Главные вкладки

    Беседа в группе продленного дня
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Дмитриева Юлия Анатольевна

    Беседа в группе продленного дня  "Учимся быть организованными"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon beseda_v_gruppe_prodlennogo_dnya.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беседа в группе продленного дня

    «Учимся быть организованными»

    Цели: 
    - способствовать воспитанию организованности у детей;
    - приучать планировать и организовывать свой труд;
    - работать собранно, ритмично; 
    - предоставить ученику возможность самому осваивать систему организации работы; 
    - обеспечивать через игровую форму переход от одной деятельности (познавательной) к другой (занимательной), то есть позволить детям овладеть знаниями, играя.

    Оборудование: плакаты с пословицами об организованности и бережливости; наглядные пособия и реквизит к играм.

     Ход:

    1. Понятийный блок: что значит быть организованным?

    Воспитатель: Взрослые, в том числе и ваши родители, считают, что с детских лет необходимо приучать ребенка планировать свой труд, работать собранно, ритмично. А вы согласны с таким мнением? 
    - Можете ли вы на конкретных примерах доказать или опровергнуть утверждение о том, что хорошо работающий человек обладает способностью к организации своей деятельности? 
    - Подумайте и скажите, как вашей маме за день удается так много сделать: и приготовить вкусные обеды, и перестирать, и вам сказку почитать, и зашить, и в цирк с вами сходить... Да всего, пожалуй, сразу и не перечислить, что мама делает за свой выходной день! 
    Правы и те из вас, кто отметил мамино умение, мастерство, ловкость, быстроту, слаженность, сноровку, и те, кто среди всех достоинств особо отметил организованность, четкость, планомерность, последовательность, рациональность. Именно о таком качестве человека, как организованность, я предлагаю вам сегодня поговорить, поучиться способам и навыкам организованности, самостоятельности в учебной деятельности, в жизни.
    - Послушайте стихотворные строки и ответьте, можно ли их героев назвать организованными и почему. 
    Игорь захотел помыться —
    Нет ни мыла, ни корытца.
    Лена искала булавку, 
    А булавка упала под лавку. 
    Под лавку заглянуть было лень, 
    Искала булавку весь день. 
    Лентяй лежит на раскладушке, 
    Грызет, похрустывая, сушки. 
    Что сделать должен был еще вчера, 
    Не приступал и нынче даже он с утра. 
    У Димы-соседа кругом тарарам: 
    Все вещи свои разбросал по углам. 
    Да, времени много уборка займет… 
    Когда же в порядок он все приведет?

    Чтение рассказа.
    — Мама, а где мои игрушки? Где карандаши? Хочу рисовать, хочу в мячи  играть, мне скучно. Куда все подевалось? 
    — Никто не виноват, что ты ничего не находишь. Я тебе много раз говорила: куда положил, там и возьмешь. Ты меня не слушал, и вот результат — у тебя ничего не осталось. 
    — Бабушка, пожалей меня. 
    — Сначала все убери, тапок найди, вокруг оглянись — все ли в порядке. От таких поступков избавляться надо, иначе плохо будет, разбегутся от тебя все друзья, убегут все игрушки, и останешься ты на свете один-одинешенек. 
    Испугался Сережа, что вдруг правда так все и случится, и побежал к себе в комнату. Все быстро убрал — и нашел, и по местам разложил, и за временем следил. 
    — Оказывается, это так просто — быть организованным. Вот так я теперь всегда буду себя вести, — сказал Сережа.

    Учащиеся читают стихотворение "Хозяин в доме"
    Я все в доме приберу — 
    Не хочу попасть в беду, 
    Если книжку потеряю, 
    Где что было, не узнаю.
    Книжки, ручки — все сложу 
    И на место положу. 
    Шапки, варежки, носки 
    В коридоре жить должны. 
    Я игрушки не теряю — 
    Все на место отправляю. 
    Если утром рано встать, 
    Легче будет все достать. 
    Я по правилам живу, 
    Все на место положу. 
    Маму, папу уважаю. 
    За собою все убираю. 
    За хозяйством я слежу: 
    Все, как надо, я сложу. 
    Я хозяин хоть куда — 
    Ты бери пример с меня. 
    А когда я подрасту, 
    Всех порядку научу.

    Воспитатель: Когда вы придете домой, посмотрите — сложены ли ваши игрушки, книги, в порядке ли ваш уголок. И спросите себя: «Какой я хозяин?».

