Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего занятия по английскому языку «Английский в фокусе» для обучающихся с ОВЗ (ТНР, 5.1)
рабочая программа по иностранному языку (2, 3 класс)

Танхаева Наталья Александровна

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего занятия по английскому языку «Английский в фокусе» для обучающихся с ОВЗ (ТНР, 5.1) для 2-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31»

Утверждаю:

директор МБОУ «СШ № 31»

_________________

«___»___________2024г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

______________

«___»___________2024г.

   Рассмотрено на заседании

   МС                              

   Протокол №____

   «___»_________2024г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающего занятия

по английскому языку «Английский в фокусе»

для обучающихся с ОВЗ (ТНР, 5.1)

Уровень общего образования:                    начальное общее

Количество  часов в неделю по учебному плану:

          2

Срок реализации программы:

01.09.2023-24.05.2024

Составители программы:

          Хамаганова Н.А.

г. Норильск, 2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по английскому языку предназначена для учащихся 2—4 классов общеобразовательных учреждений, получивших на ТПМПК рекомендацию обучаться по варианту ОВЗ (ТНР, вариант 5.1) и составлена в соответствии со следующими документами:

1.ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2010 № 37335);

2. Примерная программа по иностранному языку НОО ФГОС;

3. ФГОС НОО ОВЗ (введён в действие письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016г № ВК – 452/07);

4. Примерная АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ТНР) (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 № 4/15);

5. Программа изучения английского языка в общеобразовательных учреждениях «Английский язык, 2-4 классы. Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова» (М., Просвещение, 2022 г.);

6. Учебный план МБОУ «СШ № 31» на 2023-2024 учебный год.

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Обучающиеся по варианту 5.1 получают образование в условиях массовой начальной школы. Обучение английскому языку в начальной школе направлено на развитие у школьников с ОВЗ (ТНР) элементарной коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять межличностное и межкультурное общение, готовности и способности осуществлять устное и письменное общение на доступном уровне в типичных речевых ситуациях и сферах общения, с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств, в соответствующих возрасту коммуникативных ситуациях.

Поэтому данная программа обеспечивает реализацию следующих целей:

•        Формирование умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;

•        Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младших школьников с ОВЗ (ТНР), мотивации к дальнейшему овладению английским языком;

•        Повышение мотивации и интереса к учению за счёт обеспечения ситуации успешности;

•        Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых младшим школьникам для овладения устной и письменной речью на английском языке;

•        Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка, знакомство с миром сверстников, детским фольклором Великобритании, доступными образцами английской художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

            Изучение английского языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. C учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» в начальной школе формулируются следующие задачи:  

- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;

- формировать у младших школьников с ОВЗ (ТНР) отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;  

- расширять лингвистический кругозор младших школьников и представления, необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

- обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников с ОВЗ (ТНР) к новому языковому миру иностранного языка как средства общения;

- развивать личностные качеств младшего школьника с ОВЗ (ТНР), его внимание, мышление, память и воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх в ходе овладения языковым материалом;  

- развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

-  приобщать младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

- обучать учащихся начальной школы с ОВЗ (ТНР) универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебника и учебных пособий, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.

По учебному плану на изучение английского языка на уровне начального общего образования отводится 2 часа в неделю (34 рабочих недели в учебном году). Это значит, что во 2-м, 3-м и 4-м классах программа рассчитана на 68 часов в каждом, и, как следствие, на 204 часа на уровне НОО.

            Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ОВЗ

ТНР, вариант 5.1

По программе начального общего образования в школе проходят обучение дети с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (заключение ТПМПК). Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи — это дети, имеющие фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие речи, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ).

ТНР, вариант 5.2

Адаптированная рабочая программа начального общего образования адресована обучающимся с ОВЗ (ТНР), у которых наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками.

Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

 У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по английскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся с ОВЗ сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся с ОВЗ отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)

Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ТНР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ (ТНР) АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. В соответствии с требованиями ФГОС, в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык».  Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

I. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – система ценностных отношений, обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

•        ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;

•        элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;

•        первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;

•        первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;

•        начальные представления о правах и обязанностях человека и товарища;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

•        элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур;

•        первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;

•        стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

•        почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

•        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;

•        доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм;

3. Воспитание уважения к культуре народов стран изучаемого языка.

