Программа уроков - бесед "Я - Петербуржец" для группы продленного дня.
проект по истории (1 класс)

Князева Алена Юрьевна

Чтобы увлечь детей 1 класса рассказами о городе, вызвать желание пройтись по тем местам, о которых услышал на уроке, следует ориентироваться на интересы младшего школьного возраста, на доступность предлагаемой информации, и ее практическое значение. Поэтому  на занятиях по курсу «Я  - петербуржец» будет преобладать информация о «детском» Петербурге, о котором можно не только послушать и посмотреть на картинках, но и посетить в свободное время, убедившись в достоверности полученной информации и закрепив новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_peterburzhets.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».

Программа «Я - Петербуржец!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дети научатся ориентироваться на городских улицах и площадях, освоят правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах, библиотеках.

Возраст младшего школьника является периодом становления личности, активного освоения многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются нравственные, трудовые, социальные установки личности;  основы мировоззрения, миропонимания; гражданские ориентиры, принципы россиянина. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия родного города даст возможность приобщиться школьникам к духовным ценностям, позволит осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

Чтобы увлечь детей 1 класса рассказами о городе, вызвать желание пройтись по тем местам, о которых услышал на уроке, следует ориентироваться на интересы младшего школьного возраста, на доступность предлагаемой информации, и ее практическое значение. Поэтому  на занятиях по курсу «Я  - петербуржец» будет преобладать информация о «детском» Петербурге, о котором можно не только послушать и посмотреть на картинках, но и посетить в свободное время, убедившись в достоверности полученной информации и закрепив новые знания.

     

Цель программы

 Создать условия для:

- духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города;

- приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны);

- получения опыта социального действия.

Развивать эмоциональное-образное, художественное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;

Воспитывать:

-  трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.

- духовно-нравственные качества гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;

Повышать:

- уровень  знаний и расширять представления у школьников разного этнического происхождения об истории и культуре Санкт-Петербурга;

- интерес к памятникам архитектуры, зодчества.

Формировать:

 - образ Петербурга, уважения к его истории и культуре как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры;

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с историей создания "Санкт-Петербурга и его художественного наследия,
  • Обозначение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные воспитателем.
  • Обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своему городу.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • формировать потребности в саморазвитии и самореализации.

Содержание программы:

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт-Петербурга; о географическом положении и климатических условиях города; о символах и их значении г. Санкт – Петербурга; наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве, о «детских» музеях, о веселых развлечениях в городе.

               Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я - Петербуржец» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

- Лекция

- проблемно-поисковые технологии;

- практические занятия

- экскурсии

- опыты, наблюдения

- исследовательская деятельность

- компьютерные технологии

- технология активных форм и методов обучения (деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, практикумы, экскурсии);

- технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);

- технология учебного проектирования (метод проектов);

- презентации, конкурсы

- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • теоретическая;
  • игровая;
  • практическая.

Технические и другие средства обучения

  • печатные (учебные пособия, рабочие листы, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);

  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Я - Петербуржец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Календарно –Тематическое планирование

Тема занятия

время

дата

1

Проект «Паспорт Петербурга». «Санкт –Петербург это твой город»  (картограф, рассматривание фото иллюстраций, книг о городе, Санкт – Петербург – самый детский город, названия города, день рождения, основатель.)

1 час

2

 «Город в котором я живу» (мой адрес, транспорт, схема метро, символы Петербурга).

1 час

3

Наши любимые места в городе. (фото экскурсии из семейного альбома). Игра –считалка  «Люблю по городу гулять». Составление «паспорта» Петербурга. (Бумажная книжка с основными данными города).

1 час

4

Проект «Вокруг станции метро Горьковская». (Рассказ о станции метро, памятник миноносцу «Стерегущему», мечеть, музей политической истории России, Ленинградский зоопарк, Планетарий, Первая площадь Петербурга, Мини Петербург, Музей Артиллерии).

1 час

5

Петропавловская крепость.

1 час

6

Петропавловская крепость. (Викторина «Прогулка по Петропавловке», рисунок «Что объединяет Петропавловскую крепость и Музей Артиллерии?»).

1 час

7

Проект «Вокруг станции метро «Адмиралтейская». (Рассказ о станции метро, Адмиралтейство, Исаакиевский собор).

1 час

8

Дворцовая площадь, Эрмитаж.

1 час

9

Стрелка Василевского острова.  

1 час

10

Музейный остров. (Кунсткамера, Зоологический музей).  

1 час

11

Музейный квартал (Военно – морской музей, Центральный музей связи им. Попова, Музей истории религии). (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Адмиралтейская»).

