Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»
статья (4 класс) на тему

Тигиева Елена Георгиевна

          Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений. 
Л. Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx151.76 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/06cd/0005bfa4-dea43226/hello_html_m1e7f7122.jpg

Доклад

  на МО учителей начальных классов

ГБОУ РФМЛИ г.Владикавказ

тема: 

«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Подготовили: учитель начальных классов Манушарова О.В.

                                   учитель начальных классов Тигиева Е.Г.

2017-2018 уч.г.

Тема: «Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

          Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений. 
Л. Толстой

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы  и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал: «Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Сделаем каждый урок интересным Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.

Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников?

 Нестандартный урок – что это?

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Одним из путей формирования интереса к учебному предмету является рациональная организация процесса обучения, то есть использование форм и приемов, стимулирующих самостоятельность и активность учащихся на всех этапах обучения

Занимательность на уроке не является самоцелью, а служит задачам развивающего обучения. Стимулирует познавательную увлеченность. На этих уроках учащиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю детей, вносят в урок оживление и элементы занимательности, повышают интерес к знаниям. Учитель обязан сделать серьезный труд делом занимательным и продуктивным. Игровые задачи должны полностью совпадать с учебными.

Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. Нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.

 Основные признаки нестандартного урока

Первый - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.

Второй – дифференцированный подход к детям. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является темп обучения, который одинаков для всех учеников в классе. Никого не интересует, сколько времени требуется конкретному ученику на понимание, осмысление учебного материала. Следовательно, нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. На нестандартном уроке важную роль играет различие детей по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).

Третий – невозможность тиражирования. Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.

Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.

Ученик на таком уроке – соавтор учителя, а не просто объект обучения, воспитания. И это – пятый признак нестандартного урока.

Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

 Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми(хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

 Цели нестандартных занятий:

  • Формируют у учащихся интерес к учению;
  • Оказывают на детей эмоциональное воздействие;
  • Формируют более прочные, глубокие знания;
  • Вызывают интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;
  • Удовлетворяют потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сферы.

Что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активации познавательной деятельности учащихся.

 Главная задача учителя:

не «донести», «преподнести»,«объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. 

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению, например, иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

 Основные типы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.

Идеи необычных уроков

 Урок – экскурсия

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. 
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

 Уроки-путешествия.

Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.

  1. Учитель готовит нужный раздаточный материал.
  2. Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.
  3. Ход путешествия фиксируется в тетрадях (контурных картах).
  4. Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своем рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего.

Урок-сказка.

Учитель тщательно продумывает сюжет урока.

  1. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
  2. Задания должны усложняться по ходу урока.
  3. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока. Все виды нестандартных уроков требуют большой предварительной подготовки, специальной подборки материала, желательно увязки с идеями уроков. Практика показала, что учитель испытывает затруднения при планировании лишь первых двух – трех уроков, а в дальнейшем эта работа не является для него сложной.

Видеоурок

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работ

Урок-праздник

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. 

Урок – интервью

Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. 
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 

Интегрированный урок

Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Уроки- соревнования

Цель урока - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Учитель подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы. 

Урок – спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. 

Урок-эссе

Современный подход к изучению предмета предполагает не только получение какой-то суммы знаний по теме, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: со размышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". 
На уроках ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. 
Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить. 

 Урок-мюзикл

Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами стран. 
Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. 
Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся. 

Уроки типа КВН 

Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения- преимущественное повторение тем и разделов.

Урок - гипотеза.

Урок по формуле: «Что было бы, если...».

У немецкого романтика Новалиса есть фраза: «Гипотеза подобна сети: забрось её - рано или поздно что-нибудь да выловишь...».

Что было бы, если ... из русского языка исчезли бы все знаки препинания?

Что было бы, если ... на всей планете внезапно пропали бы деньги?

Таких ситуаций на любую тему можно смоделировать великое множество. Гипотеза даёт простор фантазии, свободу выбора, мысли.