    Откровение - рассуждение «Оцени себя». 
    Воспитатель: Вот какое большое у нас хозяйство: в школе — твой стол, стул, портфель, твоя папка для тетрадей; дома — игрушки, кровать, одежда, книги, карандаши. 
    — Если у тебя порядок в доме — ты какой? (Хороший хозяин, организованный.) 
    — Если беспорядок — как себя охарактеризовать? (Плохой хозяин)
    — Посмотри на свое хозяйство и оцени себя. 
    Рисунок «Мои школьные принадлежности и игрушки».

    Задание: на одной половине места нарисуй порядок, на другой половине — беспорядок. Сравни рисунки на одной и другой половине листа. В каком состоянии находятся твои принадлежности и игрушки? Сделай вывод. 
    Голова научит, руки сделают. Будь разумен в своих поступках. 
    — У каких людей все бывает красиво, чисто, уютно? 
    — Какого человека характеризуют такие решения?

    • Надо — значит, я сделаю. 
    • Не хочется - я сумею себя перебороть и все сделаю. 
    • Меня не надо заставлять; все, что положено, я сделаю.

    Воспитатель: Всему люди учатся с детства. Не привык к порядку ребенок — сколько беды он всем принесет, когда на работу пойдет, да кому он такой на работе нужен — от него один вред. 
    Вот бы все дети на Земле послушными стали, да порядок соблюдали - как было бы здорово. Давайте и мы с вами попробуем. Настрой себя, дружок, на добрый лад. Всем доброго утра пожелай. Улыбнись новому дню. Сделай зарядку. Почисть зубки, умойся. Убери постель. Спроси у мамы — может, помощь твоя нужна? И тогда, дружок, всем мамам будет большая радость, что детки по жизни идут правильно, поступают ответственно, во всем учатся порядок соблюдать. 
    Чтобы быть ответственным, надо, в первую очередь, отчетливо представлять, что входит в понятие «ответственность». Давайте постараемся выяснить, какие компоненты составляют определение термина «ответственность». 
    Одним из компонентов ответственности является четкое представление человека о цели своей деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть ее результаты. Если вы, например, поставили перед собой цель овладеть исполнительскими навыками игры на фортепиано, то сможете добиться технического и выразительного исполнения произведений классиков и современной музыки, а если вы решили изучить английский язык, вы будете день за днем тренировать произношение, осваивать новую лексику, чтобы говорить по-английски свободно и непринужденно. И так во всех делах: чтобы добиться желаемого, поставь себе цель! 
    Вторым компонентом ответственности является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления об условиях деятельности, то есть как, при помощи чего будем достигать задуманного. 
    — Скажите, что нужно делать, чтобы стать футболистом, хорошо играть в шахматы, бегло читать? 
    Ежедневные организованные систематические занятия, упражнения, тренировки, постепенное усложнение нагрузок — это и есть способы достижения цели.
    Кроме того, организованность предполагает составление программы действий, ее реализацию, контроль, оценку и коррекцию, то есть проверку качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

    II. Игровой блок: формирование организованности у учащихся в дидактических играх.

    Воспитатель:Как вы думаете, у всех ли из вас сформировано чувство ответственности? А хотите к этому стремиться? Давайте поучимся организованности.

    1. Игра «Кто лучше расскажет?»

    Цель: учить детей составлять программу действий, развивать связную речь.

    Содержание: учитель предлагает детям составить краткий план предстоящей работы. Например, придумать и назвать последовательность операций по изготовлению поделки на уроке трудового обучения. Можно помочь рассказчику вопросами.

    2. Игра «Что нам надо для работы?»

    Цель: знакомить с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать необходимое к уроку.

    Содержание: учащиеся называют предметы, необходимы для работы на определенном уроке, демонстрируют, как рационально разложить их на рабочем столе.

    Оборудование: школьные принадлежности.

    3. Игра «Найди ошибки»

    Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку. 
    Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов, все ли рационально? 
    Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.

    4. Игра «Волшебные минутки»

    Цель: закреплять навыки выполнения режима дня; учить беречь свое и чужое время.

    Содержание: 
    1-й вариант. Дети раскладывают в определенной последовательности сюжетные картинки, отражающие режимные моменты, и воспроизводят распорядок дня.

    2-й вариант. Дети составляют рассказы без опоры на картинки. 
    Оборудование: серия картин «Режим дня».

    5. Игра «Делу — время, потехе час»
    Цель: воспитывать у детей умение рационально использовать время. 
    Содержание: учитель предлагает детям придумать и рассказать о возможной последовательности выполнения данных действий. 
    Оборудование: картинки с изображением ребенка, выполняющего различные действия: читает, рисует, умывается, поет, танцует, занимается на компьютере и т. д. 
    Воспитатель:Ребята, наверное, вы согласитесь со мной, что организованным быть - значит быть и бережливым. Прочитайте записанные на плакате пословицы о бережливости. Объясните, как вы понимаете их смысл. Как они связаны с понятием ответственности?

     Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. (Армянская.)
    • Делали наспех, а сделали на смех. (Русская.) 
    • Стежок, сделанный вовремя, сберегает десять других. (Английская.) 
    • Неоконченное дело, что конь о трех ногах. (Афганская.) 
    • Легко нажитое богатство и без ног убежит. (Вьетнамская.) 
    • Люби порядок - он сохранит тебе время и силы. (Немецкая.) 
    • Принеси сперва издалека — близкое всегда взять успеешь. (Финская.) 
    • И на стол накрывать учатся у матери. (Турецкая.)

    III. Рефлективный блок: будем ответственными во всем и всегда. 
    - Что нужно делать, чтобы воспитать в себе ответственность?

    1-й ученик.

    В школу, знает детвора, 
    Ходят с самого утра. 
    И хотели, не хотели — 
    Нужно быстро встать с постели, 
    Не скандалить, не кричать 
    И на маму не ворчать.

    2-й ученик.

    Научиться надо, братцы 
    Вам с улыбкой просыпаться. 
    Новый день пришел опять 
    Эй, друзья, пора вставать.

    Воспитатель:Просыпайтесь по утрам вовремя, чтобы быть организованными.

    Поспали? Что ж, пора вставать, 
    Свои постельки заправлять. 
    Ребята, вы должны стараться 
    С постелью сами управляться. 
    И застилать ее опрятно, 
    Красиво, ровно, аккуратно!

    3-й ученик.

    Если хочешь что-то съесть, 
    Надо надписи прочесть, 
    После дать себе ответ: 
    Польза будет или вред? 

    Воспитатель:Организованный ученик сначала подумает, потом сделает!

    4-й ученик.

    Когда ваш друг в беду попал, 
    Он провалился иль застрял, 
    Всегда зови на помощь взрослых, 
    Умелых, опытных и рослых.

    Воспитатель.

    Организованный ребенок поспешит скорей 
    Прийти на помощь и спасти своих друзей! 
    Если друг попал в беду, 
    Будь собран, помоги ему!

    5 ученик.

    Заяц с куколкой играл — 
    Платье куклы разорвал. 
    Взял потом себе машину — 
    Разобрал наполовину. 
    Мячик маленький нашел — 
    Этот мячик проколол. 
    А когда конструктор взял — 
    Все детали растерял! 

    Воспитатель.

    Чем играть теперь другим? 
    Нет, не надо быть таким! 
    Вы игрушки берегите 
    И заботливо храните. 

    6 ученик.

    Мама сынишке давала наказ: 
    «В школе учителя слушай рассказ. 
    Книги, альбомы, тетрадки — 
    Все содержи в порядке». 
    Но позабыл сынок о прилежании 
    И получал одни лишь замечания. 

    Воспитатель.

    Мама за сынка стыдится, 
    Так, ребята, не годится! 
    Дети школу посещают, 
    Учатся в ней и играют. 
    Вместе спорят и мечтают, 
    Организованными подрастают. 
    Школа ведь — второй ваш дом, 
    Как светло, уютно в нем. 
    Это все, друзья, для вас: 
    Парты, глобус, книги, класс. 
    Любите и берегите школу, дети, 
    Школа — самый умный и добрый дом на свете!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседы для занятий в группе продленного дня

    В данной статье предлагаю беседы с учащимися, которые можно проводить во 2 классе в группе продленного дня....

    Статья "Беседы в группе продленного дня".

    В статье рассматриваются особенности выбора тематики бесед с учащимеся в группе продленного дня,  рассматривается методика проведения таких бесед....

    Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

    Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

    Тематика бесед и методика их проведения в группе продленного дня.

    Доклад на методическом объединении по теме самообразования....

    Программа уроков - бесед "Я - Петербуржец" для группы продленного дня.

    Чтобы увлечь детей 1 класса рассказами о городе, вызвать желание пройтись по тем местам, о которых услышал на уроке, следует ориентироваться на интересы младшего школьного возраста, на доступность пре...

    Конспект беседы по окружающему миру в группе продленного дня (2 класс) на тему: «Наступила осень, улетели птицы»

    Беседа по окружающему миру на тему: "Наступила осень, улетели птицы" Цель: создать условия для возникновения интереса к родной природе; познакомить детей с понятиями: перелет птиц клино...

    Беседа в группе продленного дня «Правила хорошего тона»

    Ход беседы Вступительное слово воспитателя ГПД:Ребята, мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте. Однако она существует. Это сказочная страна, страна Вежливости. В этой стра...