Начало Московского царства
план-конспект урока по истории

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «Начало Московского царства.»

Цель: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; рассказать о переменах в стране, которые произошли при Иване IV; развивать умение работать с текстом;.

Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;    мультимедийная презентация

Тип урока: открытие нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sycheva_istoriya.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «Начало Московского царства.»

Цель: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; рассказать о переменах в стране, которые произошли при Иване IV; развивать умение работать с текстом;.

Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;    мультимедийная презентация

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг момент

Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Ирина Алексеевна .

Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. 

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка

домашнего

задания.

Подготовка к

работе на

основном

этапе.

Проверьте, чтобы у каждого на столе лежал учебник. А теперь, опираясь на предыдущую тему, откроем учебник на странице 31 и ответим на вопросы из рубрики «Проверим себя».

1.Что значит слово «междоусобица»?

2.Какая беда шла на Русь с запада? 

3. Какая беда шла на Русь с востока? 

4. Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский? 

Когда и где он защитил русскую землю?

В июле 1240 года шведский флот  вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Александр, узнав об их прибытии от местных старейшин, без запроса помощи из Владимира и даже без полного сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу (15 июля).

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь во главе с Андреем, взял Псков. Немцы собрались в районе Юрьева, куда двинулся Александр. Но после того, как был уничтожен передовой отряд новгородцев, Александр отступил на лёд Чудского озера для решающей битвы, которая произошла 5 апреля 1242 года. Назвали эту битву Ледовое побоище.

Что такое ЯРЛЫК?

Как его потомки продолжали его дело, управляя Московским княжеством?

Что отмечают 17 марта и 12 сентября?

Как продолжили дело князя Даниила?

В каком году Москва стала духовным центром России?

Когда была проведена битва с ордынским воеводой? Кто дал на это благословение?

Где происходило это сражение?

Молодцы, вы верно ответили на все вопросы!

Проверяют готовность к уроку

- 1.внутренний разбор.

- 2.Шведские и немецкие рыцари

- 3.Монгольская конница

-4. На западе сражаться, а с Ордой вступить союз, добыть

Ледовое побоище (1242г)

ярлык-разрешение на княжение

-Они поставили перед собой цель- сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли.

День памяти первого московского князя Даниила

Собирали земли и отстраивали вокруг Москвы города.  

1326г.

1380г. Сергий Радонежский.

Куликово поле.

1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение

новых знаний

и способов

действия

- Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Он  поднял Русь с колен и сбросил с её плеч тяжесть монголо –татарского ига. Мы с вами будем говорить об правнуке Дмитрия Донского. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить.(Работа в парах)

http://compendium.su/science/4klass/4klass.files/image153.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде.

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва?

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году?

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича?

Ключевое слово : Иван III.

Какая тема сегодняшнего урока? (Начало московского царства)

 Цель: (Познакомимся с Иваном III , узнаем, почему его так назвали и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления.)

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

- В 1462 году московским князем стал Иван III, правнук Дмитрия Донского (показать портрет).

Когда власть над северо-восточной Русью перешла в руки Ивана Васильевича, ему шёл двадцать третий год. Московское княжество расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. В состав Московского государства стали входить Ярославское, Ростовское, Тверское и Новгородское княжество. 

Будучи маленьким мальчиком, Иван уже принимал активное участие в управлении княжеством. Его отец, князь Василий, был ослеплён врагами, и его «глазами» стал сын. Мальчик от природы был очень наблюдательный. Слепой отец сделал его соправителем и ещё при жизни дал ему титул великого князя. А к 17 годам Иван, хорошо знавший ратное дело, стал воеводой. 

В каком году Иван  III   стал князем?

Сколько ему было тогда лет?

Какие княжества стали входить в состав московского гос-ва?

Какие отношения у него были с его отцом?

1462г

23

Ярославское, Ростовское, Тверское, Новгородское

Он был его глазами, и отец дал ему титул князя.

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения


5. Контроль и

самооценка

знаний и

способов

действия

Итак, начнем работу. Откроем учебник на странице 32 , прочитайте тему сегодняшнего урока. Какое новое слово появилось в названии нашего государства?

 Что изображено рядом с названием темы? Это печать Ивана III. Рассмотрите внимательно что изображено.

 Где вы его встречали? 

В чем сходство этой печати с российским гербом?

О чём говорит появление такой печати у правителя?

Двуглавый орел стал также символом освобождения Руси от ордынского владычества. Как равная среди равных стала Русь в одном ряду с другими государствами Европы.

Читаем статью на с. 32- 33 вслух .(по очереди.)

Как изменилась жизнь на Руси?