•        элементарные представления о культурном достоянии стран;

•        первоначальный опыт межкультурной коммуникации;

•        уважение к иному мнению и культуре других народов;

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

•        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры других стран;

•        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;

•        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

•        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;

•        отношение к учебе как творческой деятельности;

5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

•        ценностное отношение к труду, учебе и творчеству, трудолюбие;

•        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

•        дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;

•        первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание ее значимости для личности учащегося;

•        первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми;

•        бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам,

•        мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;

•        любознательность и стремление расширять кругозор;

6.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

•        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;

•        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;        

7.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

•        ценностное отношение к природе;

•        первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов:

-        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-        освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

-        использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее –ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации;

-        информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;

-        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников;

-        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-        умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

-        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

III. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ формируются на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам:

А. Коммуникативная сфера:

- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);

- языковые средства и навыки пользования ими;  

- социокультурная осведомлённость;

- общеучебные и специальные учебные умения;

Б. Познавательная сфера;

В. Ценностно-ориентационная сфера;

Г. Эстетическая сфера;

Д. Трудовая сфера.

Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлен одним блоком, выделяемом на следующем базовом основании: «выпускник научится», то есть включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. В эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы и соответствует базовому уровню.

А.      В коммуникативной сфере:

Языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);

Говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей).

В говорении выпускник научится:

- вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

- кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;

 - рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. (в пределах тематики начальной школы).

Аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);

В аудировании выпускник научится:

- понимать на слух речь учителя по ведению урока;

- связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие  

- некоторые незнакомые слова;  

- выказывания одноклассников;

- небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;

- содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию  

текста);

- понимать основную информацию услышанного;

- извлекать конкретную информацию из услышанного;

- понимать детали текста;

- вербально или невербально реагировать на услышанное;

Чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования)

В чтении выпускник научится читать:

- по транскрипции;

- с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;

- написанные цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты;

- с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;

- основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);

- с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого;

- читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;

- читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. сумеет на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;

- определять значения незнакомых слов по: знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с родным языком, конверсии, контексту, иллюстративной наглядности;

- пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;

Письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);

            В письме выпускник научится:

- правильно списывать,  

- выполнять лексико-грамматические упражнения,

- делать записи (выписки из текста),

- делать подписи к рисункам,

- отвечать письменно на вопросы,

- писать открытки - поздравления с праздником (объём 15-20 слов),

- писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 30-40 слов) с опорой на образец;

Социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).

            Выпускник научится:

- находить на карте страны изучаемого языка и континенты;

- узнавать достопримечательности стран изучаемого языка/родной страны;

- понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций стран изучаемого языка;

- понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;

- узнавать наиболее известных персонажей иностранной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;

Общеучебные и специальные учебные умения.

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

- пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией);

- пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

- вести словарь (словарную тетрадь);

- систематизировать слова, например, по тематическому принципу;

- пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;

- делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;

- опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, артикли.

- совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);

- овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;

- совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

- учатся совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Б.        В познавательной сфере:

- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы); умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;

- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;

- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;

- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.

В.        В ценностно-ориентационной сфере:

- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;

- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;

- перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.

Г.        В эстетической сфере:

- знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;

- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;

- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.

Д.        В трудовой сфере:

- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;

- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;

- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.

В результате изучения английского языка ученик должен:

знать/понимать

•        алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

•        основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

•        особенности интонации основных типов предложений;

•        название страны/стран изучаемого языка, их столиц;

•        имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;

•        наизусть рифмованные произведения детского английского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

•        понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

•        участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

•        расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

•        кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

•        составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;

•        читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

•        читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

•        списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

•        писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

•        преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;

•        ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;

•        более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТНР ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы по английскому языку НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ (ТНР) адаптированной рабочей программы по английскому языку осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценивать достижения обучающимся с ТНР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ТНР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ТНР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ТНР включают:

•        особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с ТНР;

•        привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

•        присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

•        адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР:

- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

- увеличение времени на выполнение заданий;  

- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы по английскому языку НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения адаптированной рабочей программы по английскому языку НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Английский язык» для начальной школы полностью соотносится с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального (общего) образования.  Поэтому в курсе вычленяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения, языковые средства и навыки пользования ими, социокультурная компетентность и общеучебные и специальные учебные умения. Реализация указанных содержательных линий осуществляется на конкретном предметном содержании устной и письменной иноязычной речи.

1. Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:

Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Переписка с зарубежным другом. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.  

Мир вокруг меня. Жизнь в городе и селе. Мой дом/квартира/комната (мебель и интерьер).

Времена года. Природа. Любимое время года. Погода.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их характера). Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).

2. Коммуникативное содержание

Говорение

1. Диалогическая форма

·        осуществлять ритуализированные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

·        вести диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

·        вести диалог-побуждение к действию.

2. Монологическая форма

·        применять основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей): 2 – 5 предложений.

•        воспроизводить знакомые стихи, песни, считалки и т.д., соблюдая произносительные нормы нем языка;

•        в условиях непосредственного общения: здороваться, прощаться, представить кого-либо, ответить на вопросы - имя, возраст, где живёшь, (т.е. о себе), считать до 12, отвечать на вопросы о названии предмета, качестве, месторасположении, делать элементарные сообщения (2-3 предложения) по темам учебника.  