Джанни Родари, замечательный итальянский сказочник в своей чудесной книге «Грамматика фантазии» приводит гипотетическую ситуацию под названием «Если дедушка вдруг обернётся котом». Это грустная история об одном старичке, на которого никто не обращал внимания. И тогда он решает уйти жить к кошкам. Сказано - сделано. И вот, подлезши под железный брус, дедушка становится роскошным котом. Но, намыкавшись бродяжьей жизнью, он решается в новом своём обличье вернуться домой. Ему оказывают самый радушный приём, уступают самое лучшее кресло, холят, лелеют, поят молоком. Пока он был дедушкой, он был никто. Став котом, оказался в центре внимания. Так что же ему делать? Оставаться котом или снова становится дедушкой? Вот такую нравственную задачку для младшеклассников таит гипотеза, возможность предположения. Интересно, как разрешат её дети? А вдруг задумаются, что теперь уже их собственное невнимание к бабушкам, дедушкам приведёт к аналогичной ситуации?

Ещё один вариант гипотетического урока - по формуле «А что было потом?» (любимый детский вопрос). А действительно, что? Так можно продолжить жизнь литературных персонажей, придумывая их дальнейшие приключения, поступки, переносить их из привычного контекста в необычный ... И появится возможность дописать свою страницу, эпилог, поставить вместо точки задумчивое многоточие... и выйти за рамки, унестись в заоблачные дали, где всё, по-твоему...

Урок - прогноз.

Подобный урок - разновидность гипотезы, но особенность его в том, что в отличие от гипотезы (в которой всё возможно), прогноз, более прагматичный, более логичный. Это то, что ожидается. То, что вероятно, а может быть, и очевидно (в гипотезе может иметь место и неожиданное, невозможное, невероятное). Как метеопрогноз: то ли сбудется, то ли нет? Так и здесь.

Урок возможности, вероятности. Например, прогноз писательской манеры. О чём будут петь песни и как? Школа будущего. А будет ли учитель? Или его заменит компьютер? А будет ли любовь? И так далее... И провести урок литературного чтения будущего, какой он будет, интересно?

Звуковой урок.

Слышать надо учиться, ибо, слушая, мы познаём мир. А мир состоит из звуков. Из звуков может состоять и урок. Такой урок уместен, например, при изучении фонетики. Необходимо только озвучить звуки, придать им характер, «лицо». Как? Вариантов множество. Можно использовать упражнения на звукоподражание, но не примитивные (типа, как квакает лягушка), а более художественные, творческие.

- Какими звуками изобразить голос ветра? Дождя? Вьюги? Моря?

- Какому животному (предмету, явлению) соответствует каждый звук?

(щ), (ш) - змея или кошка шипят

(с) - свист хлыста

(з), (ж) - жужжание мух, жуков и т. д.

Задание можно и усложнить: придумать звукоподражательную фразу. Наподобие фразы из басни Сумарокова, подражающей тому же кваканью лягушек:

«О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!» Или поиграть в игру «Озвучиваем фильм», попробовать себя в роли звукорежиссера. Но озвучивать не слова, а делать звуковой фон к чему-нибудь (литературному произведению).

Урок литературы в этом смысле - благодатная почва. Здесь можно заняться звукозаписью (инструментовкой, фонетическим составом фразы) стиха. Найти в поэзии ещё и «звукосмысл» (или «смыслозвук»). Это может оказаться очень увлекательным занятием для учащихся, а главное даст им возможность приблизиться к великому таинству поэзии.

Иногда на уроках литературы можно практиковать звуковые характеристики. Допустим, какого-нибудь персонажа. Хотя бы на уровне фамилии. Называется какая-нибудь черта человека (болтун, хохотун, молчун и т.д.). Какая может быть у него фамилия? Но характерность необходимо показать только на звуковом уровне.

В качестве звуковых разминок можно использовать скороговорки - кладезь звуков и отзвуков.

И ещё одно задание, написать звуковое мини-сочинение: о грохоте и тишине. И чтобы тема прослеживалась и на звуковом уровне.

Гастрономический урок.

Говорят, о вкусах не спорят. Но воспитывать их можно, даже нужно. Поэтому появилась идея «вкусного урока», или гастрономического. Что это такое? С чем его едят? Для начала «попробуйте» одно замечательное стихотворение француза Раймона Рено «Искусство поэзии»:

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте снова.

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звёзд, немного перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много-много раз всё это.

Теперь пишите. Но сперва,

Родитесь всё-таки поэтом».

