Научная работа школьника "Живое письмо"
творческая работа учащихся по истории (3 класс) по теме

Новолодская Виктория Анатольевна

Работа была написани для школьной научной конференции. Охватывает историю писем. значение эпистолярного стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota.docx105.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Негосударственное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

Тема: «Живое письмо»

Выполнила:                      Кидярова Валерия  Святославовна

                                                                4 класс

                      НОУ школа-интернат

               №22 ОАО «РЖД»

 Педагог-куратор:              Новолодская Виктория Анатольевна

                  воспитатель 4 класса

                   НОУ школа-интернат

            №22 ОАО «РЖД»

Г. Улан-Удэ

2012 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….….3-4

I. История письма…………………………………………………………5-7

II. Виды писем……………………………………………………………8-11

    2.1 Эпистолярный жанр………...………………………………………...8

    2.2 Правила эпистолярного этикета………………….…..….….…….9-11

    2.3 Письма в произведениях детской литературы……………….…12-14

III. Современная переписка………………………………………….  ...15-16

Заключение…………………………...…………….………………..…….…17

Список использованной литературы…….…………….….………………..18

 

Введение

В наш век всеобщей телефонизации и компьютеризации мы все реже и реже получаем и пишем письма. В современном мире все так стремительно, что у людей просто не хватает времени на то, чтобы спокойно сесть и написать письмо своим близким. Можно очень быстро пообщаться при помощи телефона или компьютера, узнать все новости и рассказать, что нового у тебя, но что - то очень важное теряется в таком общении.
Становится жутко - что останется от нашего поколения? Как смогут судить внуки современных молодых людей о судьбах и характерах своих дедов и бабушек? Ведь не пошлют же они потомкам SMS?
Хочется лишь верить, что искусство писать письма не будет в будущем занесено в Красную книгу.

В данной работе будет рассмотрена тема, касающаяся особенностей переписки прошлых поколений и современных людей. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения людей разных поколений, потому как новые технологии  виртуального общения приобретают большую значимость и становятся одним из основных видов коммуникации.
А современные дети? Они уже с раннего возраста хорошо знакомы с телефоном и интернетом. Но, к сожалению, очень мало знают о таком способе общения, как переписка.
          Объектом исследования данной работы являются люди, использующие современные виды связи, как способ передачи информации и средства общения.  

Предметом исследования работы является письмо, как средство общения между людьми и возможность закрепить передаваемую информацию во времени, сделав ее «живой».
Изучение выбранной темы предполагает достижение основной цели - ответить на вопрос нужно ли писать «живые» письма современному поколению.
 

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

  1. изучить понятие и историю письма;
  2. раскрыть принципы такого общения, определить его основные формы;
  3. выяснить преимущества и недостатки виртуального общения;
  4. проанализировать полученный материал, сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.

Выбранная тема была исследована при помощи следующих методов:

  1. рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы;
  2. изучение практических материалов Интернет - сайтов;
  3. исследование общественного мнения по данной проблеме;
  4. анализ полученных материалов, выводы и заключения.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов. Это работы таких авторов, как Боярский М., Истрин В.А., Филякова В., Ридерз Дайджест.  В книгах этих авторов анализируется общение посредством «живого»  письма, и большое место отводится изучению способов такого общения. При подготовке работы были использованы теоретические и практические  материалы Интернет - ресурсов.

Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 18 страницах. Для написания данной работы использовано 7 научных источников.









                                                                         

                                                                         Кто стучится в дверь ко мне

                                                  С толстой сумкой на ремне,

                                                       С цифрой 5 на медной бляшке,

                                                      В синей форменной фуражке?

                            Это он, это он,

                                                Ленинградский почтальон.

                                       У него сегодня много

                                            Писем в сумке на боку,-

                                             Из Ташкента, Таганрога,

                                    Из Тамбова и Баку.

                                                  В семь часов он начал дело,

                                              В десять сумка похудела,

                                        А к двенадцати часам

                                         Всё разнёс по адресам

                                                                                          (отрывок из произведения

                                                                                       С.Я.Маршака «Почта»)

Так было 20 лет назад.

