Программа по краеведению ДТО "Поиск"
рабочая программа по истории (4 класс) по теме

В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
 Детское творческое объединение юных историков-краеведов в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Основная цель данной программы расширить знания учащихся по истории и культуре родного края. Поисковая работа по изучению малой родины способствует решению следующих задач: формированию нравственных убеждений, развитию творческих способностей и самостоятельности, кроме этого занятия помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем; подготовят детей к восприятию курса истории и краеведения в среднем звене, воспитанию любви и уважения к тем людям и их традициям на чьей земле мы живем..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Тазовский район.

/МОУ Газ-Салинская общеобразовательная средняя школа

Тазовского района ЯНАО/

                                                                

                                                        Утверждено на методическом совете

                                                        /МОУ Газ-Салинскаяобщеобразовательная

                                                        Средняя школа Тазовского района ЯНАО/.

                                                        №         от «_____» ___________ 2009 г.

                                   

                                                        Директор:       _____________Кайль.А.П.

                                                

                                                        Утверждено районным методическим советом.

                                                        Протокол №         от «_____» ________2009г.

                                                        Начальник Департамента образования

                                                        Администрации Тазовского района

                                                                        ____________Л.А.Соломатина                      

Образовательная программа

детского творческого объединения

юных историков-краеведов

«Поиск»

                                                Педагог: Синельникова О.Н.

                          Возраст детей: 8-11 лет

                         Срок реализации: 1 год

с.Газ-Сале

2009 г.

                                                        

Пояснительная записка.

        В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.

        Детское творческое объединение юных историков-краеведов в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Основная цель данной программы расширить знания учащихся по истории и культуре родного края. Поисковая работа по изучению малой родины способствует решению следующих задач: формированию нравственных  убеждений, развитию творческих способностей и самостоятельности, кроме этого занятия помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем; подготовят детей к восприятию курса истории и краеведения в среднем звене, воспитанию любви и уважения к тем людям и их традициям  на чьей земле мы живем..

        Деятельность детского творческого объединения основана на принципах научности, соответствует возрасту школьников и имеет огромное воспитательное значение. Занятия построены от изучения непосредственно окружающего детей конкретного мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое. Процесс познания родного края связывается с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи её с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины, родного края.

        Работа детского творческого объединения должна быть разнообразной, не вызывать у детей переутомления, снижения интереса к занятиям. Теоретический материал необходимо чередовать с практическими занятиями. Наряду с беседами, рассказами, чтением книг и их обсуждением, можно проводить просмотры видеофильмов и телепередач; экскурсии- прогулки на природу, на производство, в краеведческий музей; встречи с ветеранами труда, старожилами села; утренники, викторины на историко-краеведческие темы. Большое значение имеет поисковая работа для школьного музея; рисование, изготовление поделок; оформление альбомов; различные игры, проведение праздников.

        Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений к более удаленным в пространственном и временном отношении. Для каждого возраста предусмотрено несколько взаимосвязанных тем, часть которых будет изучаться в течение нескольких часов. В рамках детского творческого объединения будет осуществляться индивидуальная работа со школьниками. Еженедельные занятия должны заинтересовывать ребят, побуждать их к самостоятельности, творчеству. За это время занятия помогут раскрыть творческий потенциал школьников (сбор материала, оформление альбомов, изготовление поделок, написание сочинений, рефератов, проведение праздников, встречи с тружениками старожилами края, оформление школьного музея), привить любовь к нашему краю. Собранный материал будет полезен для уроков литературного краеведения и внеклассной работы для проведения классных часов, праздников, посвященных нашему краю.

           Предлагаемая программа  рассчитана на один год по 2 часа в неделю для учеников 2-4 классов. Наполняемость группы 10-12 человек.

Календарно-тематическое планирование (2 часа в неделю)

Название раздела и темы занятий

Форма

Занятия

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

 Раздел: «Я и моя семья».