•         высказываться на элементарном уровне (5-6 фраз) по изучаемым темам;

•        описывать предмет (название, качество, размер, принадлежность, нахождение);

Аудирование

·        воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

·        воспринимать на слух и понимать небольшие доступные тексты (сообщения, рассказы, сказки в аудиозаписи), построенных в основном на изученном языковом материале.

•        отличать звучащую иностранную речь от родной;  

•        понимать с опорой на наглядность, жесты, мимику, эмоции содержание небольших стихов, песен, рассказов и т.д.;  

•        понимать простые установки по организации уроков, игры.  

•        найти на картинке нужное и показать;  

•        нарисовать рисунок по содержанию прочитанного или услышанного;  

•        расположить предметы в нужной последовательности.  

Чтение

·        читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

·        читать про себя и понимать тексты, содержащих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова;

•        знать буквы немецкого алфавита, знать алфавит, буквосочетания;  

•        правильно озвучивать графический образ слов;  

•         узнавать знакомый текст в печатном варианте (стихи, песни);  

•        ориентироваться в тексте, видеть заголовок,  

•        узнавать разновидности текста (стихи, проза, комиксы);  

•        читать и понимать основное содержание несложных в языковом отношении текстов, соответствующих возрасту и интересам учащихся;

•        передать основное содержание текста на родном языке;

•        найти и зачитать ответы на вопросы (Кто? Что? Что делает? Какой? Где? Когда? Зачем?);

•        сформулировать основную идею текста на родном языке;

•        спрогнозировать продолжение или конец событий;

•        соотнести рисунок с текстом;

•        расположить отдельные части текста в нужной последовательности.

Письмо

·        писать буквы, буквосочетания, слова; выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

·        писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.  

•        уметь давать письменные ответы на несложные вопросы по тексту, выписывая информацию из текста;

3. Языковое содержание

Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетика. Все звуки и звукосочетания английского языка. Нормы произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений. Интонация перечисления.

Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова. Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (-еr, -tion, -ist), словосложение(homework), конверсия(look).

        Грамматика. Учащиеся должны правильно употреблять: артикли (неопределенный, определенный, нулевой) в пределах наиболее распространенных случаев их употребления; существительные в единственном и множественном числе, исчисляемые и неисчисляемые существительные, существительные  в PossessiveCase;  правильные и неправильные глаголы; глагол-связку tobe; вспомогательный глагол todo;  модальные глаголы can, may, must, would; глаголы в действительном залоге в Present, Future, PastSimple; местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные), неопределенные местоимения some и any для обозначения некоторого количества вещества/предметов; качественные прилагательные  в положительной, сравнительной и превосходной степенях, в том числе и исключения; количественные и порядковые числительные до 100; простые предлоги места и направления, сочинительные союзы and и but; основные коммуникативные типы простого предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное; общие и специальные вопросы, вопросительные слова: what, who, when, where, why, how;порядок слов в английском предложении, утвердительные и отрицательные предложения; предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным (в том числе с модальными глаголами can, may, must) сказуемым; побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме; некоторые формы безличных предложений в PresentSimple; предложения с оборотами thereis/thereareв PresentSimple; простые распространенные предложения, предложения с однородными членами; сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and и but..

Социокультурное содержание. В процессе обучения английскому языку в начальной школе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни), элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в англоговорящих странах.

                    Перечень литературы и средств обучения

  1. Учебник английского языка «Английский язык, 2-4 классы. Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова» (М., Просвещение, 2022 г.);
  2. Англо- русские словари для школьников (любого автора)
  3. Володарская И.А. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  4. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М.: Просвещение 2010. – 111с.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. -223с.
  6. Занимательный английский. 5 -11 классы: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Т.А. Пукина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. -95с.
  7. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы, - М: ООО «Издательство Астрель»: ООО: «Издательство АСТ»: - 2004 г.Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Пассов Е., Кузовлева Н. Е. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010.
  8. Стернина В.А. Веселый английский: Учебное пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
  9. Интернет сайты и поисковые системы: Яндекс, Google, English language.ru, English Together.ru, English teachers.ru, EFL.ru, English – City. ru

Цифровые образовательные ресурсы

ЦОР:

-презентации по темам программы

-компьютерные тесты на активизацию лексико-грамматического материала

https://m.edsoo.ru/83522336

https://resh.edu.ru

  Средства обучения

Учебно-наглядные пособия

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала:

Времена глагола

Неправильные глаголы.

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка

Карта Великобритании (политическая)

Флаг Великобритании

Флаг России

Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи песен, стихов, которые используются для изучения иностранного языка

Технические средства обучения

Проектор

бумага, фломастеры, карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозиро...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образов...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...