С каким же нетерпением все ждали этих писем!!!

А что же сейчас?! Пишем ли мы письма, и ждем их с таким же нетерпением?

Или письмо стало вещью прошлого?

  1. История письма.

Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому.  

                                                                                                             (В.И.Даль).

Письма — один из видов источников для изучения жизни, идейной борьбы, культуры, быта, отношений того общества, современником которого является автор. 

История почтового письма насчитывает не только столетия, но тысячелетия. 

Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией.

Известно, что люди научились рисовать и раскрашивать значительно раньше, чем писать. Рисунок вызвал к жизни письмо: с его помощью было проще передать информацию — стоило просто нарисовать вещь, о которой хотелось сообщить. Но постепенно люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Так появились иероглифы. Они существуют и по сей день.

Самое старое письмо - клинопись шумеров. Шумерские письмена, существовавшие за много лет до нашей эры, дошли до нас на глиняных табличках.

 Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность, — в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности.
На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надпись стирали, смачивая табличку водой, и выравнивали глиняную поверхность.

Одним из древнейших способов тайнописи считается узелковое письмо. Этот вид шифрования представляет  собой шнур или веревку с последовательно завязанными на ней узлами. Каждый узел имел свое местоположение на шнуре и, иногда, отличался от соседствующих с ним узлов по способу завязывания. Чаще всего комбинации узлов соответствовали не буквам или слогам, а целым понятиям. Например, два узла вместе, означали слово «да».  Три узла – «нет», четыре узла – «опасность» и т.д. 

 В 11-15 вв. письма писали и на бересте. Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Античные историки Дион Кассий и Геродиан упомянули записные книжки, изготовленные из бересты. Заготавливавшие бересту для своих писем американские индейцы долины реки Коннектикут называли росшие в их земле деревья «бумажными березами».

Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами.  

Знания об удивительных характеристиках голубей еще в древности натолкнули людей на мысль использовать их для быстрой передачи важных письменных сообщений. Они так и назывались «голубеграммы».
Выведением и селекцией голубиных «почтальонов» в основном для военных целей специально занимались в Древнем Египте, Древней Греции, в Римской империи и других государствах. Множество голубей «служили в армии» и в более поздние времена. Так, почтовые голуби доставили более миллиона писем во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы – они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.

 В античные времена обходились вовсе без конвертов. Послания писались на восковых табличках, их складывали попарно лицом друг к другу и перевязывали шнурком, на котором ставили печать.
На содержание письма указывал цвет печати: свадебные приглашения обозначались белым цветом, а трагические сообщения – черным.
Бумажные конверты появились в 1820 году, а до этого корреспонденцию писали на бумаге, потом складывали определенным образом и опечатывали.

Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.

В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Только церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. И лишь в 16-17 веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием.

           Письмо играет столь же важную роль, что и фотография. Оно навсегда запечатлевает наши эмоции, позволяет выразить самое сокровенное. Также письма несут богатейшую информацию о жизни людей, они непосредственные свидетели ушедших эпох. Ведь в них описываются, как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба.

           Сегодня мы пишем мало писем. Это объясняется небывалым развитием средств  связи.

Совсем не так обстояло дело в прошлом. Люди, жившие в XVIII веке, любили писать письма, писали часто и подробно.  Письма были приняты в разных социальных сферах.  Их писали по разным поводам:  сообщить  о себе, о своих близких, обсудить деловые вопросы.  Даже если письма предназначались одному человеку, они нередко читались всей семьей. В то время  люди нуждались в письменном общении.

  1. Виды писем

2.1 Эпистолярный жанр

Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Существует эпистолярный жанр - стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке. Эпистолярный жанр имеет свою историю. Следует сказать, что произошло слово «эпистол» от греч. epistole - послание, переписка, которая имеет двусторонний характер и ведется между отправителем и адресатом. Этот жанр развился из бытовой переписки.

Ода эпистолярному жанру

                     Эпистолярный жанр! Все глубже уходишь ты в небытие.

                    Чему под силу в наших душах звучанье заменить твое?

                    Открыт спокойствию и страсти ,ты был то вычурен ,то прост.

