Главные вкладки

    Программа по краеведению ДТО "Поиск"
    рабочая программа по истории (4 класс) по теме

    В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
     Детское творческое объединение юных историков-краеведов в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Основная цель данной программы расширить знания учащихся по истории и культуре родного края. Поисковая работа по изучению малой родины способствует решению следующих задач: формированию нравственных убеждений, развитию творческих способностей и самостоятельности, кроме этого занятия помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем; подготовят детей к восприятию курса истории и краеведения в среднем звене, воспитанию любви и уважения к тем людям и их традициям на чьей земле мы живем..

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Ямало-Ненецкий автономный округ

    Муниципальное образование Тазовский район.

    /МОУ Газ-Салинская общеобразовательная средняя школа

    Тазовского района ЯНАО/

                                                                    

                                                            Утверждено на методическом совете

                                                            /МОУ Газ-Салинскаяобщеобразовательная

                                                            Средняя школа Тазовского района ЯНАО/.

                                                            №         от «_____» ___________ 2009 г.

                                       

                                                            Директор:       _____________Кайль.А.П.

                                                    

                                                            Утверждено районным методическим советом.

                                                            Протокол №         от «_____» ________2009г.

                                                            Начальник Департамента образования

                                                            Администрации Тазовского района

                                                                            ____________Л.А.Соломатина                      

    Образовательная программа

    детского творческого объединения

    юных историков-краеведов

    «Поиск»

                                                    Педагог: Синельникова О.Н.

                              Возраст детей: 8-11 лет

                             Срок реализации: 1 год

    с.Газ-Сале

    2009 г.

                                                            

    Пояснительная записка.

            В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.

            Детское творческое объединение юных историков-краеведов в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Основная цель данной программы расширить знания учащихся по истории и культуре родного края. Поисковая работа по изучению малой родины способствует решению следующих задач: формированию нравственных  убеждений, развитию творческих способностей и самостоятельности, кроме этого занятия помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем; подготовят детей к восприятию курса истории и краеведения в среднем звене, воспитанию любви и уважения к тем людям и их традициям  на чьей земле мы живем..

            Деятельность детского творческого объединения основана на принципах научности, соответствует возрасту школьников и имеет огромное воспитательное значение. Занятия построены от изучения непосредственно окружающего детей конкретного мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое. Процесс познания родного края связывается с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи её с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины, родного края.

            Работа детского творческого объединения должна быть разнообразной, не вызывать у детей переутомления, снижения интереса к занятиям. Теоретический материал необходимо чередовать с практическими занятиями. Наряду с беседами, рассказами, чтением книг и их обсуждением, можно проводить просмотры видеофильмов и телепередач; экскурсии- прогулки на природу, на производство, в краеведческий музей; встречи с ветеранами труда, старожилами села; утренники, викторины на историко-краеведческие темы. Большое значение имеет поисковая работа для школьного музея; рисование, изготовление поделок; оформление альбомов; различные игры, проведение праздников.

            Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений к более удаленным в пространственном и временном отношении. Для каждого возраста предусмотрено несколько взаимосвязанных тем, часть которых будет изучаться в течение нескольких часов. В рамках детского творческого объединения будет осуществляться индивидуальная работа со школьниками. Еженедельные занятия должны заинтересовывать ребят, побуждать их к самостоятельности, творчеству. За это время занятия помогут раскрыть творческий потенциал школьников (сбор материала, оформление альбомов, изготовление поделок, написание сочинений, рефератов, проведение праздников, встречи с тружениками старожилами края, оформление школьного музея), привить любовь к нашему краю. Собранный материал будет полезен для уроков литературного краеведения и внеклассной работы для проведения классных часов, праздников, посвященных нашему краю.

               Предлагаемая программа  рассчитана на один год по 2 часа в неделю для учеников 2-4 классов. Наполняемость группы 10-12 человек.

    Календарно-тематическое планирование (2 часа в неделю)

    Название раздела и темы занятий

    Форма

    Занятия

    Количество часов

    Дата

    Всего

    Теория

    Практика

     Раздел: «Я и моя семья».

    1.Тема: «Мои родители –кто они?»

    Теоретическая часть: рассказ , что обозначает слово «родитель», кто может быть родителями.

