далёкой Амазонке» в переводе С. Маршака, с которыми дети знакомятся в 4 классе. На основе этих произведений учитель строит интегрированные уроки с использованием англоязычных текстов, текстов переводов различных авторов, а также видео и аудио материалов, демонстрирующих чтение текста оригинала и перевода.

Стихотворные переводы англоязычных авторов  можно использовать для постановки произношения у учащихся, для расширения активного и пассивного вокабуляра путём прослушивания, повторения и запоминания песен. Запечатлевшись в памяти, песни вспоминаются ребёнку в повседневной жизни, и при каждом новом возвращении к тексту песни в памяти учащегося всплывают и ассоциируются ряды слов родного языка в связке с иностранными словами, то есть происходит неосознанное повторение лексики английского языка.

Интеграция английского языка и литературного чтения  даёт возможность прослушать произведение на языке оригинала, сравнить тексты оригинала и перевода, сравнить различные тексты переводов, что значительно расширит возможности развития учащихся.

Интересен опыт работы  в создании сценария урока-проекта.

Уроки спланированы на основе деятельностного подхода, который положен в основу разработанных стандартов второго поколения. На уроке планируется включение каждого учащегося в активную работу, что способствует развитию познавательного интереса к предмету  английского языка, ориентирует обучающихся не только на усвоение отдельных понятий, но и на развитие их творческого потенциала.

Урок представляет собой коллективный урок-проект.   Продуктом урока является сочинение собственной сказки. В процессе работы с художественным произведением школьники осваивают основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получают навыки анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Таким образом, формируются основы духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов.

Формы работы на уроке – работа в группах, индивидуальная работа.  

На таких уроках появляется возможность увеличить время для чтения текста, более глубоко учащимся проникнуть в суть прочитанного. Учащиеся видят перед собой не готовые задания с отобранными словами или предложениями, в которых предполагается однозначный ответ, как чаще всего бывает в учебниках  английского языка, а проблему, которую они должны решить на основе имеющихся знаний.

Использование при орфографической работе на уроках  английского языка   текстов даёт возможность развивать орфографическую зоркость детей. При орфографической работе с текстом у младших школьников также формируется умение определять тип орфограммы, умение применять правило для решения орфографической задачи и умение осуществлять орфографический самоконтроль. Такая работа, считает педагог, имеет больший смысл, чем большинство заданий, предложенных в учебниках: «Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы».

  Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся, способствуют их всестороннему развитию, активизации мыслительных процессов, побуждают к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Важно и то, что на интегрированных уроках у каждого ученика есть возможность реализовать себя, показать свои способности.

На уроках английского языка можно использовать интеллектуальные игры. Характерной особенностью её «игровых» уроков является демократический стиль взаимоотношений педагога с детьми.

 Использование различных форм нестандартных уроков вызывают  интерес у детей  потому, что ведущим приёмом в них является игра и поиск.

Особое внимание она уделяет уроку-исследованию. Подобные уроки чаще всего учитель использует при повторении обобщении знаний.

В качестве примера можно рассмотреть урок изучения художественного произведения.

Подводя итог, можно констатировать, что педагоги   стремятся выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. Ими накоплен определённый опыт в проведении нестандартных уроков. Чаще всего на уроках  английского языка ими используются интегрированные уроки, уроки-сказки, уроки-путешествия и уроки в игровой форме, однако такие уроки проводятся эпизодически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы организации уроков гимнастики в начальном звене»

Хочется надеться, что материалы данной статьи помогут учителям физической культуры не только в проведении уроков физкультуры в начальной шк...

Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...

Нетрадиционные формы организации урока

Выступление на научно-практической конференции (конспект и презентация)...

Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.

Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...