«Древнейший Рим»
план-конспект урока по истории ( класс) на тему

Целеполагание:

                  - образовательные:1.  изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

                                     2. ввести понятия «плебеи, патриции, Сенат, Народное собрание, весталка»;

                                    3.   познакомиться с легендой об основании Рима;

- развивающие:  1 продолжить формирование навыка анализировать информацию из исторического источника;                            

                               2.  развивать умения работать с картой, находить нужную            информацию;

                               3. развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

действенно-практические: 1.  с помощью заданий систематизировать историческую информацию;

                                                     2. познакомиться с новыми понятиями из истории Древнего мира;

- смысловые: 1.  умение формулировать выводы, создание атмосферы жизни древних римлян в годы основания города;

                         2. умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

- рефлексивные: вызвать интерес к деятельности основателей Древнего Рима, м жизни древних римлян;

- воспитательные: 1. воспитывать интерес к предмету;

                               2.  воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

                          3. формирование коммуникативных качеств развивающейся личности;

Тип урока: урок – образ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_shoganu.docx471.21 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

по истории Древнего мира

5 класс

Тема урока: «Древнейший Рим»

Целеполагание:

- образовательные:1.  изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

                                     2. ввести понятия «плебеи, патриции, Сенат, Народное собрание, весталка»;

                                    3.   познакомиться с легендой об основании Рима;

- развивающие:  1 продолжить формирование навыка анализировать информацию из исторического источника;                            

                               2.  развивать умения работать с картой, находить нужную            информацию;

                               3. развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-  действенно-практические: 1.  с помощью заданий систематизировать историческую информацию;

                                                     2. познакомиться с новыми понятиями из истории Древнего мира;

- смысловые: 1.  умение формулировать выводы, создание атмосферы жизни древних римлян в годы основания города;

                         2. умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

- рефлексивные: вызвать интерес к деятельности основателей Древнего Рима, м жизни древних римлян;

- воспитательные: 1. воспитывать интерес к предмету;

                               2.  воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

                          3. формирование коммуникативных качеств развивающейся личности;

Тип урока: урок – образ


ХОД УРОКА.

Учитель

Обучающиеся

I. Мотивационная беседа

? Ребята кто знает, что означают ваши имена?

Ответы детей: Виктория – победа; Александр – защитник; Алина – упрямая и т.д.

Сегодня я хотела бы  рассказать об имени, которое легло в основание одного государства, а именно Рим.

? Кто-нибудь из вас знает, почему Рим называют именно так?

? И какое имя легло в основу названия?

Чтение стихотворения.

Ромул и  Рем взошли на гору,

Холм перед ними был дик и нем.

Ромул сказал: «Здесь будет город».

«Город, как солнце» - ответил Рем

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Ученики слушают стихотворение.

Ребята в этом стихотворении прозвучало два имени - Ромул и Рем.

Как вы считаете, какое из них  могло бы стать названием Рима

Что бы это узнать, я предлагаю вам открыть тетради и записать число и тему урока: «Древнейший Рим».

(Раздача  карточек контурной картой)

Ребята высказывают свои мнения.

Записывают число и тему урока.

Ученики должны их вклеить к себе в тетрадь.

II. Рациональное представление

Учитель вещает на доску изображение волчицы.

Древний Рим, Римская республика, Римская империя – это названия одного из самых знаменитых государств  в истории человечества.

С чем у вас ассоциируется г. Рим.

История Рима очень интересна и мы постепенно познакомимся со всеми ее секретами.

Название «Рим»  связано с именем его основателя  - Ромула. Сейчас археологи знают, как на самом деле появился город Рим, но есть и древняя легенда, которая повествует об этом не так.

Сегодня я расскажу вам и легенду, и археологические данные.

Высказывания учеников.

 Ребята посмотрите на ваши карты, можно ми определить, где располагалось это государство.

Пока я буду рассказывать, вы цветом выделяете все географические названия, о которых я буду говорить.

Ученики смотрят на карту

Рим похож на сапог, точнее, он имеет форму сапога.

Это Апенинский  полуостров. Сам город возник на берегу реки Тибр в Италии. Здесь благоприятные условия для жизни людей: теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и скотоводства. Дождей выпадает больше, чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянуться невысокие горы, которые богаты строительным камнем и металлами.

В 1 тысячелетие до нашей эры Италию населяло много народностей: латины, этруски, италики.

? Какие географические названия вы отметили?

Ученики красным цветом обводят сапожок.

Обучающиеся выделяют на контурной карте синим цветом р.Тибр;

зеленым – пастбища, коричневым – горы.  

