На пути к единству 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс)

Тема:  «На пути к единству.»

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Задачи:

Образовательные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране; развивать умение работать с текстом;.

Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Оборудование: Окружающий мир 4 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;    мультимедийная презентация

Тип урока: открытие нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_edinstvu_istoriya_2.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «На пути к единству.»

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Задачи:

Образовательные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране; развивать умение работать с текстом;.

Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Оборудование: Окружающий мир 4 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;    мультимедийная презентация

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг момент

Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Малика Азаматовна .

Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. 

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка

домашнего

задания.

Подготовка к

работе на

основном

этапе.

Давайте с вами проверим как вы запомнили тему прошлого урока.

Какая тема была на прошлом уроке?

        

- Кто такой Семён Дежнёв?

- Что он открыл?

- Какие труды оставил после себя митрополит Макарий?

- Кому принадлежит честь быть первопечатником на Руси?

- В чём состояло мужество митрополита Филиппа?

- Как называлась первая печатная русская книга?

- Что отмечают 22 января, 16 июля, 18 октября?

-Что вы можете рассказать о митрополите Филиппе.

 

1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение

новых знаний

и способов

действия

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

 - Ребята о чем мы сегодня с вами будем говорить, кто мне назовет тему нашего сегодняшнего занятия? (Смутное время)

Какие цели мы поставим перед собой? (узнать что означает смутное время, какие герои прославились при смутном времени, узнать про день единства)

(Чтобы нам узнать тему урока, вам нужно ответить на вопросы. За правильный ответ вы будете получать слово, затем вам необходимо составить из полученных слов тему урока.

1 вопрос: Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны? (Макарий)

2 вопрос: 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга, какая это книга (Апостол)

3 вопрос: Где поставлен памятник Ивану Федорову? (Москва)

4 вопрос: При Иване Грозном в России в 1564 впервые появилось важнейшее дело (книгопечатание)

Вы получили все 4 слова, попробуйте составить тему нашего урока.

Замечательно, тему урока вы узнали. А сейчас давайте поставим цели урока.

- познакомится с историей праздника «День народного единства»

- узнать о событиях конца XVI - начала XVII веков)

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

  - Как вы понимаете термин Смута? (война, голод, нет законов)

- Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. В начале 17 века решался вопрос о существовании самой российской государственности. 

Смутаэто период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн.

Найдите в учебнике на с. 40 термин «смутное время».

1. После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова.

Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича.

2.   После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598 года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

- Сейчас я включу видео смотрите внимательно. Вам нужно будет назвать причины смутного времени.

- Вы внимательно прослушали, а теперь вместе попытаемся определить причины смутного времени.

- Называют причины смутного времени:

1.   Пресечение династии Рюриковичей.

2.     Неурожай и голод в стране.

3.    Закрепощение крестьян.

-  Следующий этап нашего урока «Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война. Смотрим видео и готовимся отвечать на вопросы.

Кто скрывался под именем царевича Дмитрия?

Кто поддержал в Польше Лжедмитрия?

 Почему польские магнаты поддержали самозванца?

Какие слои общества подержали самозванца и почему?

Укажите годы правления Лжедмитрия 1?

Что сделал Лжедмитрий сделал с Василием Шуйским?

Что беспокоило московских бояр?

Какое событие вызвало переворот в Москве?

- Сейчас смотрим ещё видео. И готовимся отвечать на вопросы.

- о ком это видео? Кто такие Минин и Пожарский?

- Что они сделали для России?

Где находится памятник этим героям?

- Работаем с учебником. Открываем с. 41-43 прочитайте самостоятельно рубрику «Календарь памятных дней».

- В чём заключается подвиг Гермогена?

- Как его слово повлияло на единение народа Руси против захватчиков?

3.  В смутное время Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 месяцев осады польскими войсками. К концу осады живых осталось немного. Но они отказались от предложения поляков сдаться.

В учебнике на странице 41 найдите раздел «Календарь памятных дат». По цепочке начиная со 2 ряда, 1й парты начнём читать…(по предложению).

Молодцы!

 

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения


5. Контроль и

самооценка

знаний и

способов

действия

Сейчас мы выполним несколько заданий и проверим, как Вы усвоили новую тему.

1.выберите правильный ответ: «Почему престол опустел?»

а) У царя Фёдора не было детей, его младшего брата убили

б) Престол захватили шведы и поляки

в) Царь Фёдор отказался от престола

2.ответьте на вопрос: «Какая еще беда обрушилась на Русь» (голод)

3.закончите предложение: «Когда народное ополчение двинулось к Москве, это был … год» (1612)

4. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

а) 23 февраля

б) 4 ноября

в) 12 июня

Молодцы

- Давайте обобщим наш урок и подведём итог. Сформулируйте вывод по уроку

 

1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция

знаний и

способов

действий

7. Подведение

итогов

занятия

домашнее задание

Что нового вы узнали? Что вы запомнили?

 Назовите причины Смутного времени?

Какие слои населения участвовали в событиях Смутного времени? Какие они ставили цели перед собой?

Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа?

Продолжите фразы-

Я узнал

Мне понравилось

Мне было не понятно

Стр. 32-35 учебника читать уметь, пересказывать

1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "В науке нет коротких путей" для 2 класса

Цели родительского собрания: познакомить с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблемах...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Путь-дорога. 1 класс...

Внеклассное занятие по теме "Толерантность. Сотрудничество и поддержка путь к единству"

Занятие направлено на создание классного свода законов и правил, по которым будет жить класс. На занятии применяется технология АМО....

Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс

Конспект урока по истории. Класс: 4Тема: «На пути к единству» Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ...

Конспект урока " На пути к единству."

Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: На пути к единству.Цели урока: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и ...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"На пути к единству"(4 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование представлений о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества.Задачи урокаДидак...