1.Тема: «Мои родители –кто они?»

Теоретическая часть: рассказ , что обозначает слово «родитель», кто может быть родителями.

Практическая часть: экскурсия на производство родителей, рисование родителей дома  или на работе.

2.Тема: « Я – кто? Я в семье».

Теоретическая часть: беседа  о значимости ребенка в семье.

Практическая часть: рисунок о себе, о своих увлечениях.

3.Тема: « Древо моей семьи».

Теоретическая часть: рассказ о значимости родословной в семье.

Практическая часть: составление родословной своей семьи.

4. Оформление альбома «Я и моя семья».

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

10

      3

2

3

2

3

1

1

1

-

7

2

1

2

2

II. Раздел: « Мой дом, мои соседи , мои друзья».

1. Тема: «Мой дом – моя крепость».

Теоретическая часть: рассказ о значимости родительского дома, бережного отношения к своему дому, окружающему, природе.

Практическая часть: Уборка территории вокруг дома, благоустройство вокруг дома.

2.Тема: « Мои соседи – кто они?»

Теоретическая часть: беседа о соседях, как их зовут, где работают.

Практическая часть: совместная работа по благоустройству дома, оформление газеты «Наш дом», рисование дома мечты.

3.Тема: « Я и мои друзья».

Теоретическая часть: рассказ о том, кто такой настоящий друг.

Практическая часть: рисование портрета друга, совместные поделки с другом к выставке

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

   

     8

3

3

2

3

1

1

1

5

2

2

1

III.Раздел: « Моя школа».

1.Тема: « История нашей школы».

Теоретическая часть: рассказ об истории школы, её традициях.

Практическая работа: сбор материала о школе, оформление альбома.

2. Тема: «Учителями славится Россия».

Теоретическая часть: рассказ об учителях школы, их биографии, заслуги.

Практическая часть: сбор материала об учителях, оформление альбома.

работа над исследовательским проектом « Твои люди, Север».

3. Тема: «Наши выпускники – труженики нашего района, села».

Теоретическая часть: рассказ о выпускниках школы, которые трудятся в районе.

Практическая часть: сбор материала, оформление стенда «Наши родители выпускники школы».

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

11

4

3

4

4

2

1

1

7

2

2

3

IV.Раздел: « Моя улица».

1.Тема: « Почему так назвали».

Теоретическая часть: рассказ о истории названия улиц села.

Практическая часть: экскурсия по улицам села, рисунки, фотографии  своей улицы, игра «Мы пешеходы».

2.Тема :«Улицы будущего».

Практическая работа: составление карты села с названием улицы, макет  «Моя улица».

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

6

3

4

2

1

1

4

2

3

V. Раздел: « Село, в котором я живу».

1.Тема: « История села Газ- Сале».

Теоретическая часть: история создания села ,природа, окружающая село.

Практическая часть: рисунки «Моё село в будущем», «Родной уголок», сбор фотографий и оформление альбома.

2. Тема: «Кто они - первые жители и труженики села».

Теоретическая часть: рассказ о первых жителях и тружениках села района.

Практическая часть: сбор материала и о почетных граждан района, изготовление сувениров для жителей дома Милосердия, оказание посильной помощи им- чтение книг, концерт .

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

8

5

3

3

2

1

5

3

2

VI. Раздел: «Моя родина – Ямал».

1.Тема: « На Ямале я живу».

Теоретическая часть: рассказ об истории Ямала, её природных богатствах, городах и селах округа.

Практическая часть: сбор фотографий о крае- оформление стенда «Наш край».

2.Тема: «Природа Ямала».

Теоретическая часть: рассказ о природе Ямала, его природных богатствах.

Практическая часть: Фотографии и рисунки- природа в разное время  года.; загадки, приметы, пословицы, игры жителей тундры- оформление альбомов; экскурсия в краеведческий музей; проведение праздника «На Ямале мы живём»; изготовление поделок.