    Практическая часть: экскурсия на производство родителей, рисование родителей дома  или на работе.

    2.Тема: « Я – кто? Я в семье».

    Теоретическая часть: беседа  о значимости ребенка в семье.

    Практическая часть: рисунок о себе, о своих увлечениях.

    3.Тема: « Древо моей семьи».

    Теоретическая часть: рассказ о значимости родословной в семье.

    Практическая часть: составление родословной своей семьи.

    4. Оформление альбома «Я и моя семья».

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    10

          3

    2

    3

    2

    3

    1

    1

    1

    -

    7

    2

    1

    2

    2

    II. Раздел: « Мой дом, мои соседи , мои друзья».

    1. Тема: «Мой дом – моя крепость».

    Теоретическая часть: рассказ о значимости родительского дома, бережного отношения к своему дому, окружающему, природе.

    Практическая часть: Уборка территории вокруг дома, благоустройство вокруг дома.

    2.Тема: « Мои соседи – кто они?»

    Теоретическая часть: беседа о соседях, как их зовут, где работают.

    Практическая часть: совместная работа по благоустройству дома, оформление газеты «Наш дом», рисование дома мечты.

    3.Тема: « Я и мои друзья».

    Теоретическая часть: рассказ о том, кто такой настоящий друг.

    Практическая часть: рисование портрета друга, совместные поделки с другом к выставке

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

       

         8

    3

    3

    2

    3

    1

    1

    1

    5

    2

    2

    1

    III.Раздел: « Моя школа».

    1.Тема: « История нашей школы».

    Теоретическая часть: рассказ об истории школы, её традициях.

    Практическая работа: сбор материала о школе, оформление альбома.

    2. Тема: «Учителями славится Россия».

    Теоретическая часть: рассказ об учителях школы, их биографии, заслуги.

    Практическая часть: сбор материала об учителях, оформление альбома.

    работа над исследовательским проектом « Твои люди, Север».

    3. Тема: «Наши выпускники – труженики нашего района, села».

    Теоретическая часть: рассказ о выпускниках школы, которые трудятся в районе.

    Практическая часть: сбор материала, оформление стенда «Наши родители выпускники школы».

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    11

    4

    3

    4

    4

    2

    1

    1

    7

    2

    2

    3

    IV.Раздел: « Моя улица».

    1.Тема: « Почему так назвали».

    Теоретическая часть: рассказ о истории названия улиц села.

    Практическая часть: экскурсия по улицам села, рисунки, фотографии  своей улицы, игра «Мы пешеходы».

    2.Тема :«Улицы будущего».

    Практическая работа: составление карты села с названием улицы, макет  «Моя улица».

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    6

    3

    4

    2

    1

    1

    4

    2

    3

    V. Раздел: « Село, в котором я живу».

    1.Тема: « История села Газ- Сале».

    Теоретическая часть: история создания села ,природа, окружающая село.

    Практическая часть: рисунки «Моё село в будущем», «Родной уголок», сбор фотографий и оформление альбома.

    2. Тема: «Кто они - первые жители и труженики села».

    Теоретическая часть: рассказ о первых жителях и тружениках села района.

    Практическая часть: сбор материала и о почетных граждан района, изготовление сувениров для жителей дома Милосердия, оказание посильной помощи им- чтение книг, концерт .

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    8

    5

    3

    3

    2

    1

    5

    3

    2

    VI. Раздел: «Моя родина – Ямал».

    1.Тема: « На Ямале я живу».

    Теоретическая часть: рассказ об истории Ямала, её природных богатствах, городах и селах округа.

    Практическая часть: сбор фотографий о крае- оформление стенда «Наш край».

    2.Тема: «Природа Ямала».

    Теоретическая часть: рассказ о природе Ямала, его природных богатствах.

    Практическая часть: Фотографии и рисунки- природа в разное время  года.; загадки, приметы, пословицы, игры жителей тундры- оформление альбомов; экскурсия в краеведческий музей; проведение праздника «На Ямале мы живём»; изготовление поделок.

    3.Тема: «Города Ямала, села района».

    Теоретическая часть: знакомство с городами округа и селами района.

    Практическая часть: сбор иллюстраций городов, оформление стенда; сбор материала о Тазовском районе.

