урок о космосе
презентация к уроку по истории (4 класс) по теме

Данный урок  предназначен для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyyurok_istorii_v_4_klasse-2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность методической разработки.

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Значимость методической разработки.

В ряду  десятилетья каждый год

Мы метили космическими вехами.

Но помним: к звёздам начался поход

С гагаринского русского « Поехали!»

А. Твардовский

История - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планет и в космосе сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках истории помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

В модернизации системы исторического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, карт  и космических снимков. Актуальность использования ИКТ связана с важной задачей образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учащихся. Вовлечение их в учебную, познавательную и исследовательскую деятельность.

Урок истории в 4 классе

Тема: «Страна, открывшая путь в космос»

  1. Цель:
  2. сформулировать представление учащихся о жизни страны после войны, об успехах в освоении космоса
  3. знакомство с первооткрывателями космической эры, являющимися примером трудолюбия, упорства в достижения цели;
  4. рассмотрение основных этапов развития космонавтики;
  5.  расширение кругозора;
  6. Учить анализировать и делать выводы, развивать память и грамотную устную речь.

Задача:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения и любви к России, своему народу.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданием, словари. Презентация к уроку, выставка книг  о  космосе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Слайд 1 – название урока

- На уроке истории мы изучаем этапы развития СССР, важные события в жизни страны.

- Какое незабываемое событие в истории нашей страны мы изучали на прошлом уроке?

( Великая Отечественная война и Великая Победа)

- Рассказать когда началась война и кто в ней участвовал?

(ответ 1 ученика)

- Рассказать хронику событий В. О. В.

Слайд 2. (3 даты – 3щелчка)

Слайд 3 – (2 даты – 2 щелчка)

( ответ 2 ученика)

Блиц опрос для класса:

1)Когда началась В. О. В.

2)Когда немцы напали на СССР

3) Сколько лет длилась война?

4) Каких полководцев В.О. войны вы знаете?

5) Почему война называется В. О.

6) Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

7) Когда начался штурм Берлина?

8) Кто им руководил?

9) Какой день стал днём победы?

10) Сколько человек потеряла страна в этой войне?

Итог: Молодцы! Вопросы не вызвали затруднения, значит хорошо изучили тему.

3. Вступительная беседа

- После войны многие города и сёла были разрушены. Люди упорно трудились, поднимали из руин города и сёла. Было много трудностей, но,  несмотря на это наука и техника продвигалась вперёд.

События, о которых пойдёт речь на этом уроке относятся к тому времени, когда наша страна носила имя СССР. Мы узнаем тему, если разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

Слайд 4.

  1. Чудо-птица - алый хвост

Полетела в стаю звёзд  ( Ракета)

  1. Синий потолок, очень он высок

Сколько не желаем его мы не достанем ( небо)

  1. Сторона горизонта, где восходит солнце ( восток)

4.Ночью на небе один

Золотой апельсин

Миновали 2 недели

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.           (Месяц)

  1. Говорят, что это города берёт

Говорят, что это всех вперёд ведёт!

Кто этим обладает

Всегда побеждает.                   ( смелость)

 5.В синей чашке алый мяч,

Он и светел и горяч                   ( Солнце)

с

н

м

р

е

в

е

а

б

о

л

к

о

с

м

о

с

е

т

е

с

о

т

о

с

т

л

а

к

я

ь

н

ц

ц

е

Какое ключевое слово получилось, прочитаем хором

                                    ( К о с м  о с)

Работа со словарём (слова на доске)

- Что означает это слово?

- Найдём значение этого слова в словаре.

Сегодня на уроке нам встретятся слова:

Спутник

Орбита

Космическая станция

Слайд 5 – Тема урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить об освоении космоса, о    нашей  стране, о человеке который открыл дорогу во вселенную.

- Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?»

Слайд 6

- Задумывался над этим и человек, которого называют отцом космонавтики – это Константин Эдуардович Циолковский.

(Чтение дополнительной литературы)

Константин Эдуардович Циолковский  - русский  учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель, основоположник современной космонавтики.  

В  начале XX века  он первым в мире  высказал идею о том, что в скором времени человек проникнет в космос, и сделал математические  расчеты полёта космических ракет. Он также сформулировал идею создания космических околоземных станций, состоящих из нескольких космических кораблей. Константин Эдуардович Циолковский  автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам. Он запустил в небо воздушный  шар. Создал проект дирижабля. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана, а также подводного батискафа. Он опубликовал работу под названием «Космические ракетные поезда», в которой рассказал, как будет выглядеть многоступенчатая космическая ракета.

- Продолжателем дела Циолковского стал другой советский учёный Сергей Павлович Королёв.  

Главный конструктор космических кораблей Сергей Королёв считал себя не просто продолжателем, а учеником Циолковского. Под руководством Королёва созданы первые космические комплексы, многие ракеты. Запущены первые в мире межконтинентальная  ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации, первый искусственный спутник Земли; осуществлены полеты космических кораблей  "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершен космический полет человека. Созданы первые космические аппараты серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", "Молния-1" (спутники связи) Под руководством Королёва получила начало разработка космического аппарата для пилотируемого полета на Марс.

- Итак, мы говорим,  какие достижения были в области космонавтики  в нашей стране.

Слайд 7 – читать по слайду

- Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные.

Слайд 8

Первой в космос отправилась  собака Лайка.

