Экскурсия в парк регионального значения "Ключи"
методическая разработка по истории (1, 2, 3, 4 класс)

Губина Елена Юрьевна

Данная разработка будет полезна при посещении замечательного парка "Ключи" в Прохоровском районе. Подробное сообщении о расположенных на территории подворьях, культуре, быте, традициях наших предком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_park_klyuchi.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

Экскурсия

«Парк регионального значения «Ключи»

(этнографическая деревня «Кострома», часовня Архистратига Михаила, родники, исток р. Псел, «Тропа Здоровья»)

        Автор:

                                                              учитель начальных классов Губина Е.Ю.

п. Прохоровка

Актуальность: духовно - нравственное воспитание .

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.

 Задачи:

 - познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

 - воспитывать уважение к людям труда — народным умельцам, мастерам;

 - воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;

 - развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;

 - развивать память, логическое мышление, воображение.

Ход мероприятия:

Ребята, мы с вами находимся в «Парке регионального значения «Ключи», который известен не только на Белгородчине, но и далеко за ее пределами. Парк состоит из двух зон: родниковой зоны и этнографической деревни «Кострома», куда мы сейчас же и отправляемся. Справа от меня расположен пруд, его глубина составляет 4 м, в нем водится такая рыбка, как карп, карась и даже амуры. Ловить рыбу нельзя, потому что она чистит воду пруда, поедая водоросли. Оборудованная детская площадка, волейбольная площадка, песчаный пляж - все это благоприятствует хорошему отдыху у воды. Слева мы видим Парк живой природы, где много и животных, и декоративных птиц. Отдельныйвальер с лебедями и уточками-мандаринками сразу же привлек ваше внимание. Можно подойти ближе и посмотреть.

Аллея с склонившимися ивами привела нас в этнографическую деревню, которая представляет собой Музей под открытым небом, потому что каждый дом был демонтирован из деревень Прохоровского района и собран здесь.Каждое подворье хранит свою историю, свой запах. Деревня «Кострома» состоит из семи подворий, у каждого из которых свое название, свое тематическое значение, свое оформление. В каждом подворье реконструирован крестьянский быт конца XIXначала XXвв.Также в каждом подворье по традиции сложена русская печка, по диагонали от которой с юга или юго-востока.располагался «Святой угол». Когда человек входил в дом, кланялся, потому притолки низкие (вольно - невольно, а поклонишься),затем он искал глазами «Святой угол» и крестился, приветствуя сначала Бога, а потом хозяина дома.

Первое подворье «Прохоровское ремесло». В этом подворье речь пойдет о таком известном мужском ремесле, как резьба по дереву и работа с деревом. Все необходимые предметы быта, хозяйства наши предки изготавливали из подручного средства, которым было дерево. Обратите внимание на инструменты, используемые мастерами. Это различные рубанки, фуганки, пилы, крючки и т.д. Предмет первой необходимости, ложка, также актуальна из дерева. Как делали такую ложку? Посмотрите: брали вот такое не ошкуренное бревно, ударом топора разбивали его на баклуши. Это считалось легкой работой, отсюда и пошло известное крылатое выражение «Бить баклуши», т.е. бездельничать. Затем избаклуши вырезали ложку нужного размера. За столом первым начинал блюдо хозяин, а затем остальные члены семьи. Тот, кто нарушал эту традицию или баловался за столом, получал от хозяина ложкой по лбу. В этом подворье мы видим такие предметы из дерева, как маслобойня в виде шкатулки, коромысло, с которым ходили по воду, рубель и скалка для глажки белья и многое другое.

Следующее подворье «Кузнечное ремесло». Посмотрите, во дворе мини-кузница, на которой работал кузнец, меха для роздува огня, железные клещи, кожаный фартук и рукавицы для работы. На стене мы видим подкову, которую вешали и снаружи дома на входе, и внутри над дверью, и даже в изголовье кровати.если подкова висит рожками вниз, она изгоняет злых духов, из-за которых, как верили наши предки, все болезни и все плохое, если рожками вверх-это пожелание достатка, чтобы дом был полной чашей. Висящая в изголовье кровати подкова оберегает сон спящего, отгоняя злые мысли и помыслы. Кузнецы были одними из богатейших людей, жили на окраине деревень, т.к работали с огнем, во избежание пожара. Посмотрите на предметы, изготовленные кузнецами. Это и огромные лемехи на плуг, и чапельники для вынимания сковородок из печи, различные ухваты, которые всегда ставили ручкой вниз, чтобы деньги водились. Сейчас ставят веники часто ручкой вниз, таким образом традиция продолжается. На стене висит очень много замков и ключей. Это был сложный ювелирный труд. У окна обратите внимание на детскую кованную кроватку, которую называли люлькой или зыбкой. Безусловно, что кузнечное ремесло было необходимым и очень важным ремеслом, которое имело в дальнейшей истории свое продолжение.