1 час

12

Проект «Вокруг станции метро «Невский проспект». (Казанский собор, Храм «Спас – на Крови»).

1 час

13

 Музеи на площади искусств. (Русский музей, Этнографический музей).Составление карты – схемы расположения собора и храма и карты – схемы площади Искусств).

1 час

14

Проект «Вокруг станции метро «Гостиный двор». (Рассказ о станции метро, Детские дворцы (Аничков дворец, Шереметевский дворец, Музей театрального и музыкального искусства), Елисеевский магазин, Дом книги, Александринский театр).

1 час

15

Михайловский (инженерный) замок.

1 час

16

Марсово поле. Летний сад. (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Гостиный двор»).

1 час

17

 Проект «Музеи – корабли» (Крейсер «Аврора» , Ледокол «Красин», подводная лодка «Народоволец»).

1 час

18

Поделка из пластилина «Музей  - корабль».

1 час

19

 Проект «Музеи – поезда» (Центр. Музей железнодорожного транспорта, музей железной техники, Детская железная дорога).

1 час

20

Поделка из картонных бытовых упаковок «Наш поезд».

1час

21

 Проект «Музеи мультиков и игрушек (Музей – театр анимации «Тарабум», Музей – театр «Сказкин дом», Музей кукол).Студия «Петербург»  - Смешарики, Студия «Мельница». Рисунок «Мой любимый герой».

1 час

22

 Проект «Музеи занимательной истории (Детский музейный центр на Болотной), музей «Вселенная воды», Музей ретро автомобилей).

1 час

23

Эксперимент с водой, Рисунок «Вещь из прошлого».

24

 Проект «Все и сразу». (Грандмакет Россия, Кидбург, Океанариум).

1 час

25

Описание «Кем работают члены твоей семьи». «Нумизматическое» задание «Найди ценную монетку».

26

 Проект «Вокруг станции метро «Крестовский остров» Елагин остров, ЦПКиО,  

1 час

27

  Крестовский остров – самый детский остров в Петербурге. Поделка – оригами «Лодка».

1 час

28

 Проект «Лето круглый год» Ботанический сад. Сады бабочек. Рисунок «Мое лето».

1 час

29

Проект «Пешком по Невскому». (Составление схемы достопримечательностей).

1 час

30

Проект «Мосты Санкт – Петербурга». Задание «Придумай и нарисуй условные обозначения для самых известных мостов города».

1 час

31

 Проект «Пригороды Санкт – Петербурга» (Петергоф).

1 час

32

 Царское село. Составление кроссворда «Символы пригородов СПб»

1 час

33

 Проект «Веселье круглый год». (Составление Петербургского праздничного календаря). Игра – «запоминалка по истории города». (Сочинение стихов).

1 час

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности к своему городу, стране.
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
  • интерес к новым объектам и достопримечательностям города, желание посетить и узнать больше. (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Адмиралтейская»). (Рисунок «Куда я хочу сходить, оказавшись рядом с метро «Гостиный двор»).
  • Новые возможности для развития творческих способностей; («Придумай и нарисуй условные обозначения для самых известных мостов города»).

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; (Составление кроссворда «Символы пригородов СПб»).
  • проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников;( Поделка из картонных бытовых упаковок «Наш поезд»).
  • находить необходимую информацию из разных источников для составления задания или создания сообщения. Составление кроссворда «Символы пригородов СПб»).

  • работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать увиденное.( Эксперимент с водой).
  • выделять основные события и делать краткую запись; («Паспорт Петербурга»).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, грамотно презентовать свою работу; (Описание «Кем работают члены твоей семьи»).
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; (Составление Петербургского праздничного календаря). Игра – «запоминалка по истории города». (Сочинение стихов).
  • задавать вопросы;

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании.
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях.
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга, составлять собственную карту – схему достопримечательностей. (Проект «Пешком по Невскому». Составление схемы достопримечательностей).
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами.


Список литературы:

1. Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.

2. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010

3. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.

4. Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.

5. ФГОС. Примерные программы начального общего образования. М «Просвещение», 2010

6. «Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011

8. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

9. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.

10. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002

11. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

12. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.

13.О. Феофанова, Ю. Гурко. «Прогулки по детскому Петербургу». – СПб.:Питер, 2013 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа в группе продленного дня

Беседа в группе продленного дня  "Учимся быть организованными"...

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Гла Цели и задачи  режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Беседа в группе продленного дня «Правила хорошего тона»

Ход беседы Вступительное слово воспитателя ГПД:Ребята, мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте. Однако она существует. Это сказочная страна, страна Вежливости. В этой стра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по занятиям в группе продленного дня МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6». Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫУниверсальные учебные действия:Личностными результатами программы являются: Развитие целеустремленности, умения пре...