В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. В память об этом в Москве поставлен памятник первой собаке побывавшей в космосе.

Слайд 9 – памятник собаке Лайке

Слайд 10 

- Через 3 года, 20 августа 1960 года,  после неудачного  полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка.  В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю.

*   *   *

- После удачных испытаний с животными было принято решение отправить в космос человека.

Рассвет. Ещё не знаем ничего.
Обычные. Последние известия.
А он уже летит через созвездия.
Земля проснётся с именем его.
Земля ждала, как ожидала слова,
Когда ещё никто не говорил,
А он уже обнялся с Королевым,
А он уже прощался и шутил.
В предчувствии неведомой отваги
Ракета серебрилась, как мороз.
Земля ждала. В степи алели маки.
Друзья молчали. Он улыбку нёс.

Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Все тот же день,
Часов всё та же мера…
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут.

- О каком человек идёт речь в этом стихотворении?
Слайд 11

Слайд 12 – Знаете, каким он парнем был…

- Сколько лет прошло со дня первого полёта человека в космос? ( 50 лет)

- Верно, 12 апреля вся страна будет праздновать 50-летие этого  знаменательного  события. Во всех школах страны пройдут уроки, посвящённые этой дате. Мы ребята должны помнить историю своей страны, первой, открывшей космическую эру.

Слайд 13

щелчок

 - С тех пор ежегодно наша страна отмечает день космонавтики.

- Облетев вокруг Земли, Юрий Гагарин в  бортовом журнале сделал запись.

Прочитаем её.

Слайд 14 ( Читают дети)

- Весть о первом человеке, побывавшем в космосе, облетела весь мир. Все газеты пестрели заголовками.

Слайд 15

Он побывал во многих странах, везде его встречали как дорогого гостя.

“Гражданин Вселенной” — так звали Гагарина люди на всех континентах Земли.

( Физминутка)

Мы ногами топ, топ;
Мы руками хлоп, хлоп;
Мы глазами миг, миг;
Мы плечами чик, чик.
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Сели, встали, сели, встали,
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.

- После полёта Гагарина в космосе побывало много космонавтов, которые прославили нашу страну. Среди них женщина космонавт - Валентина Терешкова.

Слайд 16

Слайд 17 – читать по слайду + щелчок   (Леонов)

- Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз.

Чтобы экипажи могли  проводить свои исследования нужен был космический дом, и он появился.

Слайд 18-станция « МИР»

Работа с учебником.

- Откройте стр . 151, второй абзац. Прочитайте,  найдите ответы на вопросы.

Слайд 19

1.Когда появилась космическая станция «Мир»?

2. Какие открытия были сделаны с помощью этой станции?

3.Когда станция прекратила своё существование?

Итог: - В каких областях науки проводятся исследования в космосе?

- Ребята, чтобы быть космонавтом надо много трудиться, быть сильным, смелым, выносливым.

Слайд 20

Слайды 21-23

Проверка усвоения знаний.

Каждый ученик получает карточку в форме ракеты. На ней таблица с вопросами. Нужно ответить на вопросы.

1. . В каком году был запущен первый спутник Земли?

2.В каком году в космосе побывали собаки  Белка и Стрелка?

3. В каком году  человек впервые побывал в космосе?

4. Кто был первым советским космонавтом?

5.Как звали первую женщину-космонавта?

6.Сколько лет прошло со дня первого полёта человека в космос?

7.  В каком году был запущен первый спутник Земли?

8. . В каком году была запущена орбитальная станция «МИР»?

Проверка работы

Слайд 24

Итог урока. О каком великом достижении мы сегодня говорили? Какая страна первая покорила космос?

Слайд 25

Домашнее задание:

  1. Прочитать стр. 151,-152, 147
  2. Нарисовать рисунок о космосе.

Список использованных ресурсов.

1.http://yandex.ru/yandsearch

2.http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika/99.htm

3. cosmos.ucoz.ruphoto 

4.«Космос» Ю.И.Коптев , С.А. Никитин  1987 год  издательство «Детская литература»

5. «Космос землянам» Г.Береговой  1983 год издательство «Молодая гвардия»

6. «В космическом зеркале» В.Н.Комаров  1989 издательство «Советская Россия»

7.«От самолета к орбитальному комплексу» Л.А.Гильберг 1992 год издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок О космосе

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру во 2 классе по УМК "Планета знаний", но также может использоваться на внеклассных мероприятиях, посвящённых космонавтике....

Открытый урок " В космосе" (интегрированный урок)

Урок посвящен Дню космонавтики.Цель урока:1. Обобщить представления о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике.2. Развивать мышление, фантазию, творчество.3. Воспитывать ак...

Презентация к уроку "Освоение космоса"

Предмет - окружающий мир...

Урок- презентация " Космос"

Данная презентация подойдет к классному часу на тему " Космос"...

Урок рисования "Космос"

Аннотация к уроку во 2 классе по изобразительному искусству на тему "Космос"содержит : тип урока, предметно - информационную составляющую,ценностно - ориентиционную составляющую ,список обор...

Технологическая карта урока ИЗО "Космос"

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА   Тема: Космические фантазииЦели деятельности учителя: формирование творческого воображения детей; ознакомление учащихся с историей покорения к...

Урок математики- Космос 1 класс

Сложение и вычитание чисел в пределах 10....