Перед нами - рецепт «как стать поэтом». Но «кулинарная» направленность здесь великолепно обыграна, ибо нельзя «приготовить» вдохновение, нельзя «выпечь» талант, им надо просто родиться.

Итак, гастрономия как форма урока, на котором надо что-то «приготовить». Например, салат из сказок. Как? Очень просто. Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, приключения их переплетаются и устремляются по новому руслу; Буратино очутился в домике семи гномов и стал восьмым питомцем Белоснежки; Золушка вышла замуж за Синюю Бороду и т.п. Дело в том, что у гибрида есть своё очарование. А если «приготовить» винегрет из сказок?

Урок - ассорти.

Капустник (урок начинается, как пирог).

Урок с изюминкой.

Урок - развесистая клюква. (Ох! Сколько здесь можно нагородить!).

Литературно-кулинарные блюда. Кто приготовит (или придумает) фирменное?

Этим можно заниматься и на уроках русского языка. Спрашивать не просто правила, а, допустим, рецепт приготовления распространённого предложения и т.д.Такой урок может оказаться необычно притягательным своей новизной и к тому же потребует блестящего знания (попробуйте приготовить салат из сказок, не зная их содержания). Так что отведайте!

Урок перевёртыш.

Перевёртыш - один из фольклорных жанров, пародия, небылица, в которой поётся «про серебряны калоши, пилой собираются копать картофель». Затея такого урока показалась небезынтересной.

Во-первых, это может быть урок - наоборот, в котором учитель и ученики меняются местами. В каком-то американском фильме из-за неполадки в машине времени взаимный обмен произошёл у отца с сыном. В итоге - отцу пришлось высиживать на уроках, слушать нотации учителей, а сыну разбираться с делами, руководимой его отцом, фирмы. Закончилось это происшествие замечательно: по возвращении на «круги своя» между ними воцарилось полное взаимопонимание и уважение. И никаких конфликтов. Думается, что и в школьной ситуации такой эксперимент даст положительные плоды: позволит ученикам вкусить учительский хлеб.

Во-вторых, в полном соответствии с жанром перевёртыша и урок-небылица, урок-байка, урок-пародия.

Можно, для примера, вывернуть «наизнанку» сказочные темы: Красная Шапочка злая, волк добрый . . .

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у сводных сестёр жениха. . .

Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. . .

Это не издёвка над классикой, а наоборот, стремление найти новые краски, неожиданные повороты, намётка контуров нового рисунка.

Пусть огорошивание, но огорошивание творческое.

В таком подходе к исходному материалу можно нащупать не только пародию, но и точку отсчета для вольного рассказа (как в случае с выворачиванием сказки «наизнанку»), вольной трактовки, ибо никто не знает, что там, за горизонтом... В этом случае урок получается с парадоксальным оттенком. Акробатический урок, урок стояния на голове вверх ногами, урок, когда белое – чёрное и наоборот. Такой урок может быть просто оригинальным, что само по себе тоже неплохо, а может перерасти в нечто большое, способное дать возможность посмотреть на избитый материал новыми глазами, переоценить, переосмыслить.

И так далее. А сколько таких «перевёртышей» может появиться ещё? Каждая парадоксальная ситуация пробуждает к анализу произведения, к отстаиванию своей точки зрения, будь она хоть самая-самая парадоксальная...

Урок милосердия.

Говорить о милосердии - бесполезно. Не говорить вообще - результаты не замедлят сказаться в злобе, жестокости, равнодушии. Как преподносить уроки милосердия, как воспитывать это почти атрофированное чувство? Только игрой, в игре, через игру. И не иначе.

А для начала хотя бы выяснить, какие «милосердные» слова известны учащимся? Ведь дефицит чувств, как в зеркале, отразился и в языке. И пусть будет как откровение мысль, что милосердие - это милое сердце, т.е. доброе, «золотое» сердце, способное «болеть». А отсюда, уже - сердобольность, жалость, сожаление, сочувствие, сострадание отзывчивость, чуткость, душевность, благость, милость благодеяние ... Какие забытые слова! Какие забытые чувства. Более, пожалуй, поэтические, нежели прозаические. Ну, так и поискать их для начала надо в поэзии, у Пушкина, например,

«... Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу,

И милость, к падшим, призывал».