                    Ложился ,спешке неподвластен ,меж собеседниками мост.

                                                                                                    Н. Кузовлева 

Этот жанр может быть составной частью других стилей, например, художественной литературы, публицистики. Владение этим стилем предполагает такой уровень владения языком, когда мы при минимуме слов выражаем максимум эмоций и информации.

Чтобы научиться писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного искусства. Я предлагаю прочесть письмо.                      

    «Милостивый и любезный мой друг!

   Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика ,нуждающегося в каком – либо занятии для насущного существовании ,не откажитесь пристроить его в Ваше правление.»

Л.Т.1897г  

В этом письме мы прослеживаем любезное обращение, вежливую  просьбу,  выражение почтения. Это необходимые компоненты, составляющие правильную структуру письма. 

             

2.2 Правила эпистолярного этикета

 Рассмотрим выдержки из писем.

«Подари мне на день рождения сказки Андерсена.

Когда ты привезешь мне обещанную книгу? Ну ладно, пока. Пиши».

Реплики этого письма невежливы. В них нет обращений.

Обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием.

А вот если эту же реплику переделать вот так.

«Милая бабушка!  Пожалуйста, подари мне на день рождения сказки Андерсена.

 До скорой встреч. Жду с нетерпением от тебя весточку».

Это другое дело.

Вывод: Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу же задает

              нужный  тон. 

 Существуют основные правила построения письма:

1) Приветствие с обращением к адресату.

2) Вступление (начинается с какой-нибудь любезности, пожелания)

3) Изложение о предметах, интересующих адресата.

4) Заключение, состоящее в изъявлении чувств, преданности, почтения и т. д. и собственноручной подписи.

5) Постскриптум (при законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него не  вошло, а упомянуть    непременно нужно. Тогда в конце письма ставится знак PS или NB и за ним приписывается забытое.

При общении письмами необходимо помнить и правила эпистолярного этикета:

               1)  ответить на письмо не позднее 5-7 дней;

               2)  близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли

                    общаться.  

                   Малознакомому лучше писать сдержанно.

                3)  закончите письмо пожеланием здоровья, успехов.

                4)  никогда не употребляйте шаблонных фраз. 

Написать интересное письмо-настоящее искусство.  Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт, чтобы письмо дошло до адресата. Адрес нужно писать разборчиво, грамотно, аккуратно.

Письма бывают деловые и личного характера. Они совершенно разные по стилю их написания и языку. 

Письма личного характера помогают в общении, выражают разные эмоции;  

деловые письма - неотъемлемая часть деятельности любого предприятия, офиса. 

Виды деловых писем.
 В повседневной жизни я наблюдала, что родители нередко пишут  различные заявления, автобиографию, резюме, служебные письма, служебные записки, докладные записки, акты и справки. Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих документов.

Письмо-благодарность
Обычно стиль письма-благодарности носит менее официаль ный характер, чем другие деловые письма; в таком письме просматривается эмоциональная окраска, так как письмо должно донести до адресата теплоту и искренность.
Письмо-напоминание
Такое письмо напоминает о назначенном ранее мероприятии - совещании, деловой встрече, приеме, необходимости выполнить обещанное.

 Письмо-сообщение - может быть инициативным или являться ответом на письмо-просьбу или письмо-запрос. Такие письма небольшого объема, состоящие из одного–двух предложений.

 Письмо-извещение – деловое письмо, информирующее о публичных мероприятиях: конкурсах, совещаниях, семинарах, выставках, конференциях.

Письма-извещения, как правило, рассылаются широкому кругу организаций, учреждений, предприятий с целью их привлечения или приглашения к участию в проводимых мероприятиях. 

Письмо-предложение – деловое письмо, направляемое потенциальному партнеру с предложением товаров, услуг, сотрудничества и т.п. Предложение может быть направлено по инициативе организации-автора (продавца) или в ответ на письмо-запрос.

 Письмо-просьба – деловое письмо, цель которого является получение информации,

услуг, товаров. Такое письмо содержит просьбу и ее изложение.

