Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
материал
Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_uroka.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы урока, как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения
Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.
Нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».
Нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности
Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, места проведения.
Используется внепрограммный материал.
Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Планируется урок заранее.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
Уроки-«погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс- конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- формулы
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки
Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции «Парадоксы»
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки-семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Межпредметные уроки
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес»
Классификация уроков нетрадиционной формы
Типы уроков и формы
Уроки формирования новых знаний
Уроки обучения умениям и навыкам
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений
Уроки проверки и учёта знаний и умений
Комбинированные уроки
–лекции, уроки-экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, конкурсы, уроки-аукционы, урок- общественный смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты
Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме
Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
Не допускайте никаких излишеств.
Урок должен быть цельным.
Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, четко спланированная подготовка, продумывание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков
Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями
Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.
Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Участие родителей
Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители. Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. .
Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:
-взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;
-направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;
-формирование у учащихся нравственных качеств
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Наиболее важные особенности современного урока:
- создаётся доброжелательная атмосфера;
- формируется высокий уровень мотивации;
- придаётся большое значение способам учебной работы;
- уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.
Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.
9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...
Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся....
Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Нетрадиционные формы урока с использованием современных технологий ползволяют учителю активизировать деятельность учащихся на уроке......
Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...