Третье подворье называется «Хлебосолье». Обратите внимание на земляной пол. Полы раньше были разные: земляные, глинобитные, мазанные кизяком, дощатые появились гораздо позже. Очень красивая большая печь. Печь являлась кормилицей семьи. В ней готовили, на ней спали в холода, хранили посуду, по печкой держали поросят, им тепло было и не мешали никому, в печке купались, лечились. Она и грела, и светила, и лечила. Спать на печке - самое почетное место! Ребята, посмотрите на предметы, используемые при работе с хлебом. Серпом срезали колосья, молотили зерно цепами, такими ковшами насыпали в ступу, перемалывали давящими движениями пестом , такими ситами просеивали муку для теста. Это был очень трудоемкий процесс. Хлеб из просеянной муки ели только по праздниками. К хлебу было особое отношение. Многие пословицы, поговорки и традиции актуальны и сейчас(дети называют пословицы «Хлеб - всему голова», нельзя бросать на пол, играть с хлебом, на ночь начинать новый хлеб и т.д.).

Следующее подворье «Барский дом». Это дом зажиточного человека. Высокие ворота, низкий забор, хомут и дуга для упряжи лошади, большое зеркало, большое количество рушников, богатое оформление «Святого угла» - все говорит о достатке.

Подворье русских традиционных напитков. Пол глинобитный, поэтому здесь всегда нужная температура: зимой тепло, а летом - прохладно.В этом подворье мы видим характерные признаки бедной невесты. Это четыре подушки, набитые сеном или соломой, лоскутный ковер на стене, маленький сундук, в котором держали все самое ценное. Маленький - значит мало ценностей. Вот такое помещение у печки отделяли занавеской, называлось оно - бабий кут. Здесь женщины занимались рукоделием. Посмотрите в каких емкостях хранили русские традиционные напитки, которым, в первую очередь, был квас. Различные глиняные кувшины, бутыли, графины, огромная маслобойня - все это служило нашим предкам в хозяйстве в свое время.

Шестое подворье «Рукоделие». Здесь две комнаты: сенцы и горница. В сенцах мы посмотрим элементы ткацкого станка, который был показателем достатка. В этом подворье мы видим характерные признаки богатой невесты: восемь подушек, набитых пухом и пером, перина пуховая, расшитый вышивкой ковер на стере, большой сундук, обилие дорогих рушников, скатерть молодоженов, семейный рушник, половики, конопляные лапти. Каждый элемент вышивки что-то значит. Вышитые петухи, птицы, цветы, круги имеют свою символику. Видим у кровати подвешенную конопляную зыбку с тканевым дном.

Последнее подворье «Мир детства». В это подворье речь пойдет о куклах-оберегах. Первая кукла малыша называлась пеленашка. Сорок дней лежала в кроватке с ребенком, оберегая от сглаза. Куклы изготавливали из старой одежды. Девочек таким образом приучали к рукоделию, мальчиков к кропотливой мужской работе. Дети и учились таким хитрым способом, и приучались к труду, и игрушки делали себе. При изготовлении кукол нельзя использовать колющие и режущие предметы, чтобы не уколоть и не отрезать ничего в судьбе человека, для которого этот оберег предназначается. Обязательно используется красная нить, которую мы и сейчас используем , завязывая на левой руке, когда рука «развелась». (рассказ о куклах: Крупеничке, Неразлучниках, Травяничке, Дорожнице, Солнечный конь и др.). Ребята посмотрите на детский рушник, который дарили ребенку при рождении. В нем не подшитые края, чтобы не подшить в судьбе ничего. Старое Евангелие, старые книги, игрушки из глины и соломы, деревянная регулируемая по высоте кровать - все убранство таит в себе свою историю. И так в каждом из посмотренных нами подворий.

Мы закончили обзор этнографической деревни.

Далее по маршруту: часовня Архистратига Михаила. Наши предки верили, что именно он изгонял злых духов. Обязательно зайдем и зажжем свечки. Купель глубокая:1,1-1,2 м в глубину, а течение 30 м/с.Это очень быстро. До сих пор мы верим в целебные свойства воды. На крещение окунаемся в купели три раза по три, в Чистый четверг до восхода солнца стараемся умыться и дома вымыть все, при крещении детей в церкви и др.

Перед нами один из истоков р. Псел. Родники бьют из под земли. Это очень красиво и можно вечно смотреть на бегущую журчащую воду. А сейчас нам предстоит прогулка по «Тропе здоровья» к дереву «Желаний», где мы завяжем ленточки для исполнения наших желаний.

(Прогулка по дубовой роще к дереву, конкурс венков, сбор цветов для конкурса полевых букетов).

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по одному из уголков нашей малой Родине. Сейчас мы вернемся в гимназию, где после обеда состоится интерактивный мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Зайчик на пальчик».

(Экскурсию провела учитель начальных классов Губина Е.Ю.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»»

Урок– виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»» проводился в 3 классе по программе «Природа и экология Красноярского края» под редакцией Ра...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Экскурсии в парк ЛТА им. С. М. Кирова.

               Требования к экскурсии:- Необходимо выбирать объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме экскурсии, должны соответствовать це...

Экскурсия в парк Екатерингоф

Материал предстален в виде презентации. Предназначен  для расширения кругозора школьника, для изучения города, в котором живем. Парк Екатерингоф ведет свою историю с самого начала основания Санкт...

Осенняя экскурсия в парк

Осенняя экскурсия в паркЦели: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эс...

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в парк. Декабрь

Создаyние условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы....

Урок по окружающему миру "Экскурсия в парк "

Тема урока: Экскурсия в паркКласс: 2-аУчитель: Филиппова Э.О.Цели: учить детей наблюдать за растениями и насекомыми, за изменениями в природе; формировать у учащихся элементами экологических представл...