Ответы обучающихся

Ребята, в каждой стране есть свои предсказания, сказки, мифы, которые передаются из поколения в поколения.

В Др.Риме тоже есть такая легенда, которую я вам сейчас расскажу.

Легенда.

Когда погибла древняя Троя, нескольким воинам удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Корабли беглецов долгое время скитались по морям. Однажды ветер пригнал их к берегу. Беглецы увидели широкую реку, впадавшую в море. Берега реки были покрыты лесами, рощами, кустарником, дальше была расположена плодородная равнина. Измученные долгими скитаниями беглецы высадились на берег и решили здесь обосноваться. Это была Италия, а местность называлась Лацием. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга.

Прошло много лет. В городе Альба-Лонге правил потомок Энея - Нумитор. Младший его брат - Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата - Нумитора. Амулий хотел занять место Нумитора и стать правителем.

Со временем ему удалось свергнуть Нумитора и занять его место. Своего старого и слабого брата Амулий не боялся и оставил его в живых. Он только боялся мести его потомков - детей и внуков. Чтобы обезопасить себя, жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты - весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.

Когда Амулий узнал об этом, он очень испугался. Он боялся, что близнецы - внуки свергнутого им Нумитора - вырастут и будут мстить ему за деда. Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.

Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал.

Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Братья со временем стали ловкими и сильными воинами. Постепенно они заслужили всеобщее уважение и приобрели большую известность. К ним стекались пастухи, бродяги и беглые рабы. Каждый из братьев составил себе небольшой отряд воинов. В одной из стычек с людьми Нумитора Рем попал в плен. Когда его привели к Нумитору, тот был поражён мужественным видом и поведением юноши, и Нумитора заинтересовало происхождение этого юноши. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями пастуха, но теперь, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто очень важное. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери и птицы, на съедение которым нас бросили, — волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки». Нумитор стал догадываться, что перед ним его внук, один из детей Реи Сильвии. Вскоре он был уверен в этом.

Пастух, воспитывавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их происхождения. Ромул поспешил на помощь брату. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, которые ненавидели жестокого Амулия. В Альба-Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул и Рем. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору. Сами они не захотели остаться в Альба-Лонге. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.

Скорым временем братья поссорились. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в этом городе. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Но через несколько мгновений мимо Ромула, при блеске молнии и грохоте грома, пролетело двенадцать коршунов. Братья начали спорить. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то спор выиграл он. Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь он увидел этих птиц вдвое больше.

Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!» Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг быка и корову в плуг и, погоняя их, провёл глубокую борозду - границу города. На этом месте должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. После этого обряда вся стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его первым правителем.

Римляне вверяли в легенду о братьях-близнезах и гордились, тем что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул существовал на самом деле.

В наше время археологи провели в Риме и доказали, что город возник не сразу. Дата его основания 753 г до н.э. на холмах р.Тибр. Недалеко от этой реки существовало несколько поселений, которые объединились.

?  Мог ли Ромул что-то слышать об Олимпийских играх? Мог ли в них участвовать?

Ученики слушают легенду.

Дети высказывают предположения.

? Ребята, скажите, как происходит управление в нашей стране? С помощью кого?

А кто из вас может предположить как это происходило в Др.Риме.

Жители Др. Рима называли себя патрициями. Кроме патрициев, Рим населяли переселенцы, которых называли плебеями.

В управление государством принимали участие патриции. Старейшины рода заседали в  совете – сенате. Высшая власть принадлежала Народному собранию (мужчин, коренных жителей).

Ответы обучающееся.

Ученики записывают схему.

        III. Самостоятельное действие.        

На столе лежат картинки с римскими солдатами, которые «оживают» и задают вопросы.

Перед вами римская армия, которая собирается на войну. Я предлагаю вам ее оживить. У каждого из них есть вопрос. Они оживут, если вы правильно на них ответите.

Вопросы:

1. На берегу, какой реки возник город Рим?

2. На каком полуострове располагается  Италия?

3. Кто такие этруски?

4. Кто такие латины?

5. Жрица богини огня и доиашнего очага-

6. Два брата-

7. В каком году был основан Рим?

8. Кто такие патриции?

9.  Кто такие плебеи?

Ученики отвечают на вопросы

IV. Актуализация  и проповедь

На этом наше первое знакомство с Древним Римом подошло к концу. Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями .

Дети высказывают свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Презентация "Египет, Древняя Греция, Древний Рим"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 4 классе по программе Плешакова. Презентация составлена в виде демонстрационного материала, поэтому любой учитель может включать ...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...