Яркий пример такого письма – это переписка Деда Мороза с детьми. Ребята всей страны шлют письма в Великий Устюг, где и расположена его резиденция. В почтовом отделении Мороз читает самолично письма детей с любого уголка России. На классном часе мы в классе познакомились с этой  резиденцией, как  там проживает Дед Мороз, и узнали его адрес. Наши ребята отослали ему свои письма-просьбы, и некоторым пришёл ответ.

Письмо-требование – деловое письмо, цель которого – заставить адресата выполнить взятые на себя обязательства в условиях, когда имеются серьезные нарушения ранее принятых договоренностей.

Письмо-запрос – деловое письмо, направляемое с целью получения каких-либо официальных сведений или документов. 

Письмо-ответ – деловое письмо, составляемое как ответ на письмо-просьбу, письмо-запрос или предложение. Ответ может быть положительным или отрицательным.

Письмо-приглашение – деловое письмо, разновидность письма-извещения. Отличается от письма-извещения тем, что может составляться не на бланке, иметь различный формат, цвет, дополнительные элементы оформления в виде орнамента, рисунков.

При приглашении большого количества лиц используются трафаретные, заранее изготовленные тексты приглашений.

 Вывод: у каждого письма своя цель, что и для чего писать. И всё же в каждом письме на первое место мы ставим внимание к адресату. Даже самую негативную информацию следует сообщать корректно.

Адресат ищет в письмах «пищу» не только для ума (информацию), но и для души. Сочувствие, сопереживание обогащает душу, воспитывает чувства, делает человека благороднее, нравственно чище.

         

2.3 Письма в произведениях детской литературы

Письма несут богатейшую информацию, они, непосредственные и неподкупные свидетели, воскрешают ушедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, они мимоходом запечатлевают как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба, но всё-таки, прежде всего и ярче всего они повествуют о душе человеческой. О драмах, которые разыгрываются в ней.

В художественной литературе “корреспонденты” становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приёмом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Прочитав многие рассказы, повести, сказки. Я нашла произведения, в которых герои произведения переписываются  бумажными настоящими письмами.

Очень много писем различного содержания написали герои произведения Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

«Здравствуйте, уважаемые конструкторы!
Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно.

С уважением –
Дядя Федор».

«Уважаемый Дядя Федор!
Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб веселый был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе.
Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает на продуктах. Отзывы о тракторе просим присылать к нам на завод.

С большим уважением –
инженер Тяпкин».

«Здравствуйте, родители дяди Федора!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика Дядю Федора. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, и мальчик ваш.

С уважением –
Печкин».

«Дорогой кот!
Мы все тебя помним. Жалко, что ты у нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живешь. А природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав. Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор – делать жарче и холоднее. Если ты что-то забыл, напиши нам, мы все тебе объясним. Всего хорошего.

Институт физики Солнца.
Курляндский».

Произведение  Алексина А. Г.: «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле». История веселая, грустная и поучительная. Юные герои А.Алексина впервые сталкиваются с "взрослыми", нередко драматическими проблемами.

Коля потерял маму. В своих письмах он передавал печаль, грусть, тоску. Оля, отвечая  на письма, поддерживала его.

                   « Оля пишет Коле.

                      Дорогой Коля!

                Помнишь,  как  ты  вначале присылал мне письма в  полторы строчки?  А

                сейчас пишешь чаще,  чем я. И это вовсе не удивительно.  Ведь выполнять

                задания  гораздо  труднее,  чем  давать  их, поэтому тебе  есть  о  чем рассказать

                мне и о чем  посоветоваться».

О самом сокровенном:

         «Оля пишет Коле.

                    Дорогой Коля!

                Я  получила фотографию твоей мамы.  Она действительно на  тебя очень

                похожа. Или, вернее, ты на нее. Вы очень похожи друг на друга».  

                                                       (А. Г.Алексин: «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»)

Произведение, построенное на общении двух ребят через письма, учит нас благородству. Учит высоко ценить дружбу, любить труд, быть жизнерадостными.

 В произведении Каверина «Два капитана» ведётся переписка капитаном Татариновым со своей женой об экспедиции.