Окончательное освобождение Руси от Золотой Орды принято связывать с так называемым Стоянием на Угре, которое произошло в 1480 году. Ко времени этого события Русь, объединенная династией московских князей, стала одним из наиболее сильных государств восточной Европы. Иван III ещё в 1472 году полностью прекратил выплату ордынского выхода. И вот через восемь лет хан Ахмат почувствовал в себе силы, чтобы, по его мнению, восстановить справедливость и принудить непокорного князя к выплате дани.

Русское и татарское войска вышли навстречу друг другу. Они вышли на противоположные берега реки Угры, проходившей прямо по границе Орды и Руси. Никто из противников не спешил переправляться, так как понимал, что та сторона, которая рискнет это сделать, будет в более невыгодной ситуации в предстоящей битве. Простояв так больше месяца, русская и ордынская армии наконец решили разойтись, так и не завязав решающего сражения. Это была последняя попытка Орды заставить Русь снова выплачивать дань, поэтому именно 1480 год считается датой свержения монголо-татарского ига.

Почему орда потеряла свое былое могущество?

Кто такие казаки?

Какой князь положил конец ордынскому владычеству?

Кто такие бояре? Почему Иван III давал земли царевичам из Литвы и Орды?

Рассмотрите иллюстрацию на с. 33, что изображено? Как называлось место для царя в соборе?

Кто впервые установил родство с Византийской империей?

Почему женитьба на греческой царевне была важна для Русского государства?

Какой титул взял себе князь Иван III?

Чтение статьи на странице 34- 35

1.Какие задачи стояли перед молодым царем?

2. Какие первые помощники появились у князя?  

3.Как Иван IV укреплял торговые связи?

 Рассмотрите иллюстрацию на с. 34. Что такое мечеть?

Почему на территории России живет так много народов? 

В состав Московского княжества вошли –

Сибирское ханство, Ногайская орда, Казанское ханство, Крымское ханство в том числе в  1556 году – присоединено Астраханское ханство.

Читают тему урока.

- царство

- печать

- орел

- На гербе РФ

- изображение двуглавого орла

- Русь стала сильным государством. В ней появился единый правитель

Княжества объединялись, больше не ездили за ярлыком. царствование передавалось от отца к сыну,

Она распалась на несколько частей, ханы воевали друг с другом

Русский народ, который бежал на необжитые районы и защищали границы России.

Иван 3

знать, аристократы, высший слой феодалов в Русском государстве, чтобы укреплять связи с этими странами

Царское место, Мономахов трон

Князь Владимир

Подтвердила духовное и династическое родство Московского княжества с Византийской империей

автократор

Нужно было создать законы, выйти на балтийские берега

Земский собор, Судебник

С помощью безопасного пути по Волге на восток.

Храм у мусульман

Были присоединены различные ханства.

1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция

знаний и

способов

действий

1 вариант

1. Как передавался великокняжеский престол?

2. Почему русский народ бежал в необжитые районы – в степь, на речные острова Дона, на волжские горы Жигули?

3. Как назывались вольные люди?

4. При каком князе кончилось ордынское владычество над Русью?

5. Почему немецкие князья искали союза с Москвой?

2 вариант

1 Как стали называть царевичей из Орды, а также князей из Литвы, которые приезжали в Москву и получали земли?

2 Кто первым на Руси венчался на царство, а не на княжество?

3.Как называлось собрание верных и разумных людей от каждой земли?

4.Какое название носила книга законов, общих для всех на Руси?

5.Что заложило основы многонационального Российского государства?

Проверьте.

Ответы:

1 вариант

1 от отца к сыну.

2 из-за войны между ордынскими ханами.

3 Казаки.

4 При князе Иване III.

5 Из-за войны с Турцией.

2 вариант

1 Боярами великого князя.

2 Иван IV (внук Ивана III).

3 Земский собор.

4 Судебник.

5 Вхождение в состав России народов бывшей Орды – татар, башкир, мордвы, чувашей и др.

7. Подведение

итогов

занятия

домашнее задание

- Дети, что нового вы узнали на уроке?

Продолжите фразы-

Я узнал

Мне понравилось

Мне было не понятно

Стр. 32-35 учебника читать уметь, пересказывать

1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс

Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс...

Конспект урока "Начало Московского царства."

Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Начало Московского царства.Цели урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя И...

Конспект урока "Начало Московского царства"

Тема: «Начало Московского царства»Тип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получа...

Конспект и презентация к уроку истории на тему: «Начало московского царства»

Цель урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси. Планируемы...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Начало Московского царства», 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Данная  работа проводится во время изучения раздела "По родным просторам". В конце проверочной работы имеются ответы. Оценивать можно следующим образом:5 - выполнено правильно от 90% - ...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК"Перспектива" по теме: "Начало Московского царства" (4 класс)

Урок открытия нового знания по теме: "Начало Московского царства" УМК "Перспектива" Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с п...