Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Афонина Ольга Александровна

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Урок позволяет развить мелкую мускулатуру пальцев рук, наблюдательность, воображение, творческие способности, логическое мышление, речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_lyudey_letom_i_osenyu..docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 – ом классе по теме:

«Труд людей летом и осенью».

Цель: познакомить учащихся с летним и осенним трудом людей; формировать умение рисовать загадки, познакомить учащихся с художественными особенностями загадки; учить сочинять загадки; отработать умение разыгрывать загадки, песни, стихотворения; познакомить с прямым и переносным значением пословиц, обогатить речь; развить воображение.

Этапы

Ход

Вступительная

беседа.

Беседа о труде

людей.

Рисование

загадок.

(по командам)

- Какие изменения в неживой природе произошли осенью?

- А в живой природе?

- Ребята, с приходом осени изменился и труд людей.

- Вспомните, какие работы выполняют люди на полях.

- Чем занимаются люди на полях осенью?

- В связи с чем изменился их труд?

- Сегодня на уроке мы должны выполнить задания, за которые получим возможность открыть слова какой-то известной пословицы.

- Давайте и мы с вами отправимся в поле.

Вы должны нарисовать загадки.

(команды получают задание на карточка)

l. He книжка, а с листьями,

Не ткань, а в заплатках.

(капуста)

2. Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(лук)

3. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.     (репка)

Наблюдение над тем, что такое загадка.

4.Желтый Демид

   Весь день на солнышко глядит.

                                         (подсолнух)

(дети рисуют загадки)

Открывается слово - СДЕЛАЛ.

- Давайте повнимательнее рассмотрим, как «устроена»  загадка.

- Что описывается в загадках? (предмет или явление)

- Коротко или подробно?

- Но чтобы описание получилось таинственным, секретным, сам предмет не называется.

- В каком значении употребляются слова в загадке для описания предмета? (в переносном)

- Найдём слова в переносном значении в наших загадках.

- Но если бы в загадках употреблялись слова только в переносном значении, мы бы их никогда не отгадали. В загадках всегда присутствуют слова в прямом значении, они прямо называют признаки или свойства загадываемого предмета. Эти слова помогают нам отгадать загадку. Найдём слова в прямом значении в наших загадках.

- На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ? Чем она похожа на стихотворение?

1.Ритм. (прохлопаем)

2. Рифма.

- Все ли загадки рифмованы?

- Прочитайте нерифмованные загадки. (1,3)

- В них нет рифмы, но обязательно есть ритм.

- Итак, что же такое загадка?

- Какое это описание по объему?

- Слова в каком значении в ней употребляются?

- Чем загадки похожи на стихотворения?

Игра «Рифмы».

Сочинение загадок.

Разыгрывание по командам.

- Подберём рифмы к словам: палка, кочка, небеса, лук.

- Давайте попробуем сочинить загадку про морковь.

- Рассмотрим морковь, постараемся увидеть самое главное. Какая она по форме? По цвету? Где она растёт? Как?

- Давайте выделим самые главные признаки моркови, позволяющие отличить её от других растений.

- Теперь сравним морковь с каким-то другим предметом. Какое слово в переносном значении можно употреблять? (нос, мордочка ли сы...)

- Подберём слова, обозначающие действия моркови (или признаки).

- Придумаем рифмы для загадки (сидит - глядит, сладкая - гладкая...)

- Сочиним загадку о моркови.

(аналогично составляется загадка о яблоке)

- Дома можете сами сочинить загадки и нарисовать к ним отгадки.

- В древности человек не отделял себя от природы. Он видел себя и природу, как единое целое.

Открывается слово – ДЕЛО.

- Поэтому очень часто люди обращались к природе и что-то просили у неё.

- Давайте попробуем и мы обратиться к природе.

(задание на карточках)

1. Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышко –

Из-под облышка.

2. Солнышко, покажись,

Красное, снарядись.

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк.

Разыгрывание

песен и

стихотворений.

 3. Дождик, дождик, поливай

 Будет хлеба каравай.

 Дождик, дождик, припусти,

 Дай гороху подрасти.

 Дождик, дождик, поливай

 Будет славный урожай.

 4. Родись, капуста,

 Бела и кругла.

(дети по командам обращаются к природе)

- Как вы думаете, в каких случаях люди обращались так

 к природе?

- Что они просили у природы?

- Как вы считаете, тяжело ли было работать в поле?

- О тяжёлой работе пелось в народных песнях.

Открывается слово - ГУЛЯЙ.

- Вы должны разыграть эти песни.

(задания на карточках)

1.Как по осени ломала,

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку.

Акулина, тётушка.

Тяжела работушка.

Все покосы, нивушка,

Болит моя спинушка.

2.Ой, вставала я ранёшенько,

Умывалась я белёшенька.

Припев: Калинка-малинка моя,

                В саду ягода малинка моя!

 Одевала черевички на босу,

 Я Я гнала свою корову на росу.

Припев: —"—

Я гнала свою корову на росу

Повстречался мне медведь во лесу.

Припев: —"—

 Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалась.

Припев: —"—

Ой, медведь, ты мой батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Припев: —"—

Я коровушку доить буду,

Малых детушек кормить буду.

Припев: —"—

3. Проснулась Ульяна

Не поздно, не рано:

Люди - косить.

А она - голову мочить,

Люди сено грести,

А она - косу плести,

Люди - жать,

А она - на меже лежать,

Люди молотить,

А она - пыль ворошить,

А обедать пойдут -

И она тут как тут.

(разыгрывание песен и стихотворений по командам)

Открывается слово – СМЕЛО.

- Какая же пословица у нас получилась?

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО.

- Что такое пословица?

(Краткое народное изречение, которое имеет

одновременно буквальный и переносный смысл или только переносный).

 

Сочинение по

пословице.

Итог.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Можно ли её истолковать в переносном смысле? Как?

- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?

(объяснение значения некоторых пословиц)

- Скажите, с творчеством какого писателя мы

знакомимся сейчас на уроках чтения? (Л.Н.Толстой)

- Что вы знаете о жизни и деятельности этого человека?

- Сейчас вы узнаете, как Л.Н.Толстой учил детей писать

 сочинения.

(зачитываются отрывки)

- Понравились ли вам работы крестьянских детей? Чем?

- Сегодня на уроке и мы с вами попробуем написать

 сочинение по пословице. Вы можете выбрать любую.

1 .Что посеешь, то и пожнёшь.

2. 3а двумя зайцами погонишься - ни одного не

поймаешь.

3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- - Как изменился труд людей осенью?