Также особо запоминающимися для меня событиями в книге стала находка капитаном Григорьевым дневника штурмана Татаринова, который, после многих препятствий, был опубликован в «Правде». Это значит, что люди узнали об истинном значении экспедиции Татаринова, узнали правду об этом героическом капитане.

             В произведении А. Гайдара «Чук и Гек» ведётся переписка матери и отца.

 Герои этого произведения - весёлые, шаловливые, непоседливые братья. Они любили свою маму, но доставляли ей много хлопот. В этой повести происходит много увлекательных событий: неожиданная пропажа телеграммы, путешествие в тайгу, таинственное исчезновение Гека.

«Всем известно, что письма бывают веселые или печальные, и поэтому, пока мать читала, Чук и Гек внимательно следили за ее лицом.

Сначала мать нахмурилась, и они нахмурились тоже. Но потом она заулыбалась, и они решили, что это письмо веселое.

— Отец не приедет, — откладывая письмо, сказала мать. — У него еще много работы, и его в Москву не отпускают.

Обманутые Чук и Гек растерянно глянули друг на друга. Письмо казалось самым что ни на есть распечальным.»

Они разом надулись, засопели и сердито посмотрели на мать, которая неизвестно чему улыбалась». 

                              (Гайдара «Чук и Гек»)

«Чук и Гек» — рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему.

Вот еще один пример письма в произведении Чехова «Ванька»

“Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать…”

( А.П. Чехов: “Ванька”)

 Ванька Жуков - герой рассказа А.П.Чехова «Ванька» (1886), девятилетний мальчик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали - научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у В.Ж. такой: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».

           Вывод: Прежде всего, в отличие от художественной прозы, в письмах факты, события окружающей жизни, сообщаемые автором, являются достоверными, а не вымышленными. Время, фиксируемое в письмах, тоже действительное, а не условное. В художественных же произведениях может возникать лишь иллюзия настоящего времени: оно не непосредственное, а пересказанное. Адресант и адресат - реально существующие, известные лица, а не результат творческой фантазии писателя.

 

  1.   Современная переписка 

         

 Многие считают, что Интернет способствовал возрождению письма, но, скорее, состоялось лишь создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки. SMS-ки, мэйлы, чаты, форумы, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, Skype.…                                                                                                                                                                          Сколько всего придумали, чтобы мгновенно соединять разъединенных расстояниями людей

 Хорошо, удобно, быстро, но... только лишь бы отписаться, все сухо. Даже эмоции - это созданные кем- то «смайлики». Смайлики – это как индикатор настроения, например:

(- мне грустно;

 )- мне весело.

 Таким общением  не передать мысли и чувства так, как бы хотелось.

Почти все мои одноклассники зарегистрировананы на сайте «Odnoklassniki.ru». Все мы переписываемся электронными письмами. Но в них так же все сокращено. Например, пишем спасибо! (-спс!)

 Я считаю, что такой способ общения хорош только для передачи срочной информации, а не для отражения состояния души.

Очень модным стало использование электронной почты. Опять же, не у каждого есть такая возможность, письма могут быть прочитаны другими людьми, не только адресатом. Возникает опасность переписки с «виртуальными» адресатами.

Вывод: современные средства связи людей друг с другом удобны, но они не могут заменить такую форму общения на расстоянии, как письмо. Причин много. Только в письме можно сообщить подробно определённую информацию, поддержать в трудную минуту и разделить радость. Письма - источник отражения определённой эпохи, обычаев, облика людей, средство приобщения к общественной жизни, выражения уважения, любви и внимания. Это не только возможность овладеть языком, речевым этикетом, культурой выражения чувств через слово, но и способ проявления своей языковой индивидуальности.

При написании письма и содержание, и отбор языковых средств продуманы.

М. Горький писал, что развитие языка требует от человека «тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть,  - ясного, точного, красочного, звучного…»

   Интересно, сегодняшняя молодежь пишет письма? Не электронные, не смс-ки, а настоящие – на тетрадных листках, от руки, наклеивая побольше марок, чтобы «точно приточно» дошло? Что-то я сомневаюсь. По крайней мере, в моём окружении таких людей почти не осталось.