А как их пробудить? Вот в чём секрет. Уже упоминалось о ситуации, предложенной Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии», - «Если дедушка вдруг обернётся котом». Ситуация игровая и вместе с тем серьёзная, способная «разбудить» эти нежные, милые чувства.

Детективный урок.

Как известно, «кто ищет, тот всегда найдёт». Этот урок подразумевается как урок-поиск, в котором будут гармонично сочетаться интрига, азарт и чисто аналитическое упражнение. Урок-тайна, поэтому должен держать в напряжении (разумеется, интеллектуальном) до самого конца сюжетным потрясением.

Искать можно всё подряд: пропавший математический или пунктуационный знак, исчезнувшего со страниц произведения, героя. В ход пойдут любые методы сыска: словесный портрет (создание устного фоторабота), экспертиза (можно организовать работу целого союза экспертов), психологический и философский анализ, опрос свидетелей и т.д. Не следует забывать и о дедуктивном методе Шерлока Холмса.

Хочется отметить, что игра способствует более внимательному прочтению текста, отыскиванию мельчайших деталей, способных создать более полное впечатление.

Эта форма урока поможет в развитии наблюдательности, интуиции, логического мышления, аналитических способностей. В конце урока можно каким-то образом поощрять лучших сыщиков, детективов. Результаты непременно скажутся: поиск персонажа сопряжён с великолепным знанием текста, поиск пропавших знаков - со знанием законов пунктуации, математических формул.

Лото.

Лото, лотерея - это только форма для любого содержания зачётного характера. Организовать такой урок очень просто. Крутится барабан (или нечто похожее), в котором находятся карточки с заданиями по литературе, русскому языку, математике и др. Каждый из учеников вытягивает первую попавшуюся карточку. И тут дело случая - может попасться пустая (повезло!), может попасться карточка с лёгким заданием (и то хорошо!), а может, и с очень трудным, (что ж, такова жизнь!), а есть и такие задания, решение которых даст возможность получить сразу четвертную оценку (риск - благородное дело). Чем хорош этот способ? Элемент случайности создаёт азарт и не даёт возможности быть неготовым к уроку.

В качестве своеобразных лотерейных карточек могут быть и лотошные бочонки, номера которых соответствуют номеру билета, карточки. Кстати, их можно использовать и на зачёте. Называются номера бочонков, ребята сверяют их с номерами своих карточек. Чей ход, тот и отвечает. Можно сделать и совсем как в настоящем лото: у ребят на руках карточки с некоторыми вопросами, каждый из которых пронумерован. Учитель называет номера бочонков, ребята отвечают. Но награждается оценкой тот, кто сумеет ответить на все вопросы карточки, для чего нужно, чтобы были заполнены все номера.

Возможно, всё это покажется кому-нибудь излишне громоздким, лишним, куда проще провести традиционный опрос по принципу вопрос - ответ.

Загадочный урок.

Загадка - дело мудрёное, но занятное. Это - испытание мудрости и смекалки, интуиции и плюс ко всему это тайна, постичь, которую дано не каждому. Загадка обогащает образное мышление, учит поэтическому видению мира. Но загадка имеет в добавление ко всем прочим достоинствам ещё и воспитательное назначение, что помогает ей сохранить ценность во все времена. Как тут пройти мимо!

Загадка может быть использована на уроках многообразно. Во-первых, в виде разминки, начинающий урок. Серия загадок может подвести к теме разговора легко и изящно и сразу настроить на тональность урока. Кроме того, на уроке можно организовать «загадочную минутку», преследующую противоположные цели: мобилизующую или расслабляющую, дающую возможность отдохнуть после напряжённого умственного напряжения. Разминка или «загадочная минутка» могут проходить в сказочной манере. Например, пятиминутка, посвящённая путешествию в гости к самой Загадке. Ребята задают вопросы, а Загадка отвечает на них, разумеется, загадкой.

- Загадка, где ты живёшь?

- А вот в этой «книге-раздвиге» четыре листа, где серёдка пуста.

Ребята, отгадав, первую загадку, задают вопросы дальше.

- Загадка, разреши нам войти в твой дом?

- Проходите там, где «два стоят, два лежат, а один бегает».

Так куда же должны пройти гости?

