Урок окружающего мира в 4 кл "Обобщение по теме "Человек и мир людей"
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Аширова Людмила Петровна

  Урок проведён в форме  СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ" Необычное начало урока и организация работы в группах с элементами  соревновательности способствуют высокому уровню учебной мотиваци.  Применяется технология критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуси – лебеди)Цели: дать учащимся представление о человеческом обществе и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»

Урок окружающего мира

«Обобщение по теме

«Человек и мир людей»

4 класс

(программа «Школа 2100»)

C:\Users\Людмила\Desktop\dekl2.jpg

Составил - учитель начальных классов

Людмила Петровна Аширова

  Февраль  2015 год

Урок окружающего мира   «Обобщение по теме «Человек и мир людей»

Тип урока:   обобщение  и систематизация знаний

Форма проведения урока – «Следствие ведут знатоки» 

Цель: Систематизировать знания учащихся  по материалам раздела «Человек и мир людей»

 

          Планируемые достижения:

Предметные: довести до сознания учащихся  мысли о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей и  их благополучии, на основе соблюдения прав и  законов, представленных в Конституции РФ.

Метапредметные (УУД):

1.Личностные:

- Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный  смысл

-  учения;

- Принимать и осваивать социальную роль  человека,  как частицы человеческого общества;  

-  Понимать и принимать роль  патриота и гражданина  своей страны, своего отечества.

2. Познавательные:   

- подготовка учащихся к обобщённой деятельности путём воспроизведения и структурирования  полученных знаний на новом уровне.

- формирование  умений анализировать, обобщать, строить  рассуждения и доказательства    

3.Регулятивные:  

- Определять цели учебной деятельности и находить средства её  осуществления.

- Формировать  умения в сотрудничестве с учителем и с одноклассниками планировать свои действия  и  проводить самооценку  и самоконтроль в соответствии с поставленной задачей;

3.Коммуникативные

 - Строить  речевое высказывание,  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в устной и письменной   форме.

Межпредметные  связи:       история, обществознание, литературное чтение

Ресурсы:  1.Электронная презентация (самостоятельно составленная);

                  2.Заявление;

                  3.Буквы  (Конституция) и   Цифры (от 1 до 5)

                  4. ПРОТОКОЛЫ  расследования

                  5. Макет общества (круги из бумаги разных размеров)

                  6. Пословицы о Родине

                  7. Кубик с вопросами

                  8. Несколько экземпляров КОНСТИТУЦИИ  РФ

                  9. Карточки «М»  и «П»

                 10. Звёздочки с цифрами «5», «4» и «3»

                 11. Муз запись «Мелодия из фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»

                                             «Песня о Таёжном»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и  обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

1.Звучит мелодия из сериала

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

Кто-то стучит в дверь класса и приносит  заявление  со следующим текстом:

(Читает один из учащихся)

                                                                      Ученикам 4 «Б» класса

                                                                      МБОУСОШ п. Таёжный

                                                                      директора школы

                                                                      Натальи Павловны Тихоновой

                                     ЗАЯВЛЕНИЕ.

        Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и ответственны и можете стать замечательными сыщиками – следователями.  

25 февраля 2016 г.  из библиотеки, а также из кабинета обществознания  неизвестными лицами  были похищены все экземпляры очень важного документа. Прошу принять  меры для  их розыска и  скорейшего возвращения  в нашу школу.

                                                                      дата  ___________

                                                                    подпись ________________

Учитель:  Хотите ли вы стать следователями на данный урок? Что вы знаете об этой профессии?

2. Поможет нам  сегодня на уроке формула успеха:

   Старание + внимание + сообразительность = УСПЕХ

СЛАЙДЫ  № 2 – 3

Личностные УУД

формирование мотивации к обучению и целенаправленной  познавательной деятельности

2

Актуализация знаний

Целеполагание:

- Чем мы сегодня будем заниматься?

(ответы детей)

В итоге наших следственных действий мы должны найти  ту пропажу, о которой говорится в письме директора школы и возвратить её на место.

После каждого задания будет появляться конверт с определённой буквой, в результате чего  мы должны составить слово – пропажу. 

СЛАЙД №   4     (буква  О)

1.Задание: Составьте   слово  темы  и узнаете, что поможет нам  найти пропажу.

(Подсказка) Во благо кого работают люди в полиции?

Б  Щ  О  Т  О  С  Е  В

Учитель: дайте правильное определение понятию «общество»

(обществом можно назвать людей, которые объединяются для общения, у которых есть  общие интересы)

Организация работы в  группах

Давайте разделим класс на 2 группы. Это ваши следственные группы. В каждой группе есть план – задание и ответственный секретарь, который  заполняет  этот лист совместно со всеми следователями группы. Это будет отчёт перед директором школы, что мы

делали для того, чтобы отыскать пропажу.