             Я решила провести опрос среди разных групп населения, и узнать существует ли еще живая переписка.

Мною были заданы несколько вопросов:

  1. Вы пишите письма?
  2. Какое это было письмо:  бумажное или электронное?
  3. Какого рода было это письмо: личное, деловое, заказное и т.д.?
  4. Как вы считаете,  будут ли люди в бедующем писать письма?
  5. Какого рода будут эти письма?
  6. Когда вы последний раз получали письмо?

Обработав данные, я выбрала самые главные. И предлагаю вам ознакомиться с полученными результатами.                                                                                                                                            На первый вопрос «Пишите ли вы письма», большая часть респондентов ответила утвердительно. Да, письма пишут, но какие… в основном-электронные. (Приложение 1,2)                  Исследование показало, что бумажные письма еще пишут, в большей части это люди в возрастной группе от 18 и старше.                                                                                                         На вопрос будут ли писать письма в будущем, большинство респондентов согласилось, и указало следующие виды писем: голограммы- 30%, голосовые-23%, рукописные-6%, электронные-41%. (Приложение3,4)

Заключение 

           По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы.

 Сегодня мы уже не утруждаем себя, выразить в письме оттенки мысли, найти точное слово. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. И тем самым обедняем нашу память.

Для меня, например, очевидно, что есть, как минимум 7 причин, чтобы вернуться к незаслуженно забытому эпистолярному стилю.

Причина первая:

В бумажном письме присутствует почерк. Почерк – это наша визитная карточка "живая" энергетика.

Причина вторая:

«Живые» письма, наполнены эмоциями.

Причина третья:

К написанию рукописных писем подходят более ответственно. Над каждой фразой нужно задумываться.

Причина четвертая:

«Живые» письма - дневник, монолог разговор с самим собой.

Причина пятая:

Это - анализ прожитой жизни…  

Причина шестая:

Ожидание письма – очень полезная вещь.

Причина седьмая:

Рукописные письма становятся частью нашей памяти, воспоминаний.

          Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым! И никогда не выбрасывайте те письма, что приходят к вам. Может быть, именно с них начнется ваш личный архив, ваша история!

Вспомним слова Д.С. Лихачёва: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу писать правильно и хорошо ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания. В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было, и как вы поступили…  Хорошо, свободно, с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку».

                                                                    

  Литература:

  1. Большая детская энциклопедия Аванта+ «История Древнего мира».

 Автор: М.Боярский. Аванта+, 2009

  1. В. А. Истрин:  «Возникновение и развитие письма»  М.: Наука, 1965
  2. Е. Филякова, В. Меньшов «Русская письменность»   М.: Белый город, 2004
  3.  Ридерз Дайджест: «Хочу всё знать» Германия, 2006г.
  4. Даль: «Толковый словарь», М.: 2004г.
  5. А. Гайдар: «Чук и Гек», М.: 2000г.
  6. А.Г. Алексин: «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», М.: 2006г.
  7. Каверин: «Два капитана», М.:1998г.
  8. А.Чехов: «Ванька», М.: 2007г.
  9. Интернет ресурсы:

nsportal.ruap/drugoe/library/istoriyapisma

ru.wikipedia.orgwiki/Письмо

pisma-lubvi.ruistoriya-pisma.html

  1. Рассказ о наскальных рисунках.

Из кн. Н.А. Дмитриева «Искусство древнего мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа «Символы Зимних Олимпийских игр»

Работа, выполненная под руководством Карякиной Ларисы Анатольевны, представляет собой исследовательскую работу.В работе четко определена цель и задачи исследования во вступительной части.Тема, заявлен...

Научная работа с презентацией " Давать прозвища и клички - плохая привычка"

Научная работа ученика; "Давать прозвища и клички - плохая привычка"...

Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"

Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...

"Цветы - национальные символы стран" научная работа ученицы 2 а класса Нурмухановой Линары

Каждая страна имеет свое национально растение и свой национальный цветок. Он отчасти отражает культуру и повествует об истории государства, представляя его окружающему миру. Понятие «национальный цвет...

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...