3.Тема: «Города Ямала, села района».

Теоретическая часть: знакомство с городами округа и селами района.

Практическая часть: сбор иллюстраций городов, оформление стенда; сбор материала о Тазовском районе.

 

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

13

4

      5

4

5

2

2

1

8

2

3

3

VII. Раздел: « Знаменитости моего края».

1.Тема: «Писатели, поэты нашего края. «Они прославляют наш край».

Теоретическая часть: рассказ о писателях и поэтах нашего края, посещение библиотеки-

знакомство с их произведениями.

2.Тема: « Умельцы нашего села».

Практическая часть: экскурсии на выставки умельцев села, изготовление поделок из природного материала, меха, бисера.

3.Тема: « Ветераны войны и труда в нашем районе».

Теоретическая часть: рассказ о ветеранах войны и труда.

Практическая часть: сбор материала о ветеранах труда и войны- оформление альбома , экскурсия к памятникам; уход за памятником.

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

7

2

2

3

3

2

-

1

4

-

2

2

VIII. Раздел: « Мой край сегодня».

1.Тема: « Предприятия, стройки района, села».

Теоретическая часть: рассказ о предприятиях, стройках района, села.

Практическая часть: экскурсии на предприятия и стройки; сбор материала и оформление альбома.

2.Тема: « Культурные центры района, села».

Теоретическая часть: рассказ о культурных центрах района, села.

Практическая часть: экскурсии в библиотеку, музыкальную школу, ДЮЦ, клуб,  сбор материала.

3.Тема: «Лучшие люди села, района».

Теоретическая часть: рассказ о передовиках производства, встречи с ними.

Практическая часть: сбор материала и оформление альбома.

4. Оформление музея в школе- проведение экскурсий – итог работы.

5. Праздник «Под полярной звездой».

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

коллективная

9

2

2

2

2

1

3

1

1

1

-

-

6

1

1

1

2

1

ИТОГО                                                                                 72                  27              45

Условия реализации программы.

        Занятия детского объединения проводятся один раз в неделю продолжительностью 2 часа с учащимися 2, 3, 4 классов с одной группой детей в количестве 10 человек. На занятиях используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

        Для теоретических занятий можно использовать:

        - книгу Л.В.Федоровой «Северные родники»;

        - газету «Советское Заполярье»;

        - журнал «Ямал»;

        - видеофильмы о нашем крае;

        - материалы краеведческого музея.

        Для практических занятий потребуются:

- альбомы, картон, краски, фломастеры, клей;

- иллюстрации и фотографии городов, достопримечательностей Ямала, нашего района, села для оформления книг-раскладушек;

-природный материал, мех, бисер, для изготовления поделок.

Прогнозируемые результаты.

        К концу обучения по образовательной программе юных историков-краеведов «Поиск» должны

Знать:

- Государственную символику ЯНАО, района, села;

- историю своего села, школы;

- ветеранов войны и труда, старожилов села;

- народное творчество коренных жителей;

- предприятия, стройки нашего района;

- культурные центры района, села;

- поэтов и писателей нашего края;

- природу нашего края.

Уметь:

- проводить сбор необходимого материала;

- оформлять материал аккуратно и правильно;

- изготавливать поделки из природного материала, меха, бисера;

- писать сочинения, рефераты;

- работать самостоятельно, коллективно.

                   Литература:

1.        Л.В.Федорова «Северные родники».

2.        Н.Дудников «Ледовый материк».

3.        Н.Ядне «Я родом из тундры».

4.        Г.Чувашов «Гыданско-Тазовская природная зона».

5.        Н.Салиндер «Души моей струны».

6.        Книга «Тазовский, 75. Шаги в следующий век».

7.        Журнал «Ямал».

8.        Газета «Советское Заполярье».

9.        Р.Ругин «Мелодии Полярного круга».

10.        Н.С.Борисова «Методика историко-краеведческой работы в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...