2. Актуализация знаний  по изученной теме

СЛАЙД №   5    (буквы К, У)

Давайте сначала вспомним всё, что знаем по этой теме, вспомните все понятия, а затем разместим их на таблице «Круги на воде»    (приём – составление  кластера) 

(понятия – право, общие интересы,  компромисс,  человечество,  конфликт, совесть, семья, все жители посёлка, отчизна, мораль…)

(Ребята заполняют  папку следователя)

Затем идёт проверка, проверяется, как выполнили задание ребята 1 группы, а затем 2 группы.

После чего по 1 ученику от группы заполняют  таблицу «Круги на воде»

Ключевое слово «ОБЩЕСТВО»

- Что такое ОБЩЕСТВО?

- Может ли быть обществом – общество любителей животных? Общество коллекционеров марок?

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других;

Формирование умений строить понятные для  окружающих высказывания.

Умение работать в группе

Регулятивные УУД:

1.Умение ставить цели  своей учебной деятельности;

2.Прогнозирование предстоящей работы

Познавательные УУД

Обобщать и классифицировать по признакам

3

Обобще

ние и система

тизация знаний

(воспроизведение материала  на новом уровне – переформулирован

ные вопросы)

3.СЛАЙД №  6    (  буква С)

Каждый следователь должен   уметь правильно общаться с подозреваемыми, чтобы угадать, правду он говорит или нет.

Задание  в форме «Перекрёстный допрос» или игра «Веришь – не веришь»

Каждая команда задаёт  по 3 вопроса  своим «подозреваемым» (противоположной команде)

- Верите ли вы, что наш класс – это общество?»

- Верите ли вы, что общество для каждого человека начинается с  семьи?

- Верите ли вы, что  люди могут жить без совести?

(Совесть – это наш внутренний голос, управляет поступками)

-  Верите ли вы, что мораль  - это  конфликт?

- Верите ли вы, что  самый лучший способ предотвратить конфликт – это умение договориться?

- Верите ли вы, что  в обществе существует золотое правило нравственности?

4. Слайд № 7    (И   - 2 буквы)

Задание: Работа со схемами – логическое мышление

Составь макет общества из различных общественных групп.  В чьей следственной группе будет больше общественных групп?

(я, моя семья,  друзья, одноклассники, односельчане,   соотечественники, народ, человечество)

5. Слайд №  8    (буква Я)

Ребята. Давайте проведём экспертизу 

Я бы хотела  узнать, что вы можете сказать о такой общественной группе, как  «односельчане» или «земляки»?   Что вас объединяет  с этой общественной группой?

Познавательные УУД:

1.Выявлять сущность, особенности объектов;

2. Умение выполнять знаково-символические (логические) действия - моделирование;

Коммуникативные УУД:

1.Строитьречевое высказывание  в соответствии с поставленными задачами.

2. Умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной  познавательной деятельности

4

Физминутка

слайд № 9  - Под звуки «Песня о Таёжном»  с применением «ЗОЛОТОГО  ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ» дети   кладут друг другу руки на плечи и мысленно желают  своим одноклассникам того, что  хотели бы пожелать себе.  (Буквы  Т, Т)

Личностные УУД:

знание моральных норм и умение применить эти знания на практике

5

ПРОДОЛЖЕНИЕ -Обобще

ние и система

тизация знаний

(воспроизведение материала  на новом уровне – переформулирован

ные вопросы)

6. Слайд №  10     (буква  Н, Ц)  Задание «проверка эрудированности»  следователей.

1 ученица читает стих о Родине З. Александровой

Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна. 


Хорошие слова о Родине  (4 человека от следственных групп составляют  пословицы о родине

(Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!

Человек без Родины, что соловей без песни)

– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?

– Кто помнит пословицы о Родине?

Родина – мать, умей за неё постоять.

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жить - Родине служить.

Ребята, как называют человека, который старается сделать что-то хорошее для своей страны, для своей малой Родины? Человек, для которого очень важны понятия «совесть», «достоинство», «долг» (ГРАЖДАНЕ)

Можете ли вы считать себя гражданами своей страны –России? (Да. Потому что мы стараемся хорошо учиться, чтобы в дальнейшем принести пользу для Родины. Мы любим свой посёлок Таёжный. Мы стараемся жить по совести.

Игра  «ВОПРОСЫ от КУБИКА» СЛАЙД № 11

а)  Нашему посёлку в этом году исполняется   ?  лет (55!)

б) Первым директором школы была .

(Питателева Екатерина Кирилловна)

в) Сколько учителей – бывших учеников работает в нашей школе?   (10 – Решетова, Аширова, Новикова,

Яговцев, Иванникова, Чижова, Коростелёва , Василькова, Герасимова, Никифорова)

г) Почему наш посёлок имеет такое название?

д) Что необычного в местоположении нашего посёлка?

 (Мы живём на границе Тюменской и Свердловской области)

Е) Почему наш посёлок известен во всём мире?

(Олимпийский чемпион – Евгений Дементьев)

7.СЛАЙД №   12  

Составьте слово, указывающее на предмет – пропажу

КОНСТИТУЦИЯ. Что вы знаете о Конституции?