- Загадка, почему в твоём доме так светло?

- Привела я солнце за своё оконце, к потолку привесила, стало в доме весело!

- Загадка, можно присесть? Куда?

- Присаживайтесь там, где «стоят четыре брата под крышею одной, предружные ребята и все равны длиной».

- Загадка, что это у тебя на столе стоит?

- Тот, у кого «четыре ноги, два уха, один нос да брюхо».

И так далее. В роли Загадки могут быть несколько учащихся. Главное условие, что на все вопросы гостей нужно отвечать загадками. А гости должны отгадывать. Вот такую загадочную игровую разминку можно проводить на уроках иногда.

Во-вторых, урок может быть выстроен в жанре загадки. Допустим, так: учитель даёт какую-либо задачу, проблему и др., которую необходимо разгадать в течение определённого времени. Но отгадка не лежит на поверхности, а находится на странице, число которой нужно вычислить путём нескольких операций (математических, лингвистических и проч.), или в книге, название которой также зашифровано в загадках. Здесь же можно сделать так, чтобы одна группа ребят занялась расшифровкой отгадки, а другая группа, наоборот пыталась разрешить задачу или что-либо ещё обычным способом. Кто быстрее придёт к ответу?

Наконец, урок может быть полностью посвящён самим загадкам. Здесь уместна не просто игра в их разгадывание, что на первом этапе знакомства с этим жанром необходимо, а конструирование, придумывание загадок. Это уже получится урок творчества, сотворчества, ибо участвовать в этом должны все вместе: и учитель, и ученики. Важно только понять, на чём держится загадка, в чём её тайна. А держится она на трёх китах: иносказании, ассоциативности и метафоричности. Плюс недюжинная наблюдательность, дающая возможность «увидеть», заметить, например, что «туда идут - поют, назад идут - плачут» (вёдра с водой). Каждую из трёх ипостатей загадки неплохо бы развить специальными упражнениями на наблюдательность, ассоциативное мышление по типу «что на что похоже», развить способность говорить о предмете, не называя его и т.д. Затем, когда первый этап будет пройден, можно начинать придумывание загадок. Авторы самых интересных загадок непременно должны поощряться либо оценкой, либо публикацией в классном рукописном журнале, либо ещё чем-либо.

Урок эстафета.

Эстафета зачастую используется как фрагмент урока, когда внимание учащихся уже начало рассеиваться и требуется какая-либо встряска. К примеру, на уроках русского языка, когда однотипные задания, упражнения просто-таки усыпляют. Допустим, необходимо распределить по склонениям, по родам, по числам, по частям речи данные в упражнении слова. Самое лучшее здесь использование эстафеты в качестве методического приёма. Вместо эстафетной палочки - передача мела. Включается секундомер (или песочные часы), и представители рядов, вариантов или ещё каких-либо подразделений одновременно начинают выписывать слова на доску (1 ряд существительные 1-го склонения, 2 ряд - 2-го склонения, 3 ряд - 3-го склонения или 1 вариант существительные единственного числа, а 2 вариант множественного числа и так далее). Если допущена ошибка, то её исправляет следующий участник, и так до тех пор, пока задание не будет выполнено. В итоге подсчитывается количество и качество выполнения задания. Побеждает естественно, та команда, которая выполнила всё это более качественно, без ошибок и в большем объёме.

Чтобы в пылу спортивного зала не возникло излишнего шума, ведётся таблица штрафных очков, в которую проставляются баллы за дисциплину. Команда, получившая 3 штрафных замечания за поведение, либо лишается очередного хода, либо «награждается» дополнительным заданием по усмотрению судейской коллегии.

Подобная игра уместна во многих ситуациях: устный и письменный счёт по математике, при решении задач. Сверхзадача игры: кто лучше и кто скорее? Главная особенность таких уроков в том, что за короткий срок опрашивается один за другим большое количество учеников, а азарт не даёт возможности расслабиться, отвлечься. Да и к тому ж коллективная ответственность: «один за всех и все за одного». Нарушившие правила игрыне игравшиеотправляются на скамейку штрафников делать дополнительные задания.

«Охота на лис».