     

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    13

    4

          5

    4

    5

    2

    2

    1

    8

    2

    3

    3

    VII. Раздел: « Знаменитости моего края».

    1.Тема: «Писатели, поэты нашего края. «Они прославляют наш край».

    Теоретическая часть: рассказ о писателях и поэтах нашего края, посещение библиотеки-

    знакомство с их произведениями.

    2.Тема: « Умельцы нашего села».

    Практическая часть: экскурсии на выставки умельцев села, изготовление поделок из природного материала, меха, бисера.

    3.Тема: « Ветераны войны и труда в нашем районе».

    Теоретическая часть: рассказ о ветеранах войны и труда.

    Практическая часть: сбор материала о ветеранах труда и войны- оформление альбома , экскурсия к памятникам; уход за памятником.

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    7

    2

    2

    3

    3

    2

    -

    1

    4

    -

    2

    2

    VIII. Раздел: « Мой край сегодня».

    1.Тема: « Предприятия, стройки района, села».

    Теоретическая часть: рассказ о предприятиях, стройках района, села.

    Практическая часть: экскурсии на предприятия и стройки; сбор материала и оформление альбома.

    2.Тема: « Культурные центры района, села».

    Теоретическая часть: рассказ о культурных центрах района, села.

    Практическая часть: экскурсии в библиотеку, музыкальную школу, ДЮЦ, клуб,  сбор материала.

    3.Тема: «Лучшие люди села, района».

    Теоретическая часть: рассказ о передовиках производства, встречи с ними.

    Практическая часть: сбор материала и оформление альбома.

    4. Оформление музея в школе- проведение экскурсий – итог работы.

    5. Праздник «Под полярной звездой».

    индивидуальная,

    фронтальная,

    групповая,

    коллективная

    9

    2

    2

    2

    2

    1

    3

    1

    1

    1

    -

    -

    6

    1

    1

    1

    2

    1

    ИТОГО                                                                                 72                  27              45

    Условия реализации программы.

            Занятия детского объединения проводятся один раз в неделю продолжительностью 2 часа с учащимися 2, 3, 4 классов с одной группой детей в количестве 10 человек. На занятиях используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

            Для теоретических занятий можно использовать:

            - книгу Л.В.Федоровой «Северные родники»;

            - газету «Советское Заполярье»;

            - журнал «Ямал»;

            - видеофильмы о нашем крае;

            - материалы краеведческого музея.

            Для практических занятий потребуются:

    - альбомы, картон, краски, фломастеры, клей;

    - иллюстрации и фотографии городов, достопримечательностей Ямала, нашего района, села для оформления книг-раскладушек;

    -природный материал, мех, бисер, для изготовления поделок.

    Прогнозируемые результаты.

            К концу обучения по образовательной программе юных историков-краеведов «Поиск» должны

    Знать:

    - Государственную символику ЯНАО, района, села;

    - историю своего села, школы;

    - ветеранов войны и труда, старожилов села;

    - народное творчество коренных жителей;

    - предприятия, стройки нашего района;

    - культурные центры района, села;

    - поэтов и писателей нашего края;

    - природу нашего края.

    Уметь:

    - проводить сбор необходимого материала;

    - оформлять материал аккуратно и правильно;

    - изготавливать поделки из природного материала, меха, бисера;

    - писать сочинения, рефераты;

    - работать самостоятельно, коллективно.

                       Литература:

    1.        Л.В.Федорова «Северные родники».

    2.        Н.Дудников «Ледовый материк».

    3.        Н.Ядне «Я родом из тундры».

    4.        Г.Чувашов «Гыданско-Тазовская природная зона».

    5.        Н.Салиндер «Души моей струны».

    6.        Книга «Тазовский, 75. Шаги в следующий век».

    7.        Журнал «Ямал».

    8.        Газета «Советское Заполярье».

    9.        Р.Ругин «Мелодии Полярного круга».

    10.        Н.С.Борисова «Методика историко-краеведческой работы в школе».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

    Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

    УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

    Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

    рабочая программапо физической культуре

    рабочая программа по физической культуре 1 класс...

    рабочая программапо физической культуре 3

    рабочая программа по физической культуре...

    Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»

    Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...

    Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...