(Это  часть правил поведения , которое  государство  записало в законах . Каждое государство имеет свою Конституцию. В  нашей стране  также есть Конституция РФ, где записаны права человека.  Мораль отличается от права тем, что  мораль - это устные правила поведения, а право –  государство записало в законах)

   ИГРА «ПРАВО или МОРАЛЬ?» СЛАЙД № 13

дети должны определить, что нарушено Мораль или Право. Ученики показывают карточки с буквами “ М ” и “ П ”.   Разговаривать грубо с родителями – М.

         Дразнить больного человека – М.

         Ударить собаку или кошку – М.

         Обидеть, оклеветать доброе имя человека – П на защиту    чести и достоинства.

        Врач отказал в лечении больному – П на медицинское обслуживание

       Человека задержали на улице, избили, ограбили – П на слободу и личную неприкосновенность.

      Ученик бросил мусор на улице – М.

Коммуникативные УУД:

1.Строитьречевое высказывание  в соответствии с

поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1.Умение отобрать необходимый учебный материал и удержать его в памяти);

2.

Личностные УУД:

1.Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения человека,

2. Формирование чувства гордости за

свою малую Родину;

 чувства патриотизма.

Личностные УУД:

Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения человека,

6

Контроль усвоения

изученного материала

Учитель: Теперь мы знаем, что пропало в нашей школе. Кто украл этот важный документ, нам поможет  задание «Узнай  преступника по «ФОТОРОБОТУ»

СЛАЙД №  14- 15

На листах  следователи  выполняют  задание

знаком «–» черты, которые могут способствовать превращению человека в преступника,

 знаком «+» черты, исключающие такую возможность,

знаком «0» черты нейтральные:

  • Верность  0
  • комплекс неполноценности -
  • милосердие +
  • доброта +
  • жестокость -
  • завистливость  -
  • нежность  +
  • чувствительность  +
  • лживость –

  • дисциплинированность  0
  • достоинство +
  • сообразительность  0

Диагностика изученного «Нахождение пропажи»

Если вы правильно расставите цифры, соответствующие  представленным  картинкам (соотнесёте рисунок и право) , то узнаем, где преступник  спрятал  украденные

вещи.

СЛАЙДЫ  № , №  16 - 20

Личные права человека (Они принадлежат каждому  от рождения и  их никому нельзя отнять!)

1 -  право  на жизнь (Лиса и Колобок)

5 – право на  неприкосновенность имущества

      (3 поросёнка)

4 – право на медицинское обслуживание  

       (мальчик болеет)

2 -  право на свободу и личную неприкосновенность

        (гуси – лебеди)

3 – право на образование (Буратино)

Нахождение пропажи:

.Последняя   цифра подскажет вам, где спрятана пропажа    3 (в шкафу) !

Дети достают их шкафа книги – Конституция РФ 

- Ребята, а что кроме прав ещё записано в Конституции Р.Ф? Обязанности каждого человека, гражданина.

Например:

Статья 58  Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 Статья 59 . Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации

Регулятивные УУД:

1.Умение оценивать собственные действия в соответствии с поставленной

задачей;

2. Умение планировать предстоящую работу

3.Умение контролировать  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений от него.

Личностные УУД:

Знание моральных норм и государственных законов,  желание их соблюдать.

7

Задание на дом

СЛАЙД  № 21

В рабочей тетради  на стр 29 – № 3 - любое задние  по выбору. На тему «Правила поведения в обществе»

а) составить  запрещающие и предупреждающие знаки,

б) нарисовать плакаты,

в) придумать слоганы

Регулятивные:

Умение планировать предстоящую работу

Познавательные

УУД:

Самостоят. создание способов решения проблем творческого   характера.

8

ИТОГ

 РЕФЛЕКСИЯ:

1.Продолжите фразы: СЛАЙД № 22 

      Сегодня на уроке я повторил…

      Я узнал …

      Было трудно ….

      Самым интересным было …

 

СЛАЙД № 23

2.Самооценка (как учебной деятельности, так и эмоционального состояния)

       Я ставлю себе   (рисунок на звёздочках)  5, 4 или 3.

Цвет звёздочки выбирается  в зависимости от  эмоционального состояния

  • Моё настроение
  •  Красная                  - очень  радостное
  • Жёлтая                    – приятное
  • Зелёная                  –  спокойное
  • Фиолетовая           –  мне грустно, тревожно
  •                                    плохо

СЛАЙД  № 24

3. Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

Регулятивные УУД:

1.Умение проводить самооценку и самоконтроль  в

соответствии с

поставленной задачей

Используемая литература:

1.А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова «Окружающий мир» (Человек и человечество),  4 класс, учебник в 2 частях, Часть 2 – М.: Баласс; Школьный дом, 2012.

2.Н.В. Харитонова, Е.В. Сихова, Е.И. Стойка, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) 4 кл./М.: Баласс, 2014

3. Конституция Российской Федерации

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира "Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных"

Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области  Аксюк Галиной Михайлов...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать почему на Луне не живут люди (для детей);- формировать информационную  и ком...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»(1 класс)Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"

Данный материал содержит конспект урока окружающего мира по теме "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"  к учебнику: Окружающий мир. 2 класс. Ив...