Самая популярная спортивная игра, суть которой в ориентировании по условным сигналам. А почему бы, не использовать эту игру в педагогике?! Вспомните хотя бы «условные сигналы» Шаталова.

Вам необходимо по сигналам, опознавательным знакам найти «лису в лесу». Естественно, «лиса» в каждом случае будет различная. Допустим, на уроках математики даётся какая-то часть решения уравнения или задачи, по которой нужно восстановить всё остальное. «Охота на лис» может происходить и на уроках русского языка, к примеру, при выполнении таких рядовых и обыденных заданий как расстановка знаков препинания (ведь в тексте имеются опознавательные признаки, по которым мы ориентируемся) или правописания слов. А на занятиях литературой техника этой игры может эффективно использоваться на зачётах по тексту. Допустим, учащимся раздают задания (или разыгрываются, как в лотерее), в которых есть какие-то внешние черты героя, особенно приметы персонажа, фрагменты какого-либо события и т.д. Задача состоит в том, что этим признакам нужно определить либо персонаж литературного произведения, либо событие, о котором намекается, либо по фрагменту определить название произведения и т.д.

Урок в форме шахматной партии.

Урок разыгрывается по принципу «Следующий ход - ваш!». Первый ход учителя, затем «ходят» ученики. Соответственен антураж, шахматные часы (можно и песочные) для фиксации времени на обдумывание (решение) хода. Шахматная терминология - дебют, рокировка, атака и т.д. Разыгрывается партия, в которой за спинами двух противников целый класс.

Техника может быть выстроена по-разному. Допустим, класс условно поделён на «чёрные» и «белые». На доске - шахматные клеточки, в каждой из которой определённая задача. Происходит жеребьёвка: чей ход первый. Затем включаются шахматные часы, и игра началась. Таким образом, можно организовать урок по математике. Одно условие, задания должны подбираться такие, решения которых потребуют комбинационного мышления.

Аналогичным может быть и урок литературного чтения, посвящённый, например, стихосложению. Учитель предлагает первую строчку, дальше «ходят» ученики. Время на обдумывание строчки - 1 минута. Так, получится «ни минуты без строчки». Каждая строчка записывается на доску в шахматную клетку. Проигрывает та команда, которая не даст ответ в положенное время. Учитель может делать неожиданные ходы (нетрадиционное решение задачи, оригинальная рифма, заманчивый поворот сюжета), ученики и на это должны отреагировать и не растеряться.

Такая форма не только внешне эффективна, занимательна, в ней есть азарт, поиск, возможность комбинирования, импровизирования, творчества.

«Делаем газету».

Класс в мгновение ока превращается в редакционный коллектив: журналисты, корректоры, редакторы, репортёры, фотокорреспонденты… Газетный номер может быть посвящён чему-нибудь: юбилею писателя, празднику, просто событию. А можно тему разбить на рубрики, проблемы, факты, комментарии и сделать газету в русле одной темы. Разберём этапы подготовки номера газеты.

1. Сбор информации.

Весь журналистский корпус (класс) занимается этим делом: кто-то берёт интервью у воображаемого героя, кто-то пишет зарисовку, кто-то делает обзор по предложенной теме, кто-то репортаж с места события и т.д. Здесь же все газетные жанры хороши. Главное - чтобы освещалась заданная тема, проблема.

2. Обработка информации. Корректирование. Придумывание рубрик, заголовков, редактирование материала. Отсекание всего лишнего. Поправка стиля.

3. Макетирование.

Распределение газетного материала по полосам, рубрикам, т.е. композиционное оформление номера.

4. Вёрстка.

Запись материала в заданной последовательности.

5.Выпуск газеты.

Чтение номера, обмен мнениями.

Игровая ситуация в таком уроке непременно даст положительный результат.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе.
  •  Не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.   
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!);
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними.
  • Проявляйте гибкость!     
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства.     
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!   
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.   
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания.

Урок счастья

Обнаружен В одном из заведений города Гейдельберг (Германия). Директор этой школы самолично учит детей жить в гармонии с душой и телом, что и обозначает — счастье. По этому предмету предусмотрена оценка, она выставляется за реализацию личного проекта, способного сделать счастливыми как можно больше людей. К примеру, ученик может создать видеоклип или стать волонтёром, или ещё что-то придумать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся....

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...